Юлия Молгачёва
Экологический календарь как методический конструктор в подготовительной к школе группе
▼ Скачать + Заказать документы
План по самообразованию
Тема:«Экологический календарь как методический конструктор. Подготовительная к школе группа».
Цель: формирование экологической культуры как духовно-нравственной основы общей культуры человека.
Срок работы над темой: 2022- 2023уч. г.
Задачи:
1. Воспитывать бережное отношение к природе родного края, ответственность за совершаемые поступки.
Публикация «Экологический календарь как методический конструктор в подготовительной к школе группе» размещена в разделах
- Конструкторы для детей
- Подготовительная группа
- Строительный материал. Методические разработки
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2023
2. Развивать творческие способности детей, фантазию, самостоятельную деятельность детей.
3. Развивать аналитические способности, воображение детей.
4. Формировать экологически грамотное поведение, чувство личной ответственности за частоту природы.
5. Формировать представление о здоровье, здоровом образе жизни.
Прогнозируемый результат: дети проявляют сопереживание, сочувствие к растениям, животным, как к партнерам и друзьям; происходит положительный эмоциональный настрой, проявление осторожности и заботы о себе и других людях; умеют показать эстетическую ценность природы.
Актуальность: календарь – это измеритель времени, привычный атрибут повседневной жизни, который напоминает нам о буднях, праздниках, исторических датах и других событиях. Но календарь не только помогает планировать и организовывать свою деятельность, он помогает помнить о том, что важно для людей, о наших ценностях. Ценности неповторимой природы и ее красоты, экологически чистой и безопасной окружающей среды – основа экологического календаря. С давних времен человек следил за природой, подмечал те или иные явления, характерные признаки ее сезонных изменений, которые влияли на замедление, позволяли предугадывать природу. Так появлялись народные приметы, которые передавались из поколения в поколение и составляли народный календарь. Народный календарь природы – неотъемлемая часть нашей культуры. Становление основ экологической культуры как базового духовно-нравственного качества личности происходит именно в младшем дошкольном возрасте. Дети обладают эмоциональной восприимчивостью, непосредственностью. У них активно развиваются интеллектуальные способности, формируются нравственные установки.
Этапы работы по самообразованию:
1 этап – информационно-аналитический (сбор научной и учебно-методической литературы);
2 этап – составление перспективного плана работы на учебный год;
3 этап – практический;
4 этап - подведение итогов.
1 этап (сентябрь)
- Изучение методической литературы по теме «Экологический календарь как методический конструктор. Подготовительная к школе группа»;
- ознакомление с материалом по теме в сети Интернет;
- обобщение материала.
2 этап (сентябрь)
-разработка консультаций, опросов, буклетов, анкетирования для родителей;
-разработка перспективного планирования работы с дошкольниками по теме «Экологический календарь как методический конструктор. Подготовительная к школе группа»;
- разработка плана пополнения развивающей предметно-пространственной среды в группе по теме.
Экологический календарь представлен в виде методического конструктора по нескольким модулям: «Заповедная природа», «Чистая планета», «Если хочешь быть здоров».
Методический конструктор экологического календаря :
Экологические игры – игры объединяют дух игры и экологическое содержание и направляют игровой опыт детей на нравственное развитие, заботу об окружающей среде, своем здоровье, здоровье и безопасности окружающих.
Экологическое творчество – изготовление поделок из природного материала, творческое представление природ, растений, животных – одна из форм самостоятельной деятельности ребенка, в которой он создает нечто новое для себя и других, средство развития эстетического чувства.
Экологический театр – театрализованная деятельность детей направлена на развитие их чувств и эмоций, мышления и воображения, внимания и памяти, коммуникативных и двигательных умений и навыков.
3 этап (практический)
Работа с детьми
Модуль «Заповедная природа».
Октябрь
«Экологические игры».
1. Подвижная игра «Белые медведи».
Цель: развитие представлений об образе жизни белых медведей, двигательных действий.
2. Игра «Что ест тигр на обед?».
Цель: закрепление знаний об образе жизни, питании тигра, развитие внимания.
3. Подвижная игра «Веселый зоосад».
Цель: расширение представлений о строении, способах передвижения, повадках животных, живущих в зоопарке, развитие воображения, координации движений.
4. Игры-загадки «Коты мы все усатые».
Цель: закрепление знаний об особенностях строения, образа жизни, повадках и других особенностях обитателей семейства кошачьих; развитие познавательного интереса, внимания.
Ноябрь
«Экологическое творчество».
1. «Из шишек и желудей».
2. «Из бросового материала».
3. «Животные и растения из Красной книги».
Цель: развитие творческих способностей детей, фантазии.
Декабрь
«Экологический театр».
1. Инсценировка «В заповеднике, друзья, разводить огонь нельзя».
Цель: формирование представлений о заповедных территориях, безопасного поведения; развитие артистических способностей.
2. Инсценировка «Кто самый главный в лесу».
Цель: формирование понимания взаимосвязей в природе, воспитание любви к природе; развитие артистических способностей.
«Чистая планета»
Январь
«Экологические игры».
1. Игра «Волшебные трубочки».
Цель: формирование понимания вторичного использования бытовых отходов; развитие фантазии, мелкой моторики рук.
2. Игра-физкультминутка «Да – нет».
Цель: формирование экологически грамотного поведения, развитие внимания.
3. Игра «Спасаем дерево».
Цель: формирование бережного отношения к бумаге, развитие аналитических способностей, воображения.
4. Игра «Рассортируй мусор».
Цель: формирование понимания необходимости сортировки мусора для его раздельной переработки.
Февраль
«Экологическое творчество».
1. «Волшебные киндер-сюрпризы».
2. «Пластиковая фантазия».
Цель: развитие творческих способностей детей, фантазии, самостоятельной деятельности детей.
Март
«Экологический театр».
1. Инсценировка «Поучительная история».
Цель: формирование экологически грамотного поведения, чувства личной ответственности за частоту природы, развитие артистических способностей.
2. Инсценировка «Айболит бьет тревогу».
Цель: формирование понимания пагубного влияния свалок на живую и неживую природу; развитие экологического мышления.
3. Агитбригада «Наши правила жизни!».
Цель: формирование понимания собственной экологической позиции.
«Если хочешь быть здоров»
Апрель
«Экологические игры».
1. Игра «Это я!».
Цель: формирование представления о здоровье, здоровом образе жизни, развитие внимания.
2. Игра «Счастливый зуб, печальный зуб».
Цель: формирование представления о влиянии пищи на здоровье зубов, навыки ухода за зубами.
3. Игра «Разложи продукты на полках магазина».
Цель: закрепление знаний о том, что разные продукты продаются в различных отделах продовольственного магазина, активизирование словарного запаса.
4. Игра «Калейдоскоп эмоций».
Цель: развитие представления о многообразии и важности эмоций, умение выражать и определять положительные и отрицательные эмоции.
Май
«Экологический театр».
1. Гигиеническая сценка «Нечищеные зубы».
2. Агитбригада «Здоровый образ жизни».
Цель: формирование понятия «здоровый образ жизни», правил здорового образа жизни, чувства личной ответственности за их выполнение, развитие артистических способностей.
4 этап (май) – подведение итогов; представление наработанных материалов, обмен опытом с коллегами.
Работа с родителями:
Порекомендовать провести экологические исследования с детьми по модулю «Заповедная природа» :
Исследование «Как тебе живется, белый медведь?». Цель: опытным путем убедиться, что шкура белого медведя помогает ему выжить в условиях Крайнего Севера.
Порекомендовать провести экологические исследования с детьми по модулю «Чистая планета» :
Исследование «Сколько деревьев может сохранить одна семья?». Цель: экспериментальным путем определить, сколько макулатуры образуется в семьях; формирование исследовательских умений.
Исследование «Если бы я был мэром…». Цель: формирование понимания проблемы отходов, экологически грамотного поведения в городской среде.
Порекомендовать провести экологические исследования с детьми по модулю «Если хочешь быть здоров» :
Эксперимент «Зачем человеку два уха?». Цель: опытным путем установить роль парного органа слуха у человека; развитие исследовательских умений.
Эксперимент «Свойства воды и пепси-колы». Цель: экспериментальным путем изучить свойства пепси-колы и сравнить со свойствами воды; формирование понимания полезных и вредных напитков, исследовательских умений.
Эксперимент «Сырое или вареное?». Цель: экспериментальным путем постараться отличить сырое и вареное яйца, не разбивая их; формирование понятия центра тяжести.
Изучение литературы по теме:
1. Александрова Ю. Н. «Юный эколог : программа кружка, разработки занятий, методические рекомендации».
2. Андрус Дж., Найтон К. «100 занимательных экспериментов».
3. Анистратова А. А., Гришина Н. И. «Поделки их природных материалов».
4. Давыдова Г. Н. «Детский дизайн. Поделки из бросового материала».
5. Дежникова Н. С., Иванова Л. Ю. «Воспитание экологической культуры у детей».
6. Жуков М. Н. «Подвижные игры».
7. Кашлев С. С. «Организация рефлексивной деятельности участников процесса экологического образования».
8. Молодова Л. П. «Игровые экологические занятия с детьми».
9. Потапова Л. М. «Детям о природе. Экология в играх для детей 5-10 лет».