гугкаева лали
План по самообразованию «Психологическая коррекция и развитие детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью»
▼ Скачать +Заказ
План по самообразованию
Тема: «Психологическая коррекция и развитие детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью»
Тема: «Психологическая коррекция и развитие детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью».
Публикация «План по самообразованию „Психологическая коррекция и развитие детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью“» размещена в разделах
- Гиперактивность. Синдром гиперактивности у детей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Планы работ
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Планы
- Самообразование, саморазвитие
- СДВГ. Синдром дефицита внимания и гиперактивность
- Темочки
Обоснование темы. Необходимость изучения детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ) в дошкольном возрасте обусловлена тем, что данный синдром – одна из наиболее частых причин обращения за психологической помощью в детском возрасте. Наиболее полное определение гиперактивности дает Монина Г. Н. в своей книге по работе с детьми, страдающими дефицитом внимания : «Комплекс отклонений в развитии ребенка : невнимательность, отвлекаемость, импульсивность в социальном поведении и интеллектуальной деятельности, повышенная активность при нормальном уровне интеллектуального развития. Первые признаки гиперактивности могут, наблюдаются в возрасте до 7 лет. Причинами возникновения гиперактивности могут быть органические поражения центральной нервной системы (нейроинфекции, интоксикации, черепно-мозговые травмы, генетические факторы, приводящие к дисфункции нейромедиаторных систем мозга и нарушениям регуляции активного внимания и тормозящего контроля» Научная новизна определяется методологическим уровнем решения проблемы, обеспечивающим научную базу разработки психологических основ формирования психического развития дошкольников с гиперактивностью и дефицитом внимания, как средства их личностного развития, качественной перестройки их поведения в процессе коррекционно-развивающей работы в русле решения поставленной проблемы. Ребенок не выглядит больным в традиционном понимании этого состояния, но оставление гиперактивного расстройства без внимания, в будущем может создать для ребенка значительные трудности в учебе, межличностных отношениях, в социальном и эмоциональном развитии, что в свою очередь может привести к возникновению асоциального поведения. Поэтому необходимо раннее выявление гиперактивного расстройства с дефицитом внимания и организации плана помощи таким детям с привлечением педиатров, невропатологов, психологов, психиатров, педагогов и родителей.
Цель. Изучить особенности психологической коррекции и когнитивного развития детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью
Основные задачи.
1. Анализ литературных источников по данной теме в процессе теоретического исследования.
2. Экспериментальное изучение уровня развития психических (когнитивных) процессов детей с СДВГ дошкольного возраста, таких как внимание, мышление, память, восприятие.
3. Исследование эмоциональных проявлений у детей с синдромом гиперактивности и дефицитом внимания.
4. Разработка рекомендаций по работе с гиперактивными детьми педагогам и родителям, исходя из полученных результатов.
Предполагаемый результат.
1. Социальная адаптация ребенка с СДВГ.
2. Хорошие взаимоотношения с окружающими.
3. Появление собственных достижений
4. Улучшение самооценки, нормализация обстановки вокруг него, в том числе внутри семьи.
5. Формирование и укрепление навыков общения и контактов с окружающими людьми,
Этапы работы над темой самообразования
Первый этап подготовительный
№ Направление работы Содержание деятельности Сроки
1 Работа с детьми и родителями Диагностирование детей, анкетирование родителей. Октябрь
2 Работа педагогов Подбор и изучение методической литературы. Обоснование выбора темы. Определение целей, задач. Подборка материала: пособий, наглядности и т. п. Составление плана. Подбор консультативного материала для родителей. Октябрь
Второй этап практический
№ Направление работы Содержание деятельности Сроки
1 Работа с детьми Подбор и классификация игр, тренинговых упражнений. Внедрение игр в практику работы с детьми. Октябрь-апрель
2 Взаимодействие с родителями Беседы. Консультации по данной теме. Октябрь-апрель
3 Работа педагогов Организация образовательной, игровой, самостоятельной деят. детей Октябрь-апрель
Третий этап обобщающий
№ Направление работы Содержание деятельности Сроки
1 Работа с детьми Диагностирование детей. Апрель
2 Взаимодействие с родителями Анкетирование родителей. Апрель
3 Работа педагогов Анализ проделанной работы. Сопоставление планируемых результатов с достигнутыми. Подведение итогов. Перспективы продолжения работы. Апрель
Литература по теме самообразования
Время
работы с материалами Название, автор Источник
(сайт, издательство,
год издания) Результат
Сентябрь Бадалян Л. О., Заваденко Н. Н., Успенская Т. Ю. Синдромы дефицита внимания у детей Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В. М. Бехтерева. СПб. : 1993. – №3. Медицинский аспект проблемы
Октябрь Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психодиагностике.. СПб. : Издательство «Питер», – 2000. Диагностические методики
Октябрь Сиротюк А. Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Диагностика, коррекция и практические рекомендации родителям и педагогам. М. : ТЦ Сфера, 2003 Диагностические методики
Октябрь Семаго Н. Я., Семаго М. М. Проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы психолога. М. : АРКТИ, 2000. Основы диагностической и коррекционной работы
Октябрь Мастюкова Е. М. Ребёнок с отклонениями в развитии : ранняя диагностика и коррекция. М. : 1992. Ранняя диагностика и коррекция.
Ноябрь Брязгунов И. П., Кучма В. Р. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей (вопросы эпидемиологии, этиологии, диагностики, лечения, профилактики и прогноза). М. : 1992. Вопросы эпидемиологии, этиологии, диагностики, лечения, профилактики и прогноза.
Ноябрь Ясюкова Л. А. Оптимизация обучения и развития детей с минимальными мозговыми дисфункциями СПб. - 199
Оптимизация обучения и развития детей
Ноябрь Шевченко Ю. С., Добридень В. П. Онтогенетически - ориентированная психотерапия (методика ИНТЭКС) Практ. Пособ. - М. : Российское психологическое общество, - 1998.
Методика ИНТЭКС
Сопутствующие СДВГ состояния
https://psinovo.ru
Сопутствующие СДВГ состояния
.
Помощь психологам ДОУ
https://www.effecton.ru/
Игровые упражнения
Наши невнимательные
гиперактивные дети https://offtop.ru/adhdkids/ Тренинговые упражнения
Перспективный план работы
по теме «Психологическая коррекция и развитие детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью».
Чтобы работа давала результат, необходима совместная работа с педагогами, которые, работая в тесном контакте с ребенком, могут научить его эффективным способам общения со сверстниками и взрослыми. Для этого проводятся консультации.
- консультация: «Практические рекомендации воспитателям гиперактивного ребенка»;
- практикум: «Использование двигательно-оздоровительных моментов для снятия психоэмоционального напряжения».
- консультация: «Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ)»;
- рекомендации: «Правила общения с гиперактивным ребенком»;
- практикум: «Психогимнастика; игра»;
- практикум: «Способы выхода из конфликтной ситуации и стрессового состояния при работе с гиперактивными детьми».
Родители гиперактивных детей часто используют трудности в их воспитании. Для получения нужной информации оформляется стендовая информация; консультации в папках-передвижках. Конечно, для того чтобы заинтересовать родителей, привлечь их внимание, материал подбирается доступный, немногословный. Организованы встречи с родителями «Школа для родителей» : работа предусматривает одну встречу в два месяца, которые проходят в разных формах – это консультации, вечера вопросов и ответов, совместные досуги детей и родителей, тренинги. Эти формы важны, эффективны и интересны.
Работа с детьми
№ п/п Блок Тема
1 Знакомство. Установление контакта. Вводное занятие
2 Гармонизация психофизического состояния 1. Обучение различным типам дыхания и произвольной регуляции дыхания.
2. Развитие произвольной регуляции мышечного напряжения.
3. Развитие концентрации и переключения внимания.
4. Закрепление освоенных приёмов релаксации и контроль за их выполнением.
3 Преодоление деструктивных эмоций. 1. Осознание негативных эмоций.
2. Отреагирование негативных эмоций.
3. Обучение позитивномусамоотношению.
4. Обучение навыкам самоподдержки.
4 Развитие программирования и контроля действий.
1. Составление и проигрывание алгоритма действий, связанных с воспитательным процессом.
2. Составление и проигрывание алгоритма действий, связанных с бытовыми ситуациями и поведением в общественных местах.
3. Составление и проигрывание алгоритма действий при различных ситуациях общения.
5 Итоговые занятия Закрепление материала. Игры с правилами.
Игры и упражнения к занятиям.
№
п/п Тема Упражнения/игры Источник
1 Вводное занятие «Прогулка в лес», «Это про меня», «Мой дом» И. Л. Арцишевская «Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду», А. Уханова «Развитие эмоций и навыков общения у ребенка»
2 Снятие мышечного напряжения: растяжки, дыхательные упражнения (на каждом занятии, в начале занятия) «Лучики», «Половинки», «Медуза», «Дерево», «Подвески», «Травинка на ветру», «Йоговская гимнастика» А. Л. Сиротюк «Синдром дефицита внимания с гиперактивностью», И. Л. Арцишевская «Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду»
3 Релаксация
(на каждом занятии, в конце занятия) «Олени», «Кораблик», «Ковер-самолет» и т. д. А. Л. Сиротюк «Синдром дефицита внимания с гиперактивностью»
4 Концентрация и переключение внимания
«Повтори ритм», «Запретное движение», «Раз, два, три – говори!», «Бывает - не бывает», «Да» и «нет не говорите, черное и белое не берите», «Что нового», «Послушай тишину», «Морские волны», «Колпак мой треугольный» А. Уханова «Развитие эмоций и навыков общения у ребенка», Е. К. Лютова, Г. Б. Монина «Тренинг эффективного взаимодействия с детьми»
5 Концентрация на процессе осязания и тактильных ощущениях Упражнения для развития мелкой моторики рук, «Необычные мешочки», «Волшебный мешочек», «Исследователь», «Разговор с телом», «Археология», а также работа с пластилином, цветной бумагой, с песком. А. Л. Сиротюк «Синдром дефицита внимания с гиперактивностью», А. Уханова «Развитие эмоций и навыков общения у ребенка»
6 Произвольная регуляция мышечного напряжения. «Руки-ноги», «Огонь и лед», «Парад», «Рубка леса», «Бабушкин помощник», «Сделай так», «Разговор с руками». А. Л. Сиротюк «Синдром дефицита внимания с гиперактивностью», А. Уханова «Развитие эмоций и навыков общения у ребенка», Е. К. Лютова, Г. Б. Монина «Тренинг эффективного взаимодействия с детьми»
7 Типы дыхания и произвольная регуляция дыхания. Дыхательные упражнения, «Кто как дышит», «Воздушный футбол», «Пушинка», А. Л. Сиротюк «Синдром дефицита внимания с гиперактивностью», А. Уханова «Развитие эмоций и навыков общения у ребенка»
8 Закрепление освоенных приёмов релаксации и контроль выполнения См. предыдущие упражнения, а также сказки «Заяц - Коська и Родничок», «Снегурочка» Д. Зинкевич–Евстигнеева «Тренинг по сказкотерапии»
9 Осознание негативных эмоций. Беседа, проективные методики «Когда мне грустно», «Нарисуй свое настроение», упражнения «Найди сердитое лицо, изобрази злость», «Корабль и буря», «Как Ваня и Катя башню строили», «Найди виноватых зверей» А. Уханова «Развитие эмоций и навыков общения у ребенка»
10 Отреагирование негативных эмоций «Каратист», «Рубка дров», «Танцы - противоположности», «Тух-тиби-дух», «Пуантизм», «Крик в пустыне» А. Л. Сиротюк «Синдром дефицита внимания с гиперактивностью»,
11 Закрепление материала. Игры с правилами. «Чайничек с крышечкой», «Съедобное – несъедобное», «Слушай и отвечай»,совместное рисование, настольные игры А. Л. Сиротюк «Синдром дефицита внимания с гиперактивностью», А. Уханова «Развитие эмоций и навыков общения у ребенка»