Татьяна Комарова
Экологическое воспитание дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: повысить уровень педагогической компетенции по данной теме, внедрять в работу инновационные методы и приемы.
Срок работы над темой:
Задачи:
1. Изучить методическую литература по данной теме, познакомиться с опытом коллег.
2. Разработать цикл работы по данной теме с детьми, коллегами и родителями.
3. Разработать и реализовать работу кружка по экспериментированию «Юный эколог».
4. Разработать план обогащения развивающей предметно-пространственной среды по данной теме.
5. Разработать план и организовать элементы ландшафтного дизайна на участке.
Публикация «Экологическое воспитание дошкольников» размещена в разделах
6. Разработать и организовать регулярные выпуски локальной газеты «В мире природы» совместно с детьми.
7. Разработать план-график участия в профессиональных конкурсах по данной теме.
Прогнозируемый результат: на основании изученной литературой и опыта коллег по теме «Экологическое воспитание дошкольников», была разработана и реализована работа по данному направлению с родителями, детьми. Благодаря вышеперечисленному у воспитателей, детей и родителей сформировалось осознание экологической ценности природы и ее единстве с человеком. Повысился уровень моей профессиональной компетенции по данной теме.
Актуальность. Всестороннее развитие и воспитание детей осуществляется разными средствами. Одно из них – ознакомление с природой. Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения. Дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, падающие хлопья снега, ручейки и лужицы. Бесконечно разнообразный мир природы пробуждает у детей живой интерес, любознательность, побуждает их к игре, к трудовой, художественной деятельности. Однако далеко не все может быть правильно понято детьми при самостоятельном общении с природой, далеко не всегда при этом формируется правильное отношение к растениям и животным. Ввести ребенка в мир природы, сформировать реалистические представления – знания о ее объектах и явлениях, воспитывать способность видеть красоту родной природы, любовь, бережное и заботливое отношение к ней – важнейшая задача детского сада.
Схема работы по самообразованию:
1 этап – информационно-аналитический;
2 этап – составление плана работы;
3 этап – практический.
4 этап - подведение итогов, рефлексия.
1 этап (сентябрь, октябрь)
- Изучение методической литературы по теме экологического воспитания;
- изучение опыта коллег по теме «Экологическое воспитание дошкольников»;
- ознакомление с материалом по теме в сети Интернет;
- обобщение материала.
2 этап (октябрь, ноябрь)
- разработка консультаций, опросов, буклетов, анкетирования для родителей;
-разработка перспективного планирования работы с дошкольниками по теме «Экологическое воспитание»;
- разработка плана пополнения развивающей предметно-пространственной среды в группе по теме, в т. ч. разработка демонстрационного материала для занятий с детьми по данной теме;
- разработка игр на экологические темы;
- разработка плана-графика участия в профессиональных конкурсах по данной теме.
3 этап (ноябрь – май)
Работа с детьми Работа с родителями
Ноябрь
Тема: «Пора переезжать» -практическая деятельность – пересадка цветов в более объемные горшки.
Тема «Вся правда о деревьях» Экспериментирование, наблюдение, беседа.
Тема «Лесная сказка» - драматизация по замыслу детей.
Сбор макулатуры. Анкетирование родителей «Экологическое воспитание в семье».
Привлечение к сбору макулатуры.
Декабрь
Тема: «Знаете ли вы что…» - познавательная гостиная, беседа
Тема: «Знаете ли вы что…» (часть 2) - познавательная гостиная, беседа
Тема: «Батарейки, сдавайтесь!» - просмотр детского видеоролика о том, как нужно утилизовать батарейки, беседа, рассматривание картинок. Анкетирование «Курение и воздух».
Привлечение родителей к сбору используемых батареек.
Январь
Тема: «С неба осадки» - прогулка, наблюдение, беседа.
Тема: «Тайны подводного мира» - беседа, просмотр детского видеоролика «Удивительный подводный мир», сюжетно-ролевая игра «В гостях у Посейдона».
Тема: «Помоги товарищу!» - наставничество над младшими дошкольниками (помочь одеться на прогулку, изготовить открытку для мамы, показать спектакль, научить новой игре и пр.). Рекомендация для родителей «План-схема мест, которые желательно посетить с ребенком с целью экологического воспитания».
Февраль
Тема: «Заповедник» - беседа, рассказывание, просмотр видеоролика «Редкие животные, занесенные в Красную книгу».
Тема: «Красная книга растений» - беседа, рассматривание картинок, сюжетно-ролевая игра «Парк флоры и фауны».
Тема: «Помоги товарищу!» - наставничество над младшими дошкольниками (помочь одеться на прогулку, изготовить открытку для мамы, показать спектакль, научить новой игре и пр.). Буклет для родителей «Сбережем планету для наших детей».
Рекомендовать родителям побеседовать с ребенком на тему «Жизнь и вода».
Март
Тема: «Весенняя пора» - прогулка, наблюдение, художественное слово.
Тема: «Воздух, солнце и вода – наши лучшие друзья» - вечер совместного детско-родительского экспериментирования.
Тема: «Бездомные животные» - беседа, художественное слово. Рекомендовать родителям побеседовать с детьми на тему «Природные явления».
Апрель
Тема: «Гнезда» - беседа, рассматривание картинок, прогулка, наблюдение.
Тема: «Самый быстрый» - рассматривание картинок, беседа, сюжетно-ролевая игра «Веселые старты животных».
Тема: «Посадочные работы» - практическая деятельность по посадке семян овощей и зелени для огорода. Привлечение родителей к сбору материала (семена, камушки, фасадная краска и пр.) для создания эко-уголка в группе.
Май
Тема: «Неба синева» - прогулка-наблюдение, беседа.
Тема: «Моя планета» - рассматривание картинок, просмотр детского ролика «Космос», беседа.
Тема: «Насекомые» - прогулка, наблюдение. Беседа, художественное слово. Анкета для родителей «Воздух в вашей квартире».
Рекомендовать родителям посетить с ребенком зоопарк.