Балашова Наталья
План по самообразованию «Развитие мелкой моторики у младших дошкольников посредством нетрадиционных техник рисования»
▼ Скачать + Заказать документы
План по самообразованию
Тема: «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования».
(дошкольная группа от3 до 4 лет) 2020-2021 учебный год
Воспитатель: Балашова Наталья Юрьевна.
Публикация «План по самообразованию „Развитие мелкой моторики у младших дошкольников посредством нетрадиционных техник рисования“» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нетрадиционные техники рисования
- Нетрадиционные техники рисования. Самообразование
- Планирование. Планы работ
- Развития мелкой моторики. Самообразование
- Рисование. Все материалы
- Рисование. Планирование
- Самообразование, саморазвитие
- Средняя группа
- Темочки
Актуальность темы: На всех этапах жизни ребёнка движения рук играют важнейшую роль. Степень развития мелкой моторики у ребенка определяет самые важные для его будущего качества: речевые способности, внимание, координацию в пространстве, концентрацию и воображение. Центры головного мозга, отвечающие за эти способности, непосредственно связаны с пальцами и их нервными окончаниями. Поэтому упражнения и занятия, в которых участвуют маленькие пальчики дошкольника, исключительно важны для его умственного и психического развития. Одной из эффективных форм развития мелкой моторики рук является изобразительная деятельность. В изобразительной деятельности развиваются движения руки, связанные с процессом изображения. В процессе творчества, действий с материалами происходит естественный массаж биологически активных точек расположенных на ладонях и пальцах рук, развивается зрительно-двигательная координация. Целенаправленная и систематическая работа с использованием нетрадиционных техник рисования будет способствовать развитию мелкой моторики у детей раннего возраста, а так же формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное, сохранению психического и физического развития.
Цель для педагога:
-Создать условия для развития и совершенствования мелкой моторики рук у дошкольников через нетрадиционную технику рисования. Способствовать развитию творческих способностей детей, раскрытию творческого потенциала и личностных качеств дошкольников, используя различные техники и жанры изобразительного искусства. Повышение профессиональной компетентности в вопросах развития мелкой моторики у детей раннего возраста.
Цель для детей:
Формирование геометрических представлений у детей. Проявление интереса к технике оригами
Задачи:
1. Повысить собственный уровень знаний путем самообразования и изучения методической литературы;
2. Познакомить детей с различными нетрадиционными техниками рисования;
3. Формировать умение использовать в рисовании разнообразные материалы и технику, разные способы создания изображения;
4. Развивать двигательную координацию кистей и пальцев рук;
5. Развивать зрительное восприятие, пространственную ориентировку на листе бумаги;
6. Развивать эстетические чувства формы, цвета, ритма, композиции, воспитывать интерес к рисованию.
Ожидаемый результат для педагога:
Повышение своего профессионального уровня. Создание специальной среды для обучения нетрадиционным техникам рисования детей младшего дошкольного возраста, с целью развития у них мелкой моторики рук через творчество.
Ожидаемый результат для детей: Развитие мышления, памяти, внимания, мелкой моторики рук, глазомера, творческих способностей. Дети познакомятся с пальчиковой гуашью и её свойствами; узнают, что рисовать можно не только кисточкой; научатся видеть необычное в обычном предмете; разовьют мелкую моторику рук, повысят свой словарный запас.
Формы отчетности:
- Изготовление рисунков в различных техниках, проведение выставок.
-открытое занятие для педагогов в рамках ДОУ и консультация для воспитателей по данной теме.
-составить конспекты занятий, развлечений.
- проведение мастер-класса, консультации, рекомендации, памятки для родителей.
План работы по данной теме на год
Сроки
Литература для изучения
Работа с детьми
Работа с родителями
Работа с воспитателями
Сентябрь-
октябрь-
ноябрь
- Знакомство с теоретическими знаниями о нетрадиционной технике рисования, изучение литературы, отбор технологий, подбор диагностического материала.
- игры и задания
для развития мелкой моторики рук :
«Разрезные картинки» – для развития действия пальцев кисти руки и воображения;
«Игры - шнуровки» - для развития мелкой моторики рук, «Игры с прищепками» - для развития двигательную координацию кистей и пальцев рук «Перебрать фасоль», «Выложи из камушков предмет»
«Застежки», «Цветная поляна» – для закрепления цветов
«Заштрихуй фигуру» (горизонтальные, вертикальные, наклонные - развивать мелкую
моторику рук;
- занятие «Осень»
(печатание листьев)
-занятие «Веточка рябины»
(рисование пальчиками) - Консультация для родителей «Зачем детям рисовать».
-информация в родительский уголок «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования».
- оформление родительского уголка.
-Родительское собрание «Возрастные особенности детей четвертого года жизни»
- совместно с детьми участие в выставке работ из природного материала
- изучение опыта педагогов ДОУ
Декабрь-
январь-
февраль
-Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.
-Лыкова И. А. «Дидактические игры и занятия. Художественное воспитание и развитие детей 1–7 лет». Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений. «Карапуз-дидактика». Творческий центр СФЕРА. Москва 2009 г.
-Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.
-Создание картотеки дидактических игр для развития мелкой моторики через нетрадиционное рисование.
-Применение упражнений пальчиковой гимнастики на занятиях.
Занятие «Елочка-красавица» (рисование пальчиками с использованием трафарета)
Занятие «Цыпленок» (рисование поролоновой губкой)
Занятие «Колючий ежик» (рисование пластиковой вилкой)
- Изготовление поздравительных открыток Новому году, ко Дню защитника Отечества
-консультация по теме: «Пальчиковая гимнастика для детей дошкольного возраста в игровой форме».
-информация в родительский уголок «Такие разные материалы для рисования».
-участие в городском экологическом конкурсе «Живи елочка».
-пополнение центра Изо материалами для рисования в нетрадиционной технике (ватные палочки, тычки, поролон, пластиковые вилки и т. д)
-Оформление папки-передвижки «Изобразительное творчество в семье».
-сотрудничество с
детской библиотекой в
подборе методической
литературы.
-проведение открытого занятия по рисование в нетрадиционной технике «Морозные узоры»
Март-
апрель-
май
Изучить статьи Цквиария Т. А. «Нетрадиционные техники рисования». «Интегрированные занятия в ДОУ».
Изучить статьи использование нетрадиционных техник рисования Фатеева А. А. «Рисуем без кисточки».
Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук : Игры и упражнения.
-Занятие «Подснежник»
(рисование ватными палочками, техника пуантилизм)
-Занятие «До чего красив павлин» (рисование ладошками + ватными палочками)
-Занятие «Одуванчик» (рисование манкой) Внимательно рассмотреть одуванчик.
Чтение Серова «Носит
одуванчик желтый
сарафанчик».
-Диагностика результатов работы
- родительское собрание «Вот и стали мы на год взрослее. Наши достижения» выступление «Нетрадиционные техники рисования – удивительный способ общения ребенка с миром и самим собой».
-Консультация для родителей «Важность развития мелкой моторики рук для детей дошкольного возраста».
-информация в родительский уголок «Рекомендации по развитию мелкой моторики».
- Оформление выставки творческих работ выполненных в нетрадиционной технике рисования.
- консультация для педагогов : «Знакомство с нетрадиционными техниками рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста», и мастер-класс по рисованию в технике ниткография.
-отчет по самообразованию, презентация