Татьяна Башинская
«Формирование представлений о родном крае у детей дошкольного возраста». План по саморазвитию педагога
▼ Скачать + Заказать документы
План по саморазвитию педагога
«Формирование представлений о родном крае у детей дошкольного возраста».
Актуальность:
Не земля вообще, а край, где родился и вырос, где светят звезды детства, – именно это необходимо каждому человеку. Одной из форм изучения родного края является краеведческая работа.
Краеведение – это своеобразный «родительский сундучок». Это – совокупность наследства, оставленного нам предками. Это – живая легенда и бабушкины рассказы, обычаи и традиции родного края и богатства недр, степей, лесов, полей, трудовые достижения и ратные свершения отцов и дедов. Это – опыт хозяйственного освоения края и его вековая культура. Это то самое наследство, которое мы должны не только использовать по назначению в жизни, а и беречь, как зеницу ока, развивая и распространяя ее среди потомков.
Публикация «„Формирование представлений о родном крае у детей дошкольного возраста“, План по саморазвитию педагога» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Планы
- Планирование. Планы работ
- Республика, область, край. Список городов
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
Краеведение – это, прежде всего, золотой запас нашей духовности. Это – сокровище на века, залог нашего суверенитета в глазах других стран и народов. В старшем дошкольном возрасте увеличивается объем знаний о родном крае. Детей знакомим с историей города и его достопримечательностями, героическими страницами истории. Чувства гордости испытывают дети, живущие на улицах, названных в честь знаменитых людей города.
В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины. Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
Поэт Симонов в стихотворении “Родина” пишет:
“Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал.
Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал”
И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце Знакомство с родным поселком и родной страной вызывает у детей положительные чувства и эмоции. В этой связи считаем формирование представлений о родном крае у детей дошкольного возраста актуальной задачей.
В связи с актуальностью была сформулирована тема самообразования: «Формирование представлений о родном крае у детей дошкольного возраста».
Цель работы по краеведению: дать детям дошкольного возраста представления об экологии, истории и культуре родного края, от семьи к более широким понятиям – народ, Родина
Задачи:
1. Вызвать интерес к жизни наших земляков. Дать элементарное представление об истории родного города, его памятниках и архитектуре;
2. Дать представления о размерах нашей области и её природных богатствах. Вызвать интерес к жизни родного края;
3. Познакомить с героическими боевыми достопримечательностями родного города, дать представление о защитниках Отечества;
4. Познакомить с бытом и традициями русского народа, народными праздниками
Темы работы по краеведению:
1. Природа вокруг нас.
2. Изучаем историю.
4. Интересная география.
Природа вокруг нас
• Берем под свою защиту.
• Путешествие в зеленое царство.
• Времена года.
• Водоемы родного края.
• Растения и животные родного края.
• Явления природы.
• Человек и его деятельность в природе.
• Формирование краеведческих привычек и умений в процессе ознакомления детей с природой родного края.
Изучаем историю
• Моя семья.
• Мой детский сад.
• Мой город – Куртамыш.
• Моя столица – Москва.
• Мое государство – Россия.
Интересная география.
• Моя улица.
• Мой микрорайон.
• Моя маленькая родина.
Ожидаемые результаты:
- Пробуждение интереса к истории и культуре своего города, любви к родному краю.
- Формирование чувства национального достоинства, ответственности.
- Объединение усилий педагогов и родителей при организации работы по ознакомлению с историческими ценностями нашей культуры, традициями, достопримечательностями, памятниками.
Перспективный план работы по краеведению с дошкольниками 6-7 лет
№
п/п Время проведения Тема Форма проведения
1 Сентябрь 1.«.Занимательная география». Экскурсия «Что я знаю о детском саде» Закрепить умение детей ориентироваться в помещениях детского сада. Развивать оперативную память. Воспитывать уважение к людям, работающим в детском саду.
2.«Изучаем историю». Занятие «Семь Я» Продолжать знакомство с семьями воспитанников группы: интересными событиями, традициями, поступками близких людей. Учить детей эмоционально реагировать на окружающий мир, свободно входить в контакт со взрослыми и со сверстниками, развивать познавательные и творческие способности, память, мышление, воображение, речь. Воспитывать чувства гражданственности через любовь и уважение к своим близким
3. Конкурс «Самое старое фото из альбома», «Поговорки о семье и доме». Рассказ «В мире имен и фамилий», «Трудовая слава моей семьи». Цель: предложить узнать об истории самого близкого, самого дорогого для ребенка – семьи, какие старинные имена были в семье, чем известны их родственники, о трудовой и воинской славе, семейных традициях, об обязанностях в семье, о своем доме
4. Названия улиц родного города. Цель:Знакомить детей с родным городом и его историей начинаем из рассматривания открыток, буклетов, слайдов, видеоматериала.
2 Октябрь 1.«Природа и мы». «Берем под свою защиту» (природа города). Экскурсия в парк. Цель: Обобщить представление детей о природе города Экибастуза. Развивать умение находить причинно-следственные связи живой и неживой природы; расширить представление о реакции животных и растений на изменение условий среды и взаимодействие человека. Воспитывать стремление любить преумножать, оберегать природу. Безопасный путь к детскому саду.
2. Занимательная география». «Моя улица» Цель: Закрепить у детей знания о подразделении микрорайона – улице, названии. Развивать мышление, речь, ориентировку в пространстве. Воспитывать любовь к родному городу, родной улице. Что такое улица, название улиц, история названий. Рассказ об улице, где находится твой дом, какие дома на улице.
3 «Природа и мы». Экскурсия «Путешествие в зеленое царство» (природа леса, парков) .Цель:Систематизировать представления детей о лесе, В лесу растет много разных деревьев. Лес – это общий дом для растений и животных. Развивать умение детей различать хвойные деревья (по хвое, коре, шишкам и т. д.) Закреплять отличительные признаки лиственных деревьев. Воспитывать интерес к жизни леса. Учить бережно относиться к лесу, растущим деревьям. Воспитывать желание защищать природу. Воспитывать любовь к труду, доводить начатое дело до конца.
4.«Изучаем историю». «История детского сада». Цель: Закрепить у детей знания об истории детского сада. Развивать желание быть в детском саду. Развивать у детей элементарные навыки труда, используя алгоритм действий. Совершенствовать диалогическую речь. Воспитывать у детей внимательность и предупредительность друг к другу.
Виды деревьев. Уровни растительного мира. Грибная азбука. Дары леса. Лес в жизни человека. Правила друзей природы. Составление списка растений, характерных для нашей местности. Самостоятельный поиск.
Рассматривание альбомов об истории нашего детского сада. Чтение вырезок из городских и областных газет о детском саде. Составление схем маршрута от дома к саду и наоборот. Составление плана помещений детского сада и его территории с использованием условных знаков
3 Ноябрь «Занимательная география». «Мой микрорайон».Цель: Продолжать знакомить детей с малой родиной. Дать представление о своем микрорайоне: улице, жилых домах, общественных зданиях. Ввести в активный словарь детей понятия: соседи, родственники, улица. Закрепить знания детей о семье и членах семьи. Воспитывать у детей интерес у детей к своему микрорайону, его красоте.
2.«Изучаем историю». «Мой край – Курганская область» Цель: Систематизировать знания о флоре и фауне Курганской области; закрепить знание русских пословиц и поговорок. Развивать аналитические способности, словесно-логическую память, устойчивость внимания, зрительное восприятие; обогащать активный словарь детей. Воспитывать чувство любви к родному краю, уважение к труду.
3.«Природа и мы». «Лекарственные растения» Цель: Систематизировать знания детей о лекарственных растениях. Развивать диалогическую и монологическую речь, умение использовать разные части речи по смыслу. Воспитывать бережное отношение к природе, лекарственным растениям, которые растут рядом
4.«Занимательная география». «Моя малая родина». Цель: Формирование чувства патриотизма путем осмысления таких понятий, как род, родители, Родина. Воспитание чувства долга и любви к ближнему. Развитие интереса к истории своего рода, желания делится знаниями с товарищами. Формирование грамматического строя речи и расширение словарного запаса.
Рисование плана улицы. Дорожные знаки. Правила дорожного движения. Правила поведения на улице. Рисование пути от дома к детскому саду в разных вариантах
Чтение книг о Курганской области. Рассматривание географической и физической карт, альбомов, иллюстраций
Придорожные растения. Лекарственные растения края. Рассматривание гербария лекарственных растений. Правила сбора лекарственных растений
Рассказ «Где я был с родителями», конкурс рисунка «Мое любимое место отдыха». Игры с планом «Что где находится», «Расположи и расскажи».
4 Декабрь 1.«Изучаем историю». «Мой город – Куртамыш» Цель: Продолжать знакомить детей с родным городом; закреплять знания детей о том, что наш город небольшой, красивый. Познакомить детей с Курганской областью; дать представление о том, что Куртамыш является частью Курганской области Продолжать учить детей самостоятельно, последовательно составлять описательные рассказы о городе, используя накопленные знания. Закреплять умение при составлении рассказа пользоваться схемой. Расширять представление о гербах, познакомить с понятием семейный герб. Воспитывать у детей патриотизм, формировать интерес к познанию своего края.
2.«Природа и мы». «Растения родного края». Экологический клуб «Знатоки растений» Цель: Учить различать хвойные деревья (по хвое, коре, шишкам и т. д.) и лиственные. Закреплять отличительные признаки лиственных деревьев. Воспитывать интерес к жизни растений. Учить бережно относиться к лесу, растущим деревьям. Воспитывать желание защищать природу. Воспитывать любовь к труду, доводить начатое дело до конца.
3.«Занимательная география». «Картография для дошкольников. Цель: Учить детей понимать схематичное изображение предметов. Развивать умение анализировать схему. Формировать понятие о соотношении схемы с реальным изображением предмета в пространстве. Учить пользоваться обобщенной схемой. Воспитывать усидчивость.
4. «Изучаем историю». «Мое государство – Россия». Цель: Закрепить умения детей различать понятия “страна”, “республика”, “город”. Закрепить с детьми названия основных городов России, столицы Росии. Развивать внимание. Расширять представления о достопримечательностях некоторых городов. Воспитывать любовь к своей Родине, родному городу, уважение к согражданам. Рассказ воспитателя
Улицы города. Чем славен Куртамыш. Где работают твои родители.
Интеллектуальные игры по теме. Проблемные ситуации. Словесно-логические задачи.
Ознакомление со схемой предмета. Цикл игр со схемой предмета
Откуда пошло название «Россия», «россияне». Происхождение русского народа.
5 Январь 1.«Природа и мы». Занятие «Животное царство родного края». Цель: Закрепить знания детей о животных родного края. Активизировать в речи детей слова, определяющие предметы природы, их качества и особенности. Продолжать учить правильно, образовывать слова, пользуясь суффиксами (детёныши животных). Развивать познавательные способности детей, любознательность, логическое мышление, воображение. Развивать мелкую моторику рук, интерес к продуктивным видам деятельности, творческое воображение. Воспитывать интерес к природе родного края.
2.“Узнай где я нахожусь” – закрепление знаний о достопримечательностях родного города.
3.«В путь-дорогу собирайся, за здоровьем отправляйся!» Цель: Закрепить представления детей об изменениях в природе. Развивать силу, выносливость, наблюдательность. Воспитывать желание заботиться о природе и своем здоровье.
4. Рассматривание иллюстраций, открыток с видами родного города Цель:
Продолжать знакомить детей с родным городом вызвать чувство гордости за родной город Заочное путешествие
Игра-путешествие Рассматривание альбомов о животных родного края. Редкие животные родного края. Охрана животных.
6 Февраль 1. Памятники защитникам Отечества.
Цель:. Воспитывать чувства гражданственности через любовь и уважение к истории земляков
2.«Изучаем историю». Развлечение «Семья талантами богата» Цель: Продолжать знакомство с семьями воспитанников группы: интересными событиями, традициями, поступками близких людей. Учить детей эмоционально реагировать на окружающий мир, свободно входить в контакт со взрослыми и со сверстниками. Развивать познавательные и творческие способности, память, мышление, воображение, речь. Воспитывать чувства гражданственности через любовь и уважение к своим близким.
3. «Природа и мы». «Птицы» Цель:Дать детям представление о птицах (внешний вид, среда обитания и т. д., их разнообразии. Учить делить на перелётных и зимующих на основе связи между характером корма и способом его добывания. Развивать речь, мышление. Воспитывать доброе отношение к птицам
4. «Изучаем историю». «Я и мой детский сад».Цель: Систематизировать имеющиеся у детей знания о детском саде, о тех, кто работает в нем, какую работу выполняет. Развивать желание быть в детском саду. Развивать у детей элементарные навыки труда, используя алгоритм действий. Совершенствовать диалогическую речь. Воспитывать у детей внимательность и предупредительность друг к другу.
Развлечение Рассказы «Моя семья, как кого зовут», «Трудовая слава моей семьи».
Зимующие и перелетные птицы. Почему птицы улетают в теплые края. Дидактические игры по теме.
Рассказы о друзьях, о любимой воспитательнице. Внешний вид. Как надо вести себя в обществе
7 Март 1.«Природа и мы». «Эти незнакомые насекомые». Цель: Закреплять знания детей о насекомых.
Закреплять умение составлять предложения по схемам, объединять их в небольшие рассказы.
Развивать внимание, системное и логическое мышление.
Воспитывать у детей потребность в общении с природой
2.«Изучаем историю». «Куртамыш – город будущего»
Учить детей создавать варианты зданий жилищного, общественного характера, передавать видовые и характерные признаки зданий, продумывать сюжетные композиции. Учить применять знания, умения и навыки, полученные на занятиях, в собственной творческой деятельности. Развитие воображения и творческих способностей дошкольников. Способствовать умению детей понять общий замысел и участвовать в его осуществлении, проявляя активный познавательный интерес к прошлому города, его настоящему и будущему родного города.
3. Работа со схемой микрорайона – упражнение в ориентировке. Цель: Учить рисовать план, соотносить реальные предметы с их изображением на плане. Учить ориентироваться по плану. Развивать наблюдательность, глазомер. Воспитывать желание путешествовать.
4.«Природа и мы». «Явления природы» Цель: Закрепить знания детей о природных явлениях. Воспитывать у детей любовь к природе, желание заботиться о ней, закрепить представления детей о том, что Земля - наш общий дом, в котором живут звери, птицы, рыбы, насекомые, а человек- часть природы, развивать у детей умение наблюдать, анализировать, развивать связную речь
Игра-путешествие Кто такие насекомые. Виды, окраска, питание, польза. Загадки и стихотворения о насекомых
Улицы города. Чем славен Куртамыш. Где работают твои родители.
Игра- практикум Составление плана помещения. Ориентировка по плану. Игры «Разложи детей по кроватям».
Сезонные явления в природе. Дидактические игры по теме
8 Апрель 1.«Изучаем историю». Занятие «Символы Родины». Цель: Познакомить с главными символами (гимн, флаг, герб). Расширять представления детей о государственной символике России, их историческом происхождении. Воспитывать у детей уважение к могуществу своей родины любовь к Родине, чувство гордости за свою страну
2.«Природа и мы». «Ты и окружающий мир». Цель: Воспитывать у детей любовь к природе, желание заботиться о ней, закрепить представления детей о том, что Земля - наш общий дом, в котором живут звери, птицы, рыбы, насекомые, а человек- часть природы. Развивать у детей умение наблюдать, анализировать, развивать связную речь. Воспитывать желание заботиться об окружающем мире.
3.«Занимательная география». Занятие Знакомство с картой Российского государства». Цель: Закрепить знания детей об условных знаках, правилах ориентирования по карте. Развивать логическое мышление, анализ и самоанализ.
4. Прогулка-поход «Сказки весеннего парка» Цель: Закрепить представления детей об изменениях в природе. Развивать наблюдательность. Воспитывать желание заботиться о природе.
Экологическая тропа на территории детского сада. Правила природопользования. Экологические знаки. Жалобная книга природы.
Знаки. Физическая карта России. Сокровища родной земли. Плодородные земли. Регионы. Реки и озера России. Растения и животные России.
9 Май 1.«Изучаем историю». Занятие «Родной язык».
Формировать у детей понятия о языке как об универсальном средстве общения. Развивать связную речь. Воспитывать уважение к русскому языку и людям – мастерам слова (поэтам, писателям).
2.«Природа и мы». «Краеведение» Цель: Формировать краеведческие привычки и умения в процессе ознакомления с природой. Развивать оперативную память. Воспитывать желание узнавать новое.
3.«Занимательная география». «От родной колыбели – путь во Вселенную». Цель: Систематизировать знания детей о своем городе, области, стране, планете, Вселенной. Развивать оперативную память, мышление, речь. Воспитывать желание узнавать новое.
4.«Изучаем историю». «Музейная азбука». Экскурсия в музей.
Сформировать у детей знания о музеях. Развивать оперативную память, мышление, речь. Воспитывать желание узнавать новое.
Беседа Русский язык – средство общения прадедов и современников. Творчество мастеров слова русского народа.
Ознакомление с ландшафтом. Наблюдение за погодой. Фенологические наблюдения. Работа детей в природе.
Беседа Мир вокруг нас. Страны мира. Континенты. Наш адрес во Вселенной.
Что такое музей. Его функции. Правила поведения в музее.
Формы и методы работы с родителями
1. Беседы с родителями о важности данной проблемы
2. Оформление папки-передвижки «Люби и знай свой край родной»
3. Изготовление семейных альбомов
4. Привлечение родителей к пополнению уголка краеведения предметами русского быта
5. Словотворчество с родителями «Сочини частушку о крае, городе»
6. Выставка «Сделаем наш город чище» (совместно с родителями)
7. Оформление альбомов “Достопримечательности моего города”, “Красная книга Курганской области”, «Хлеб – всему голова!», «Птицы родного края», «Природа нашего края»
8. Информация для родителей «История родного города»,
9. Словотворчество с родителями «Сочинить рассказ освоей улицы», частушки о родном крае.
10. Выставка «Лето в родном крае», «Сделаем наш город чище» (совместно с родителями
Методическая работа:
• 1. Подбор и изучение методической литературы. (сентябрь, 1-2 неделя)
• 2. Пополнение «методической копилки» по ознакомлению дошкольников с родным городом: (сентябрь-май)
• - картотека;
• - разработки конспектов занятий, развлечений, анкет, опросников, схем, памяток для работы с детьми и родителями;
• - разработка диагностики по формированию краеведческих представлений;
• - разработка плана работы по ознакомлению с родным городом;
• - разработка плана по ознакомлению с социальным окружением ДОУ.
• Подборка и оформление консультативного материала для воспитателей и родителей.
• 3. Пополнение предметно-развивающей среды ДОУ: методическая и художественная литература, картины, иллюстрации, альбомы, дидактические игры, стенды. (сентябрь-май)
• 4. Разработка конспектов, подготовка и проведение открытых мероприятий. взаимопосещения. (сентябрь-май)
• 5. Создание рабочей программы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников «формирование краеведческих представленийу детей старшего дошкольного возраста» (из опыта работы ДОУ). (март)
• 6. Разработка дидактических игр по ознакомлению с родным городом. (март)
• 7. Конкурсы детских рисунков и творческих работ: «Мы любим наш город» (октябрь, «Я люблю свой детский сад» (март).
• 8. Создание видеофильма «Виртуальная экскурсия по городу». (март)
• 9. Выставка совместного творчества «Город моей мечты», «Мой любимый детский сад». Воспитатели, родители. (март)
Формы и методы работы с педагогами
1. Семинар-практикум «Игры и занятия по краеведению»
2. Открытый просмотр образовательной деятельности в группах ДОО.
5. Аукцион форм работы по ознакомлению с родным городом. Цель: выявить интерес к проблеме методов активного обучения; обмен опытом работы
6. Знакомство педагогов с разработанной программой «Моя Родина Куртамыш»
Формы и методы работы с детьми
Игровая деятельность
• Дидактические игры «К нам гости пришли», «Кто что делает», «Вежливый разговор по телефону» и т. д.
• Сюжетно-ролевые игры.
• Оформление дидактических игр по краеведению:
“Узнай, где я нахожусь?», «Собери картинку», «Карта моего города», «Город будущего», «Мой край родной», «Я - фотограф», «Вот моя улица, вот мой дом родной»
Познавательное развитие
• Экскурсии по городу. • Экскурсия в детскую библиотеку. Рассказ библиотекаря об образовании нашего города»
• Проведение цикла познавательной образовательной деятельности, на темы: “Куртамыш – прошлое и настоящее», «Моя Родина – город Куртамыш», «Возникновение города. Его история», «Участники ВОВ», «Моё имя, его значение», «О чём рассказали старые фотографии», «Семья. Родословное древо моей семьи»
• Просмотр видеофильма «Мой детский сад», «Наша Родина – Россия», «Народная игрушка».
Продуктивная деятельность
• Лепка «Животные и птицы «Курганской области»
• Создание папки рисунков «Куртамыш глазами детей и родителей»
• Изготовление макетов «Наша улица», «Наш детский сад», «Город мой в будущем»
• Оформление фотоальбома «Моя Родина Куртамыш»
Развитие речи
• составление творческих рассказов «Мой любимый уголок»
• беседы с детьми «Я люблю свою маму», «Моя бабушка самая хорошая», «Мы – дружная семья»
Ознакомление с художественной литературой
• знакомство с творчеством детских писателей Курганской области (библиотека)
• Разучивание стихов, песен о г. Куртамыше.
Педагогические принципы при работе с детьми
регионализации;
непрерывности;
доступности;
научности;
целостности;
системности;
преемственности;
культурообразности;
стимулирования детской деятельности.