Папки-передвижки

План по самообразованию «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 2–3 лет»

Намазова Кенуль
План по самообразованию «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 2–3 лет»

План работы по самообразованию воспитателя первой младшей группы «Гномики» Намазовой Кенуль

Тема:

«Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 2-3 лет».

Пояснительная записка

Публикация «План по самообразованию „Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 2–3 лет“» размещена в разделах

Дошкольный возраст имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, родного языка.

Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, потешки, прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные)

Актуальность

Речь - чудесный дар природы - не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. Доказано, что речь ребенка развивается под влиянием взрослого и в значительной мере зависит от достаточной речевой практики, нормального социального и речевого окружения, от воспитания и обучения, которое начинаются с первых дней его жизни. К сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости часто забывают об этом и процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек.

Произведения устного народного творчества имеют огромное познавательное и воспитательное значение, способствуют развитию образного мышления, обогащают речь детей. Устное народное творчество – это история народа, его духовное богатство. Весёлые песенки, замысловатые загадки, пословицы, заклички, приговорки, потешки, прибаутки, перевёртыши, считалки, скороговорки, дразнилки, смешные сказочки сочинил великий и бессмертный поэт – русский народ.

Через устное народное творчество ребенок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.

Дети выделяют речь из всех других звуковых сигналов, оказывают ей предпочтение. Простая рифма, неоднократно повторяющиеся слова, восклицания и эмоциональное обращение невольно заставляют малыша прислушаться, повторять слова. Повторяющиеся звукосочетания, слова, их напевность создают эффект музыкальности. С их помощью у ребёнка развивается речевой слух, произношение звуков.

Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи детей младшего дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.

Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности; объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного народного творчества.

Задачи:

-выявить значение устного народного творчества в системе воспитания детей;

- приобщить детей к русскому фольклору;

- обогащать речь детей, чувства и воображение;

- формировать отношение к окружающему миру;

- воспитывать любовь к русскому фольклору.

Индивидуальный план самообразования на 2017/2018 год

1. Тема самообразования : «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 2-3 лет».

2. Приоритетное направление: познавательно-исследовательское.

3. Образовательная область: развитие речи

4. Когда начата работа над темой: сентябрь 2017 г.

5. Когда предполагается закончить работу над темой: май 2018 г.

Месяц Самореализация Работа с детьми Работа с родителями

сентябрь

октябрь

-Изучение темы: «Роль потешек в развитии речи ребенка»

-Создание картотеки потешек для работы с детьми. Игры-имитации отдельных действий человека, животных, птиц.

-Разучивание и проговаривание потешек. -Анкетирование «Место фольклора в жизни ребенка»

Консультация «Устное народное творчество как средство развития речи детей»

ноябрь

декабрь - Изучение темы: «Настольно – печатные игры по русским народным сказкам»

- Создание картотеки загадок.

-Применение потешек в режимных моментах.

-Дидактические игры «Узнай сказку», «Угадай, из какой сказки герой?».

-Настольно-печатные игры по мотивам русских народных сказок (разрезные картинки, лото, пазлы). Беседа «Справиться с детским непослушанием помогут потешки» -

-Семейный конкурс «Отгадай загадку – нарисуй отгадку»

январь

февраль - Создание брошюр «Использование элементов устного народного творчества как средство развития речи детей дошкольного возраста».

-Изучение темы: «Театрализованные игры как средство развития речи детей»

- Игровая деятельность «Поиграем с пальчиками». (Пальчиковые игры на основе русских народных потешек).

-Театрализованная постановка русских народных сказок «Колобок», «Теремок», «Репка», «Курочка Ряба». Беседа «Роль пальчиковых игр в развитии речи детей младшего возраста».

Родительский уголок «Роль родителей в возрождении русских традиций».

- Семейный конкурс «Игрушка своими руками из экологических материалов», по мотивам русских народных сказок.

март

апрель -Создание театрального уголка в группе (настольный (конусный, пальчиковый театры)

-Приобретение в группу раскрасок по русским народным сказкам и потешкам. -Хороводы, народные подвижные игры.

- Просмотр кукольного театра по русской народной сказке «Заюшкина избушка».

Театрализованные и дидактические игры по мотивам русских народных сказок. - Конкурс совместных творческих работ родителей и детей на тему «Моя любимая сказка»

май -Создание библиотеки красочных книг с русскими народными сказками.

- «Отчёт о проделанной работе по теме самообразования. Самоанализ плана самообразования»

-Игры-драматизации по знакомым сказкам.

- Разучивание потешек, песенок, скороговорок, выступление для родителей.

-Открытое занятие по развитию речи «Устное народное творчество».

-

Изучение методической литературы (сентябрь-май) :

1. Бабурина Г. И., Кузина Т. Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольника. М., 1995.

2. Даль В. И. Пословицы и поговорки русского народа. М., 2009.

3. Жаворонушки: Песни, приговорки, потешки, прибаутки, считалки / Сост. Г. Науменко. М., 1998.

4. Князева О. Л., Маханёва М. Д. Приобщение детей к истокам русской культуры: Учеб. -метод. Пособие 2-е изд., перераб. И доп. сПб,. 2008.

5. Козырева Л. М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. М., 2005.

6. Русский фольклор / Сост. В. Аникин. М., 1985.

Отчёт по теме самообразования "Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 2-3 лет"

В 2017 учебном году мною была начата изучаться тема «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 2-3 лет».

На протяжении этого года большое внимание я уделила изучению литературы по данной теме, устному творчеству. Материал отбирала в соответствии с возрастными возможностями детей. Знакомила детей с загадками, колыбельными, считалками и потешками. Деятельность детей была организована с учётом интеграции образовательных областей.

В ходе работы над темой самообразования мною была собрана картотека потешек и загадок. Известно, что загадки обогащают словарь детей, развивают воображение, слуховое восприятие. Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений.

Знакомство с потешками начиналось с рассматривания картинок, иллюстраций, игрушек. В предварительной беседе объяснялись значения слов, которые дети услышат в потешке.

Перед сном дети моей группы слушали потешки и колыбельные как в моём исполнении, так и в записи. Колыбельные песни, по мнению народа – спутник детства. Они наряду с другими жанрами заключают в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей дошкольного возраста. Колыбельные песни обогащают словарь детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают своим внешним видом.

Так же была изучена тема настольно – печатные игры по русским народным сказкам», по которой в дальнейшем появились различного рода дидактические игры, настольно-печатные игры (разрезанные картинки, пазлы, игры проходилки).

Реализация поставленных задач возможна лишь при условии тесного взаимодействия детского сада и семьи. Очень важно убедить родителей в значимости устного народного творчества как средства формирования ценностных личностных ориентиров, заручиться их поддержкой и помощью. Именно такое взаимодействие способствует приобщению родителей к проблемам детского сада, оказывает помощь в создании благоприятного микроклимата в семье, дает возможность для общения.

— Родительское собрание на тему «Роль устного народного творчества в развитии речи детей» (консультация)

— Беседа с родителями по теме. При помощи анкетирования выяснить мнение родителей, нужно ли использовать устное народное творчество в воспитании детей (приложение 1).

— Консультации на тему «Народное творчество в воспитании детей»

— Конкурс на лучшую книжку-малышку и папку раскладушку «Потешки, песенки»

Следующим этапом будет совместная деятельность детей и родителей и детей и педагогом. Изучение русских народных сказок и театрализованная постановка некоторых из них, к примеру «Колобок», «Теремок», «Репка», «Курочка Ряба».

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

на 2017-2018учебный год

Этапы работы по

самообразованию Деятельность

1. Формирование потребности в самообразовании, самооценка подготовленности, осознание необходимости в знаниях, постановка целей и задач.

Цель работы по самообразованию : объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного народного творчества.

2. Планирование работы по самообразованию. Планирование работы по следующим разделам:

-изучение методической литературы;

-работа с детьми;

-работа с семьёй;

-самореализация.

3. Теоретическое изучение проблемы. Изучение литературы по теме:

1. Бабурина Г. И., Кузина Т. Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольника. М., 1995.

2. Князева О. Л., Маханёва М. Д. Приобщение детей к истокам русской культуры: Учеб. - метод. пособие 2-е изд., перераб. и доп. сПб,. 2008.

3. Козырева Л. М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. М., 2005.

4. Практическая деятельность -Разучивание и проговаривание потешек.

-Применение потешек в режимных моментах.

-Дидактические игры «Узнай сказку», «Угадай, из какой сказки герой?»,

-Настольно-печатные игры по мотивам русских

народных сказок (разрезные картинки, лото, пазлы).

- Игровая деятельность «Поиграем с пальчиками». (Пальчиковые игры на основе русских народных потешек).

-Театрализованная постановка русских народных сказок «Колобок», «Теремок», «Репка», «Курочка Ряба».

-Хороводы, народные подвижные игры.

- Просмотр кукольного театра по русской народной сказке «Заюшкина избушка».

5. Подведение итогов самообразования. Запланированный результат :

В результате работы по теме самообразования

- у большинства детей повысился интерес к устному народному творчеству;

-обогатилась устная речь;

-развились фантазия и воображение;

-у родителей сформировались представления о создании благоприятного эмоционального и социально-психологического климата для полноценного развития ребенка;

-расширились представления о влиянии устного народного творчества на развитие речи ребёнка.

Публикации по теме:

НОД по математическому развитию с использованием устного народного творчестваНОД по математическому развитию с использованием устного народного творчества Программное содержание. Продолжать учить детей для счета использовать графы, с помощью условной мерки определять объём; упражнять детей.

Методическая разработка «О значении устного народного творчества для воспитания детей»Методическая разработка «О значении устного народного творчества для воспитания детей» Поговорим о забытом, глубинном смысле русских сказок Илл. Е. Рачёва Сегодня мне бы хотелось начать беседу о том, КАК важно опираться в воспитании.

Методическая разработка «О значении устного народного творчества для воспитания детей». Часть II "Курочка Ряба" Ну, что? Продолжим? Немного изменив порядок рассмотрения сказок, сегодня, дорогие друзья и коллеги, мы обратимся к сказке.

Методическая разработка «О значении устного народного творчества для воспитания детей». Часть III ЗаключительнаяСегодня, дорогие друзья и коллеги, чтобы сильно не растягивать материал и не утомлять вас, я решила закончить цикл статей.

Методическая разработка «О значении устного народного творчества для воспитания детей». Часть IV И вновь - о колыбельныхВ III части данной разработки я собиралась звершить этот материал. Но подумалось мне, что несправедливо не поговорить.

Отчет по самообразованию по теме «Влияние развивающих игр на умственное развитие детей с ЗПР» за 2018–2019 учебный годОтчет по самообразованию по теме «Влияние развивающих игр на умственное развитие детей с ЗПР» за 2018–2019 учебный год Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 «Радуга» г. Данков Отчёт по самообразованию.

План по самообразованию «Влияние дидактических игр на развитие речи детей 3–4 лет» Цель работы: развивать связную речь детей и обогащать словарный запас через игровую деятельность. Актуальность.

План работы по самообразованию «Развитие речи младших дошкольников с использованием развивающих технологий» Тема: «Развитие речи младших дошкольников с использованием развивающих технологий» 2 группа раннего развития Цель: Создание условий для.

Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами устного народного творчестваПриобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами устного народного творчества Проблема приобщения детей к культурно-историческому наследию русского народа становится с каждым годом все острее. Одной из самых важных.

Влияние родителей на развитие речи детей Консультация на тему: Влияние родителей на развитие речи детей. Развитие речи является - одной из основных задач дошкольного образования.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
План по самообразованию «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 2–3 лет»
Опубликовано: 17 апреля 2020 в 21:34
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД