Берестова Юлия Петровна
Рекомендации воспитателю ДОО по активизации познавательной деятельности посредством занимательного материала
▼ Скачать + Заказать документы
Прежде всего, для того чтобы внедрить новый опыт систематического применения познавательного материала, важно оценить текущую ситуацию и уровень подготовки преподавателей и детей. Важно в данном случае решить следующие задачи:
1. Изучить эффективность методической работы в ДОО по проблеме развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста и оценить уровень профессиональной компетентности педагогов по данному вопросу. А также оценить наличие познавательного материала.
2. Далее выявить у детей старшего дошкольного возраста уровень развития познавательной активности
Публикация «Рекомендации воспитателю ДОО по активизации познавательной деятельности посредством занимательного материала» размещена в разделах
3. По результатам проведенного анализа определить наиболее эффективные условия развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста.
При реализации содержания образования, в первую очередь необходимо учитывать педагогические условия и средства, при помощи которых педагоги добиваются наиболее высоких результатов. Сотрудничество педагога с ребенком осуществляется на основе системно-деятельностного и личностно-ориентированного подходов к организации образовательного процесса. В ходе проведения исследовательской работы возможно проведение следующих методов: анкетный тест-опрос персонала.
Далее исследовав многообразие образовательных программ, содержание образовательного материала, а так же соответствие: принципам развивающего обучения; федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования; Основной общеобразовательной программе – образовательной программе дошкольного образования; требованиям современного общества к качеству образованности детей, необходимо учебно-методический комплект, основанный на реализации системно-деятельностного подхода к образованию.
Данные предварительные мероприятия для эффективной работы и внедрения дополнительного материала, в нашем случае занимательного материала с целью активизации познавательной деятельности, очень важны, так как деятельность воспитателя обязательно должна отвечать современным образовательным задачам в соответствии с государственным стандартом образования.
В качестве дополнения к комплексной программе, с целью активизации познавательной деятельности детей на первом этапе возможно применение технологии развивающего обучения авторов: Г. Альтшуллер (элементы технологии ТРИЗ, А. Савенков (метод исследовательского обучения).
В педагогике и психологии есть специальный термин – «исследовательское обучение», который характеризуется подходом к обучению, строящемуся на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего. Главным инструментом исследовательского обучения выступает исследовательский метод обучения, предложенный А. Савенковым.
В процессе исследовательского обучения у детей формируются необходимые для развития познавательной активности инструментальные навыки:
- умение видеть проблемы;
- умение выдвигать гипотезы;
- умение задавать вопросы;
- умение наблюдать и классифицировать;
- умение давать определение понятиям;
- умение доказывать и защищать свои идеи;
- умение делать выводы и умозаключения;
- умения и навыки проведения экспериментов; умение структурировать полученный в ходе исследования материал.
Возможно применение таких практических методик :
1. «подумать» (предложить детям рассказать все о том, что они знают об изучаемом предмете, объекте и т. п., все мысли и идеи детей зарисовываются схематически на листе бумаги;
2. «спросить у другого человека» (в процессе такого опроса дети узнают что-то новое, неизвестное ранее, в то же время развивается умение задавать вопросы);
3. «узнать из книг» (прочитать, рассмотреть иллюстрации);
4. «понаблюдать» (в процессе целенаправленных наблюдений дети порой приходят к самостоятельным открытиям, путем сопоставления, выявления закономерностей, взаимосвязей);
5. «провести эксперимент» (если это возможно с изучаемым явлением или предметом);
6. «обратиться к специалисту» (если есть возможность получить информацию непосредственно от специалиста в области изучаемого явления, целесообразно обратиться к его опыту); - «посмотреть на компьютере» (использовать мультимедийные презентации, электронные энциклопедии, Интернет-ресурсы)
При этом дети могут оперировать карточками-схемами.
Кроме того, с применением исследовательского метода обучения детей в педагогическом процессе активно возможно использовать элементы технологии ТРИЗ. В данном случае важно подобрать оптимальную форму овладения детьми методиками творчества, которые даются детям через игры, алгоритмы в совместной и самостоятельной детской деятельности. Путем решения противоречий дети могут овладеть новыми знаниями, изобрести неизведанное, придумать что-то новое, ранее неизвестное.
Применяемые в работе с дошкольниками методы ТРИЗ-технологии – это эвристические методы:
- метод проб и ошибок (или метод перебора вариантов). Его достоинство состоит в том, что этому методу не надо учиться, наблюдается методическая простота решения, удовлетворительно решаются простые задачи;
- мозговой штурм - может возникнуть незапланированно, стихийно при решении какой-либо познавательной задачи. Особенность проведения «мозгового штурма» с детьми в том, что они сами, обсуждая, корректируют высказанные идеи, анализируют их, при этом все идеи заносятся в специальную матрицу для оценки идей.
Реализуя метод исследовательского обучения в практике дошкольного образования, также возможно продумать и внедрить наиболее эффективные методы и приемы работы с детьми как общепринятые, так и инновационные.
Особенно эффективными показали себя такие методы в педагогической практике :
- метод проектов;
- проблемно-познавательное общение («Составление карты мыслей»);
- практический метод (исследование, эксперимент, моделирование; макетирование, коллекционирование и т. п.).
Через проектную деятельность дети постепенно, систематически могут познакомится с каким-либо понятием или проявлением в разных видах деятельности, что позволяет в свою очередь реализовать интегрированный подход в обучении дошкольников. Технология проектирования позволяет детям дошкольного возраста быть активными участниками образовательного процесса, становится инструментом его саморазвития.
Кроме того среди практических методов обучения детей, используемых при формировании познавательной активности дошкольников выделяется ряд наиболее эффективных с точки зрения развивающего обучения:
- моделирование (дети учатся действовать при помощи моделей, схем, заместителей, модели находятся в свободном для детей доступе и изготавливаются по мере необходимости детьми совместно с педагогом «Дерево»; «Календарь погоды», «Условия роста и развития растения» и др.»;
- макетирование (ребенок непосредственно познает тайны окружающего мира, взаимодействие предметов и явлений в нем, причинно-следственные связи, зачастую макеты выполняются руками детей и родителей в силу интересов и потребностей детей в удовлетворении познавательного интереса, так в последнее время детьми, родителями, педагогами были созданы макеты «Климатические зоны», «Уральские горы», «Динозавры»; «Солнечная система» и др. ;
- коллекционирование дает ребенку не только возможность удовлетворения права обладания чем-либо, но и несет большую познавательную нагрузку. Взаимодействуя с предметами коллекции, дети узнают об их свойствах, происхождении, применении и т. п.
В течение года, учитывая желания детей, собирались коллекции: камней, значков, природных материалов, семян «Чьи детки?», «Игрушка из детства» (игрушки
родителей, сувениров «По городам и странам», предметов с изображением государственной символики;
- составление алгоритма деятельности дает ребенку возможность научиться планирующим действиям, систематически и последовательно узнать о чем-то для него важном «Алгоритм стирки кукольного белья», «алгоритм приготовления хлеба» и пр. ;
- эксперимент (позволяет ребенку практически-действенным путем познать неизвестное, совершить собственное «открытие»). Экспериментирование пронизывало все сферы детской деятельности : сон, прием пищи, игру, занятия, прогулку, поэтому являлось сильным механизмом воздействия на развития его познавательной активности.
Для развития познавательного интереса и стимулирования познавательной активности в группе может быть создана и применяться с большой популярностью у детей CD-тека, в которую могут войти: электронные презентации по различным темам «Птицы средней полосы России», «Достопримечательности Урала» и пр., электронные энциклопедии «Кирилла и Мефодия», «Все обо всем», «Большая Советская Энциклопедия». Учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста, ДОО должен быть оснащён познавательной детской литературой. К познавательной детской литературе в нашем случае относятся различные детские иллюстрированные энциклопедии: «Что? Откуда? «Почему?», «Мое тело», «Большая энциклопедия дошкольника» и пр.
Но бывает так, что детям не достаточно той информации, которая содержится в энциклопедии либо она просто отсутствует, а детская любознательность при этом не удовлетворяется, поэтому мы совместно с детьми, «составляем» свою энциклопедию в которой помещаются ответы на конкретные детские «почему?» ( Например: ребенок задал вопрос «Почему цыпленок рождается желтым, а потом цвет меняется?» Совместно с детьмиможно просмотреть различные энциклопедии, но ответа на вопрос не найти. Тогда возможно применить такой прием, как «спросить у другого человека». Дети могут задавать этот вопрос родителям и вместе с ними через различные источники: журналы, сеть Интернет и пр., искать требуемую информацию, которой потом можно поделиться со сверстниками). Кроме того, дети вместе с родителями по своему желанию могут оформлять тематические подборки материалов по интересующей их теме: «Где живут динозавры», «Обитатели морских глубин», «Что спрятано внутри меня» и представлять их сверстникам для ознакомления, таким образом, дети еще и взаимообучаются.
Важной частью процесса должны стать развивающие настольные и настольно-печатные игры, в том числе: кубики Зайцева, кубики Б. Никитина, палочки Х. Кюизенера, логические блоки З. Дьенеша, подборки кроссвордов и логических заданий (головоломки, ребусы, схемы-карты и т. п., дидактические игры на основе технологии ТРИЗ.
Таким образом, рекомендации по применению занимательных материалов могут быть обширны, но должны базировать прежде всего на основании полученных результатов по изучению уровня познавательной активности детей в конкретной группе и условий осуществления работы по активизации данной активности.