Юлия Абраменко
План по самообразованию учителя-логопеда
▼ Скачать + Заказать документы
«Мнемотехника в развитии речи детей дошкольного возраста»
Если учить ребёнка каким-нибудь неизвестным ему
пяти словам – он долго будет и напрасно мучиться,
но если свяжите двадцать таких слов с картинками,
их он усвоит на лету.
К. Д. Ушинский.
АКТУАЛЬНОСТЬ
Публикация «План по самообразованию учителя-логопеда» размещена в разделах
- Логопедическая работа. Самообразование
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Планы работ
- Работа логопеда. Логопедия
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2020
Владение родным языком - это не только умение правильно строить предложения, но и умение рассказывать, описать предмет, события, явления. Такой рассказ должен состоять из ряда предложений и характеризовать существенные стороны и свойства описываемого предмета, события должны быть последовательными и логически связанными друг с другом, то есть речь ребенка должна быть связной.
Целью работы педагога по развитию речи детей дошкольного возраста является становление начальной коммуникативной компетентности ребенка. Реализация данной цели предполагает, что к концу дошкольного возраста речь становится универсальным средством общения ребенка с окружающими людьми: старший дошкольник может общаться с людьми разного возраста, пола, социального положения. Это предполагает свободное владение языком на уровне устной речи, умение ориентироваться на особенности собеседника в процессе общения: подбирать адекватное его восприятию содержание и речевые формы.
На сегодняшний день в речи детей существует множество проблем:
трудности в построении монолога: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами; · бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ;
отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов; · односложная, состоящая лишь из простых предложений речь, неспособность грамматически правильно построить распространённое предложение;
отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д · недостаточный словарный запас; плохая дикция.
Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для связной речевой деятельности детей, для общения, для выражения своих мыслей.
Как показывает практика, мнемотехника способствует развитию памяти, воображения, развитию речи и логического мышления. Даннаяметодика значительно облегчает детям поиск и запоминание слов, предложений и текстов.
Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам.
Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. На каждое слово или словосочетание придумывается картинка и весь текст зарисовывается схематично. Любой рассказ, сказку, пословицу, стихотворение можно «записать», используя картинки или символьные знаки. Глядя на эти схемы, ребенок воспроизводит полученную информацию.
ЦЕЛЬ: Выявить эффективность использования приемов мнемотехники в развитии речи у детей дошкольного возраста.
ЗАДАЧИ:
1. Развитие речи и пополнение словарного запаса.
2. Преобразование образов в символы.
3. Развитие памяти, внимания и образного мышления.
4. Развитие мелкой моторики.
5. Развитие творческих способностей, фантазии.
Ожидаемые результаты:
Дети:
1. Расширяется не только словарный запас, но и знания об окружающем мире.
2. Появляется желание пересказывать — ребенок понимает, что это совсем не трудно.
3. Заучивание стихов превращается в игру, которая очень нравится детям.
4. Это является одним из эффективных способов развития речи дошкольников.
5. Обогащен словарный запас детей.
Родители:
6. Вовлечены в процесс речевого развития детей;
7. Знакомы с приемами и методами развития речи детей;
8. Способны к созданию в домашних условиях речевой предметно - развивающей среды.
Педагоги:
1. Повышение профессиональной компетенции в развитии речи детей дошкольного возраста.
2. Получение педагогами представления о мнемотехнике.
3. Внедрение в образовательный процесс методику работы с мнемотаблицами для развития речи детей-дошкольников.
Целью моей работы является:
Определение путей повышения эффективности регулирования процесса развития речи и осознания воспринятого у детей посредством использования метода мнемотехники:
- формирование ассоциативного мышления;
- развитие зрительной и слуховой памяти;
-развитие зрительного и слухового внимания;
- развитие воображения.
Этапы реализации плана по самообразованию :
I. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ.
1. Изучение научно-методической литературы по данной теме.
2. Подбор упражнений и игр для развития связной речи.
3. Подготовка наглядного материала (подбор мнемодорожек, мнемотаблиц)
4. Составление картотек мнемотаблиц по лексическим темам.
5. Обсуждение проекта вместе с родителями.
6. Подготовка дополнительного познавательного материала, расширяющего кругозор детей.
II. ОСНОВНОЙ
РАБОТА С ДЕТЬМИ
- Учить детей заменять ключевые слова в предложениях значками– символами;
- Самостоятельно, с помощью знаков - символов, заполнять схему – модель. Используя схему – модель как план пересказа;
- Использовать мнемотаблицу при закреплении материала по лексической теме.
- Использовать мнетаблицу при разучивании стихотворений, пальчиковой гимнастики.
III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ
Открытое занятие по развитию речи с использованием мнемотехники.
Методы работы.
Словесный метод - рассказ, беседы воспитателя чтение художественных произведений, составление описательных рассказов.
Наглядный метод: показ и рассматривание сюжетных картин, иллюстраций из сказок, рассказов, стихов.
Практический. Составление мнемоквадратов, мнемодорожек, мнемосхем, мнемотаблиц.
План работы на сентябрь2020 г. – май 2021г.
Сентябрь.
1. Работа с методической литературой.
Цель: изучить задачи, условия и методику обучения по развитию речи детей посредством мнемотехники.
• Изучение методической литературы по данной теме:
1. Т. Б. Полянская «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста»;
2. Н. В. Нищева «Обучение детей пересказу по опорным картинкам».
• Изучение методик и технологий педагогов в Интернете:
Интернет – ресурсы.
1. Разработка плана работы по данной теме.
2. Ознакомление родителей с работой по развитию речи дошкольников.
Цель: знакомство родителей с условиями, содержанием, методами
воспитания и развития речи детей.
3. Подбор практического материала работы с мнемотаблицами. Цель: составить картотеку мнемотаблиц.
Октябрь.
1. Составление папки-передвижки для родителей «Уровень развития речи детей старшего дошкольного возраста».
Цель: информирование родителей знаниями по развитию речи.
2. Изготовление мнемотаблиц.
3. Консультация для родителей: «Мнемотехника – как средство развития связной речи у детей».
Цель: познакомить родителей с понятием «мнемотехника».
4. Осень
Цель: Закрепить с детьми знания о сезонных изменениях в природе.
Упражнять детей в умении составлять связный рассказ по схеме-модели.
5. Загадывание загадок о фруктах, овощах с помощью мнемотаблицы.
Цель: Закрепить с детьми знания о овощах и фруктах, о характерных признаках осени.
Ноябрь
1. Любимые сказки
Цель: Пересказывать сказку, выразительно передавая диалоги персонажей. Учить детей передавать содержание знакомой сказки, используя мнемотаблицу. Развивать у детей умственную активность.
2. Досуг «Путешествие в сказкино».
Рассказывание знакомых сказок по картинкам. Рассматривание иллюстраций к сказкам. Составление описательного рассказа.
3. Оформление папки «Стихотворения. Учим стихи с помощью мнемотехник».
Цель: помощь родителям в заучивании стихотворений с детьми дома.
Декабрь
1. Красавица зима
Цель: Упражнять детей в умении соотносить знаковые символы с образами.
Учить детей составлять рассказ о зиме с использованием наглядных пособий.
2. Заучивание стихотворения «Маша варежку надела» А. Саконская (с использованием мнемотаблицы).
3. Оформление папки-передвижки «Роль семьи в развитии речи детей дошкольного возраста» Привлечение родителей к работе по развитию речи у детей.
Январь
1. Зимние забавы
Цель: Составлять небольшой описательный рассказ, отражающий содержание картины с помощью мнемотаблицы, продолжать обогащать знания детей о сезоне, развивать связную речь детей.
2. Заучивание пальчиковой гимнастики «Зимняя прогулка», стихотворения «Снегири» с помощью мнемотаблицы.
3. Познакомить родителей с играми (дидактическими и лексико-грамматическими, влияющими на развитие речи детей.
Февраль
1. Защитники отечества
Цель: Дать доступные детскому пониманию представления об армии, о воинах, которые охраняют нашу Родину, потренироваться в составлении описательного рассказа про папу или дедушку солдата при помощи воспитателя (мнемотаблица).
2. Консультация для родителей: «Использование загадок, как средство формирования выразительности речи».
Март
1. О любимых мамах
Цель: Воспитывать любовь, бережное отношение к матери, продолжать развивать умение соотносить символы с образами, повторение стихов к утреннику с использованием схем.
2. Составление комплекса артикуляционной гимнастики «Весёлый язычок» Обучение родителей артикуляционным упражнениям, для проведения занятий в домашних условиях.
Апрель
1. Весна
Цель: Расширить знания о сезонных изменениях в природе, совершенствовать грамматический строй речи, развивать умение соотносить знаковые символы с образами, формировать понятия причинно-следственные связи и закономерности в явлениях природы.
2. Заучивание стихотворения наизусть
«Одуванчик» Е. Серова (использование метода мнемотехники).
3. Составления рассказа «Космос»
Цель: составить вместе с детьми описательный рассказ, потренироваться самим детям в составлении простейшей мнемотаблицы.
Май
1. Насекомые
Цель: Побуждать детей описать увиденное или найденное ими насекомое, обогащать словарный запас детей, составление мнемотаблицы насекомые. Игра «Наши знакомые насекомые».
2. Времена года
Цель: Составить описательный рассказ о временах года, выделить различия
между ними по предложенной воспитателем мнемотаблице, предложить
детям самим составить таблицу.
Дидактическая игра «Времена года»
3. Домашнее задание: потренироваться детям с родителями в составлении простейшей мнемотаблицы дома на тему «Как я проведу лето».
Цель: закрепление умения самостоятельно составлять мнемотаблицы и рассказывать по их содержанию.
4. Итоговая диагностика
5. Повторение знаний по лексическим темам, изученным в течение года.
Приложение
Мнемотехника многофункциональна. На ее основе можно создать разнообразные дидактические игры.
Таким образом, с помощью мнемотаблиц, схем - моделей удаё тся достичь следующих результатов:
-у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;
-появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;
-появляется интерес к заучиванию стихов и потешек;
-словарный запас выходит на более высокий уровень;
-дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.
Для чего мы используем мнемотехнические приемы:
Чтобы развивать у детей умения с помощью графической аналогии, а также с помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые произведения, разучивать стихи и сказки;
Чтобы знакомить детей с характерными особенностями времён года, жизнью животных, птиц и растений с помощью условных обозначений на мнемодорожке и мнемотаблице.
Чтобы развивать основные психические процессы (память, мышление, воображение).
Чтобы развивать умственную активность, сообразительность, умение сравнивать, выделять существенные признаки.