Валентина Ермолаева
План по самообразованию воспитателей «Сенсорное развитие детей раннего возраста в различных видах деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Ермолаевой Валентины Александровны, Углевой Ольги Викторовны
«Сенсорное развитие детей раннего возраста в различных видах деятельности»
Актуальность: в дошкольной педагогике проблема сенсорного воспитания занимает одно из центральных мест. Сенсорное развитие детей в раннем возрасте является главной составляющей полноценного развития! Сенсорное развитие ребенка-это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п.
Публикация «План по самообразованию воспитателей „Сенсорное развитие детей раннего возраста в различных видах деятельности“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Планирование. Планы работ
- Самообразование, саморазвитие
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Сенсорное развитие. Самообразование
- Темочки
Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного развития, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей ребенка. И именно ранний возраст является наиболее благоприятным для накопления и систематизации представлений об окружающем мире и совершенствовании деятельности органов чувств ребенка. Сенсорное развитие лучше всего происходит, когда дети с самого раннего возраста получают возможность приобрести соответствующий чувственный опыт. Так как игровая форма обучения является ведущей на ступени раннего развития, то значительное место в сенсорном воспитании раннего возраста занимает игра. Играя, ребенок учится осязанию, восприятию и усваивает все сенсорные эталоны; учится сопоставлять, сравнивать, устанавливать закономерности, принимать самостоятельное решение; развивается и познает мир. В раннем возрасте ребенок просто играет, но по внутреннему психологическому значению – это процесс непреднамеренного обучения.
Сенсорное развитие детей должно охватывать все многообразие сенсорных характеристик окружающего мира и осуществляться путем использования «жизненной обстановки» в целом – помещений детского сада и его территорий. Также сенсорное развитие детей должно осуществляться через различные виды деятельности.
Цель работы: создание оптимальных условий для сенсорного развития детей, через различные виды деятельности.
Задачи:
1. формировать у детей представление о сенсорных эталонах, через дидактическую игру;
2. развивать чувственные ощущения детей в процессе продуктивной деятельности, режимных моментов;
3. воспитание у детей положительных эмоций, связанных в восприятии явлений окружающего мира.
План работы по теме самообразования
Формы работы:
сбор и изучение методической литературой;
создание предметно-развивающей среды по сенсорному развитию;
создание картотеки игр по сенсорному развитию.
Работа с детьми:
В режимные моменты:
-во время кормления: «Какого цвета суп?», «Чем пахнет сок?», «Какой формы печенье»,
-во время умывания: «Теплая – холодная водичка», «Какого цвета мыло»,
-при одевании: «Найди пару к носочку (рукавичке)», «Какого цвета одежда».
В течение года:
в экспериментальной деятельности: игры с водой, с песком, с природными материалами, игры со снегом.
В продуктивной деятельности:
-игры в крупный и мелкий строитель (пластмассовый, деревянный, мягкий,
-игры с конструктором лего (крупным,
-игры с мозаикой нескольких видов (по форме и величине,
-«Бусы для нанизывания», игры с различными шнуровками, др.
-лепка
-рисование.
Музыкальная деятельность:
-игры с различными музыкальными инструментами (бубен, барабан, погремушка, дудка,
-игры с самодельными звучащими предметами.
Игровая деятельность:
дидактические игры на развитие тактильных ощущений:
«Чудесный мешочек»
«Тактильные ладошки»
«Найди пару»
«Легкий - тяжелый»
«Угадай, что в ящике»
«Теплый - холодный»
дидактические игры по изучению цвета:
«Разноцветные шары»
«Варежки»
«Подбери чашки к блюдцам»
«Спрячь зайку»
«Расставь машины в гаражи»
«Разложи конфетки»
дидактические игры по изучению величины:
«Прятки»
«Пирамидка»
«Длинный - короткий»
«Большой – маленький»
«Веселые матрешки»
«Строители»
дидактические игры по изучению формы:
«Закрой окошко в домике»
«Найди такую же фигуру как эта»
«Разложи правильно»
«Какой фигуры не стало»
«Веселый поезд»
«Чудесный мешочек».
Трудовая деятельность:
-трудовые поручения по сбору и группировке игрушек в группой комнате;
- приведение в первоначальный вид разобранных дидактических пособий, др.
Двигательная деятельность:
-двигательные задания с использованием физкультурного оборудования;
-подвижные игры;
- имитационные упражнения;
- игры с мячами, флагами;
-ходьба по «Дорожкам здоровья».
Работа с родителями:
- привлечь родителей к изготовлению дидактических игр;
- индивидуальные консультации и беседы;
- консультация: «Развитие сенсорных способностей через дидактические игры»;
- консультация: «Сенсорное развитие детей в домашних условиях»;
- родительское собрание «Давайте, поиграем!».
Самореализация:
- сбор информации для создания картотеки игр;
- отчет о проделанной работе.