Намазова Кенуль
План по самообразованию «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 2–3 лет»
План работы по самообразованию воспитателя первой младшей группы «Гномики» Намазовой Кенуль
Тема:
«Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 2-3 лет».
Пояснительная записка
Публикация «План по самообразованию „Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 2–3 лет“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Народная культура, фольклор
- Планирование. Годовые планы на учебный год
- Планирование. Планы работ
- Развитие речи. Самообразование
- Самообразование, саморазвитие
- Устное народное творчество
- Устное народное творчество. Самообразование
- Фольклор. Самообразование
- Темочки
Дошкольный возраст имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, родного языка.
Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, потешки, прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные)
Актуальность
Речь - чудесный дар природы - не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. Доказано, что речь ребенка развивается под влиянием взрослого и в значительной мере зависит от достаточной речевой практики, нормального социального и речевого окружения, от воспитания и обучения, которое начинаются с первых дней его жизни. К сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости часто забывают об этом и процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек.
Произведения устного народного творчества имеют огромное познавательное и воспитательное значение, способствуют развитию образного мышления, обогащают речь детей. Устное народное творчество – это история народа, его духовное богатство. Весёлые песенки, замысловатые загадки, пословицы, заклички, приговорки, потешки, прибаутки, перевёртыши, считалки, скороговорки, дразнилки, смешные сказочки сочинил великий и бессмертный поэт – русский народ.
Через устное народное творчество ребенок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.
Дети выделяют речь из всех других звуковых сигналов, оказывают ей предпочтение. Простая рифма, неоднократно повторяющиеся слова, восклицания и эмоциональное обращение невольно заставляют малыша прислушаться, повторять слова. Повторяющиеся звукосочетания, слова, их напевность создают эффект музыкальности. С их помощью у ребёнка развивается речевой слух, произношение звуков.
Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи детей младшего дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.
Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности; объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного народного творчества.
Задачи:
-выявить значение устного народного творчества в системе воспитания детей;
- приобщить детей к русскому фольклору;
- обогащать речь детей, чувства и воображение;
- формировать отношение к окружающему миру;
- воспитывать любовь к русскому фольклору.
Индивидуальный план самообразования на 2017/2018 год
1. Тема самообразования : «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 2-3 лет».
2. Приоритетное направление: познавательно-исследовательское.
3. Образовательная область: развитие речи
4. Когда начата работа над темой: сентябрь 2017 г.
5. Когда предполагается закончить работу над темой: май 2018 г.
Месяц Самореализация Работа с детьми Работа с родителями
сентябрь
октябрь
-Изучение темы: «Роль потешек в развитии речи ребенка»
-Создание картотеки потешек для работы с детьми. Игры-имитации отдельных действий человека, животных, птиц.
-Разучивание и проговаривание потешек. -Анкетирование «Место фольклора в жизни ребенка»
Консультация «Устное народное творчество как средство развития речи детей»
ноябрь
декабрь - Изучение темы: «Настольно – печатные игры по русским народным сказкам»
- Создание картотеки загадок.
-Применение потешек в режимных моментах.
-Дидактические игры «Узнай сказку», «Угадай, из какой сказки герой?».
-Настольно-печатные игры по мотивам русских народных сказок (разрезные картинки, лото, пазлы). Беседа «Справиться с детским непослушанием помогут потешки» -
-Семейный конкурс «Отгадай загадку – нарисуй отгадку»
январь
февраль - Создание брошюр «Использование элементов устного народного творчества как средство развития речи детей дошкольного возраста».
-Изучение темы: «Театрализованные игры как средство развития речи детей»
- Игровая деятельность «Поиграем с пальчиками». (Пальчиковые игры на основе русских народных потешек).
-Театрализованная постановка русских народных сказок «Колобок», «Теремок», «Репка», «Курочка Ряба». Беседа «Роль пальчиковых игр в развитии речи детей младшего возраста».
Родительский уголок «Роль родителей в возрождении русских традиций».
- Семейный конкурс «Игрушка своими руками из экологических материалов», по мотивам русских народных сказок.
март
апрель -Создание театрального уголка в группе (настольный (конусный, пальчиковый театры)
-Приобретение в группу раскрасок по русским народным сказкам и потешкам. -Хороводы, народные подвижные игры.
- Просмотр кукольного театра по русской народной сказке «Заюшкина избушка».
Театрализованные и дидактические игры по мотивам русских народных сказок. - Конкурс совместных творческих работ родителей и детей на тему «Моя любимая сказка»
май -Создание библиотеки красочных книг с русскими народными сказками.
- «Отчёт о проделанной работе по теме самообразования. Самоанализ плана самообразования»
-Игры-драматизации по знакомым сказкам.
- Разучивание потешек, песенок, скороговорок, выступление для родителей.
-Открытое занятие по развитию речи «Устное народное творчество».
-
Изучение методической литературы (сентябрь-май) :
1. Бабурина Г. И., Кузина Т. Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольника. М., 1995.
2. Даль В. И. Пословицы и поговорки русского народа. М., 2009.
3. Жаворонушки: Песни, приговорки, потешки, прибаутки, считалки / Сост. Г. Науменко. М., 1998.
4. Князева О. Л., Маханёва М. Д. Приобщение детей к истокам русской культуры: Учеб. -метод. Пособие 2-е изд., перераб. И доп. сПб,. 2008.
5. Козырева Л. М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. М., 2005.
6. Русский фольклор / Сост. В. Аникин. М., 1985.
Отчёт по теме самообразования "Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 2-3 лет"
В 2017 учебном году мною была начата изучаться тема «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 2-3 лет».
На протяжении этого года большое внимание я уделила изучению литературы по данной теме, устному творчеству. Материал отбирала в соответствии с возрастными возможностями детей. Знакомила детей с загадками, колыбельными, считалками и потешками. Деятельность детей была организована с учётом интеграции образовательных областей.
В ходе работы над темой самообразования мною была собрана картотека потешек и загадок. Известно, что загадки обогащают словарь детей, развивают воображение, слуховое восприятие. Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений.
Знакомство с потешками начиналось с рассматривания картинок, иллюстраций, игрушек. В предварительной беседе объяснялись значения слов, которые дети услышат в потешке.
Перед сном дети моей группы слушали потешки и колыбельные как в моём исполнении, так и в записи. Колыбельные песни, по мнению народа – спутник детства. Они наряду с другими жанрами заключают в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей дошкольного возраста. Колыбельные песни обогащают словарь детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают своим внешним видом.
Так же была изучена тема настольно – печатные игры по русским народным сказкам», по которой в дальнейшем появились различного рода дидактические игры, настольно-печатные игры (разрезанные картинки, пазлы, игры проходилки).
Реализация поставленных задач возможна лишь при условии тесного взаимодействия детского сада и семьи. Очень важно убедить родителей в значимости устного народного творчества как средства формирования ценностных личностных ориентиров, заручиться их поддержкой и помощью. Именно такое взаимодействие способствует приобщению родителей к проблемам детского сада, оказывает помощь в создании благоприятного микроклимата в семье, дает возможность для общения.
— Родительское собрание на тему «Роль устного народного творчества в развитии речи детей» (консультация)
— Беседа с родителями по теме. При помощи анкетирования выяснить мнение родителей, нужно ли использовать устное народное творчество в воспитании детей (приложение 1).
— Консультации на тему «Народное творчество в воспитании детей»
— Конкурс на лучшую книжку-малышку и папку раскладушку «Потешки, песенки»
Следующим этапом будет совместная деятельность детей и родителей и детей и педагогом. Изучение русских народных сказок и театрализованная постановка некоторых из них, к примеру «Колобок», «Теремок», «Репка», «Курочка Ряба».
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
на 2017-2018учебный год
Этапы работы по
самообразованию Деятельность
1. Формирование потребности в самообразовании, самооценка подготовленности, осознание необходимости в знаниях, постановка целей и задач.
Цель работы по самообразованию : объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного народного творчества.
2. Планирование работы по самообразованию. Планирование работы по следующим разделам:
-изучение методической литературы;
-работа с детьми;
-работа с семьёй;
-самореализация.
3. Теоретическое изучение проблемы. Изучение литературы по теме:
1. Бабурина Г. И., Кузина Т. Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольника. М., 1995.
2. Князева О. Л., Маханёва М. Д. Приобщение детей к истокам русской культуры: Учеб. - метод. пособие 2-е изд., перераб. и доп. сПб,. 2008.
3. Козырева Л. М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. М., 2005.
4. Практическая деятельность -Разучивание и проговаривание потешек.
-Применение потешек в режимных моментах.
-Дидактические игры «Узнай сказку», «Угадай, из какой сказки герой?»,
-Настольно-печатные игры по мотивам русских
народных сказок (разрезные картинки, лото, пазлы).
- Игровая деятельность «Поиграем с пальчиками». (Пальчиковые игры на основе русских народных потешек).
-Театрализованная постановка русских народных сказок «Колобок», «Теремок», «Репка», «Курочка Ряба».
-Хороводы, народные подвижные игры.
- Просмотр кукольного театра по русской народной сказке «Заюшкина избушка».
5. Подведение итогов самообразования. Запланированный результат :
В результате работы по теме самообразования
- у большинства детей повысился интерес к устному народному творчеству;
-обогатилась устная речь;
-развились фантазия и воображение;
-у родителей сформировались представления о создании благоприятного эмоционального и социально-психологического климата для полноценного развития ребенка;
-расширились представления о влиянии устного народного творчества на развитие речи ребёнка.