Альбина Ремнева
План проекта «Времена года»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект
ГБОУ Школа №1279
«Эврика»
ДО №4
старшая группа №10-Ю.
Воспитатели:
Ремнева А. А.
Осипова И. В.
2020-2021 г.
ПРОЕКТ «BPEMEHA ГOДA»
Не перестану удивляться красоте
Смотрю на мир влюблёнными глазами,
Волнует явь, подобно трепетной мечты,
Любуюсь лугом, речкой, небесами.
Красиво, если в небе бродят тучи,
Вмиг небеса очистить может от оков,
Публикация «План проекта „Времена года“» размещена в разделах
- Времена года. Материалы по теме сезонных изменений
- Времена года. Проекты, планы, тематические недели
- Планирование. Годовые планы на учебный год
- Планирование. Планы работ
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
Чудесный ветер, свежий и могучий.
Смотрю на мир и насмотреться не могу,
Подобен он блистательному чуду,
Всю красоту в душе я сберегу,
Её любить и верить ей я буду.
Тип проекта : познавательно-информационный
Вид: комплексный.
Формы реализации проекта : занятия; досуги, развлечения, праздники; дидактические игры; наблюдения; беседы; рассматривание иллюстраций, открыток; прогулки; использование мультимедийных презентаций; работа с родителями.
Продолжительность проекта : долгосрочный.
Возраст детей: 5—6 лет.
Участники: дети, родители, воспитатели, музыкальный руководитель.
Образовательные области: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально- коммуникативное развитие›, «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие». коммуникативное развитие›, «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Проблема проекта : кругозор детей ограничен, интерес к изучению природы поверхностный, неустойчивый; представления о природе примитивны; рассказы о временах года однообразны.
Цель: пополнение и обогащение знаний детей по темам «Осень», «Зима», «Весна», «Лето».
Задачи: расширить представление о многообразии и красоте явлений природы в разные сезонные периоды года, обогащать познавательную сферу детей; формировать навыки художественного исполнения различных образов при пении, в инсценировках и играх, формировать основы театральной культуры; способствовать развитию памяти, речетворчества и речевой самостоятельности детей; воспитывать эстетические чувства, художественное восприятие в рисовании, лепке, аппликации, конструировании; развивать двигательную активность детей.
Используемые методы: объяснительно-иллюстративный и репродуктивный (рассказ, объяснение, задания по алгоритму, опрос); проблемно-поисковый, частично-поисковый (проблемные вопросы, проблемные беседы, создание проблемных ситуаций); исследовательский (решение задач творческого уровня, самостоятельное решение проблемной ситуации, проведение опытов, моделирование, проектирование); методы, предполагающие взаимодействие педагога и воспитанников (игровые, сюрпризные моменты, ролевые игры, совместная проектная деятельность); методы самостоятельной работы воспитанников, работа с моделями; методы контроля и самоконтроля (викторина, устные вопросы, возвращение к сюрпризному моменту); методы формирования личностных результатов (беседа, пример, воспитывающие ситуации).
Предполагаемый результат: расширятся знания детей о временах года и их признаках; пополнится словарный запас; сформируются активность и заинтересованность в образовательном процессе детей и родителей.
Схема реализации проекта «Времена года»
Виды деятельности Название Цели
Речевое развитие Приметы, пословицы, поговорки, стихи, рассказы, сказки, загадки о временах года, природа на полотнах великих художников. Обогащать эмоционально-чувственную сферу детей; воспитывать культуру ведения диалога: умение внимательно слушать собеседника, не отвлекаться, не перебивать, отвечать на вопросы, приводить примеры; учить использовать в речи эпитеты, сравнения, образные выражения; развивать чувство прекрасного при прослушивании стихотворений, рассказов, сказок классиков русской литературы и современных поэтов; развивать логическое мышление и смекалку; способствовать развитию речетворчества и речевой самостоятельности детей.
Познавательное развитие Наблюдение, «Снежным серебром январь украшен!»;«Не художник, а рисует.»; «Зимнее солнце.»; «Деревья зимой.»; «Воробей, ты зимой не робей!»; беседы, «Зимушка-зима.»; «Январь. Приметы, пословицы, поговорки.»; «О зимних явлениях в неживой природе с использованием рассказа М. Ильина и Е. Сегаля «Рассказ о снежинках». «Тает снег, тает лёд.»; «Теплый ветер за окном.»; «Наблюдение за проталинами.»; «Апрель- месяц живой воды» «Наблюдение за солнцем» «Весенние трели.»; «День стал длиннее.»; «Соблюдаем правила природы ООД, дидактические игры, «Какая сегодня погода?»;«Когда это бывает?»; «Скажи- какой, какая, какое, какие?»; «Разрезные картинки.»; «Зимующие и перелетные птицы.»; рассматривание иллюстраций, открыток; использование мультимедийных презентаций «Неживая природа», «Живая природа», «Растения», «Животные леса», «Зимующие и перелетные птицы», «Ранняя осень»; «Уж небо осенью дышало.»; «Осенняя пора очей очарование!», «Откуда берутся лужи», «Определить, вследствие чего образовалась твердая корочка на песке», «Определить направление и силу ветра», «Рассмотреть иней, уточнить, что иней это вода, замерзшая под действием температуры.», «Рассматривание осеннего солнца через солнцезащитные очки», «Поведение птиц у кормушки»; «Найти на территории участка признаки оттепели, объяснить.». «Вырасти снежинку». «Почему тает снег»; «Первая песенка скворца»; «Определение наличия и направления ветра весной»; «Найти на территории участка детского сада признаки оттепели, объяснить»; «Выяснить, с какой стороны крыши сильнее капель. Почему?»
Формировать у детей представление о временах года; обогащать познавательную сферу; учить устанавливать простейшие сезонные закономерности явлений живой и неживой природы; проследить за взаимосвязью живой
и неживой природы, жизни человека и времен года; развивать познавательный интерес; познакомить со свойствами явлений неживой природы и живой природы; формировать экологическое мышление; закрепить знания детей о растениях, животных леса, зимующих и перелетных птицах; сформировать желание заботиться о живых существах
Художественно-эстетическое развитие Рисование «Деревья»,
«Пейзаж» рисование «Осень, осень в гости просим». «Яблоневый сад», «Зимнее небо», «Зимний лес.», «Деревья зимой.»; «Зимние забавы», «Весенний лес.», «Травка зеленеет!», «Заюшкина избушка», «Гжель снежно-голубая», «Золотая хохлома» «День птиц», «Животные жарких стран. Слон»
Закрепить и обобщить знания детей о временах года, явлениях природы; воспитывать эстетические чувства при рассматривании рисунков с изображением деревьев в природе; воспитывать желание рисовать, создать обстановку, помогающую отразить образ явлений природы; воспитывать умение видеть и понимать красоту природы в произведениях искусства; упражнять детей в получении светлых и темных тонов голубого, зеленого, желтого цвета; развивать эмоциональное восприятие окружающего мира, чуткого отношения к музыкальному образцу; воспитывать эмоциональный
настрой для воплощения своих чувств в рисовании
Аппликация/ Лепка
«Буря мглою небо кроет». «Зимняя елочка, с использованием различных видов материала» «Птицы прилетели.», «Кленовые листья», «Что нам Осень подарила», «Витамины на тарелке», «Весна – красна», «Народные промыслы», «Божья коровка» Закрепить: прием «обрывания», умение наклеивать различный материал на поверхность листа; уточнить представление детей о многоцветии природы; побуждать использовать бумагу разных оттенков для изображения объектов неживой и живой природы.
Развивать у детей: творчество; мелкую моторику пальцев рук; умение композиционно располагать объекты природы на листе бумаги; обогащать детский словарь; умение согласовывать свои действия с работой всего коллектива; воспитывать у детей: любовь к природе родного края; доброжелательное отношение друг к другу; умение взаимодействовать в группе детей
Социально- коммуникативное развитие Труд в природе Расширять представление о труде взрослых; формировать потребность трудиться; воспитывать любовь к труду, приучать старательно, аккуратно выполнять поручения, беречь материалы и предметы, убирать их на место после работы; воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности наравне со всеми, стремиться быть полезными окружающим, добиваться результатов
Физическое
развитие Подвижные игры: «Перепрыгни через лужу», «Солнышко и дождик», «Север, юг, восток и запад.», «Перелетные птицы.». «Солнышко и ветер», «Снежинки и ветер», «Берегись! Заморожу!», «Два Мороза»; катание на санках; скольжение по ледяной дорожке; метание снежков в горизонтальную и вертикальную цель; хождение по снежному валу. «У медведя во бору.»; «Хитрая лиса.»; «Перелёт птиц»; «Совушка.» Развивать двигательную активность детей; воспитывать
чувство коллективизма, настойчивость в достижении поставленной цели; дать возможность ощутить радость движения, умение согласовывать движение со словом, развивать внимание, ловкость
Культурно-
досуговая
деятельность Игры-викторины: «Что ты знаешь о Москве», «В гости к Деду Морозу», «Зимушка-зима», «Весна идет – весне дорогу» Поделки из снега (снеговика,, снежной крепости)., «Таинственный лабиринт» Определить уровень знаний детей по теме «Времена года»,
закрепить умение отгадывать загадки; подбирать слова- признаки; развивать внимательность; умение участвовать в совместной командной игре, обучать методам самоконтроля (умение выслушивать соперника, работать согласно устной инструкции)
Развлечения, досуги: «День Матери», «Помоги птицам», «Заюшкина избушка», театр теней, фольклорный праздник, «В гостях у кукол» Формировать основы театральной культуры; учить передавать особенности характера персонажа с помощью мимики, жеста, движения и интонационно-обратной речи; поддерживать инициативу, самостоятельность и творческую активность на всех этапах культурно-досуговой деятельности
Праздники: «Краски осени», «Новый год», «8 Марта», «Масленица», «Космос – это мы»
Итоговое мероприятие: «Времена года» Доставить детям радость; привлекать детей к активному, разнообразному участию в подготовке к празднику и его проведении; воспитывать чувство удовлетворения от участия в коллективной предпраздничной деятельности; формировать основы праздничной культуры
Образовательный проект «Времена года» был построен на основе интеграции образовательных областей, комплексно-тематического планирования, проектной деятельности.
Структура образовательной работы включала в себя совместную деятельность педагогов, детей и родителей: организованную образовательную деятельность; образовательную деятельность в режимных моментах; самостоятельную деятельность детей и работу с родителями по проектной деятельности в следующих формах работы:
— организованная образовательная деятельность; чтение художественной литературы;
— дидактические и развивающие игры,
— подвижные игры;
— досуги, развлечения, праздники;
— самостоятельная художественная деятельность;
— самостоятельная исследовательская деятельность;
— наблюдения;
— работа в центре познавательно-исследовательской деятельности.
В результате работы по проекту «Bpeмeнa года» у детей развиваются:
— познавательный интерес к природе, желание активно изучать природный мир: искать ответы на вопросы, высказывать догадки и предположения, эвристические суждения;
— представления детей о природе родного края, многообразии природного мира, причинах
природных явлений, об особенностях существования животных и растений в сообществе, о взаимодействии человека и природы;
— проявление инициативы детей в самостоятельных наблюдениях, опытах, рассуждениях по содержанию прочитанной познавательной литературы;
— понимание того, что человек — часть природы, что он должен беречь ее;
— воспитываются нравственные чувства, выражающиеся в сопереживании природе, эстетические чувства, связанные с красотой природного мира.
Итоговые мероприятия проведено в виде досуга «Времена года»
Проект «Времена года» обеспечил условия для формирования системы знаний по ознакомлению с миром природы (сезонные наблюдения) у дошкольников; привлек родителей к активному сотрудничеству.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бабаева, Т. И. Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Детство» / Т. И. Бабаева [и др. ]. CП6. : ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017. — 528 с.
2. Веракса, Е. В. От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Е. А. Васильевой. — М. : МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2017.
3. Веракса, Н. Е. Проектная деятельность дошкольников: пособие для педагогов дошкольных учреждении / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. — М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. — 64 с.
4. Доронова, Т. А. Вместе с семьё й: пособие по взаимодействию дошкольных учреждений и родителей /Т. А. Доронова [и др. ]. — М. : Просвещения, 2005. — 226 с,
5. Дыбина, О. В. Интеграция образовательных областей в педагогическом процессе ДОО: пособие для педагогов дошкольных учреждений / О. В. Дыбина, С. Е. Анфисова, О. П. Болотникова ; под ред. О. В. Дыбиной. — М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. — 80 с.
6. Зверева-Андреевская, Е. Г. Окружающий мир / Е. Г. Зверева-Андреевская, О. Н. Монтазери, М. А. Игошина. — М. : Ювента, 2006. — І28 с.
7. Киреева, Л. Г. Формирование экологической культуры дошкольников / Л. Г. Киреева, С. В. Бережнова. — Волгоград : Учитель, 2008. — 122 с.
8. Киселева, Л. С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения / Л. С. Киселева [и др. ]. - М. : АРКТИ, 2005. 96 с.
9. Николаева, С. Н. Воспитание начал экологической культуры в дошкольном детстве: методика работы с детьми подготовительной группы детского сада / С. Н. Николаева. М. : Новая школа, 2005. — 160 с.
10. Пантелеева, Н. Г. Знакомим детей с малой родиной: методическое пособие / Н. Г. Пантелеева. — М. : ТЦ Сфера, 2016. — 128 с.
11. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Тропинки» : проект/под ред. В. Т. Кудрявцева. — М. : Вентана-Граф, 2015. - 560 с.
12. Рыжова, И. А. Программа «Наш дом — природа» : блок занятии «Я и природа» / Н. А. Рыжова ; текст публикуется в авторской редакции. — М. : КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА, 2015. — 192 с.
13. Ушакова, О. С. Развитие речи и творчества дошкольников: игры, упражнения, конспекты занятий / О. С. Ушакова. — М. : ТЦ Сфера, 2004. 144 е.
14. Фесюкова, Л. Б. Времена года : методическое пособие / Л. Б. Фесюкова, О. О. Григорьева. — Харьков: Ранок, 2008. — 85 с.
15. Чернякова, В. Н Экологическая работа в ДОО: метод. пособие / В. Н. Чернякова. — М. : ТЦ Сфера, 2008. — 128 с.
16. Шорыгина, Т. А. Познавательные сказки (сказки-подсказки) / Т. А. Шорыгина. М. : ТЦ Сфера, 2015. — 80 с.
17. Шорыгина, Т. А. Трудовые сказки (сказки-подсказки) / Т. А. Шорыгина. — М. : ТЦ Сфера, 2015. — 80 с.
18. Шорыгина, Т. А. Овощи. Какие они? / Т. А. Шорыгина. — М. : Гном и Д, 2012. — 88 с.
19. Шорыгина, Т. А. Познавательные сказки. Беседы с детьми о Земле и ее жителях/ Т. А. Шорыгина. — М. : ТЦ Сфера, 2016. — 80 с.