Малахова Мария Петровна
Формы работы с родителями по развитию речи детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Детский сад «Колосок» села Родино, филиал МБДОУ – детского сада «Березка» села Шипуново Алтайского края Шипуновского района
План по самообразованию
Тема: «Формы работы с родителями по развитию речи детей дошкольного возраста»
2023 – 2024гг.
Воспитатель: Малахова М. П.
Цель: Повысить свое профессиональное мастерство по теме самообразования. Объединить усилия педагогов и родителей в реализации данной темы.
Актуальность данной темы
Публикация «Формы работы с родителями по развитию речи детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Чтобы позитивно повлиять на качественное и своевременное речевое развитие дошкольников, максимально предупредить возможные отклонения в развитии их речи, необходима всесторонняя и тщательная проработка организационно-содержательных аспектов создания условий для полноценного развития речи детей, усиление ее превентивных аспектов, использование педагогического потенциала специалистов ДОУ и родителей.
Включение родителей в педагогический процесс является важнейшим условием полноценного речевого развития ребенка. Как известно, образовательно-воспитательное воздействие состоит из двух взаимосвязанных процессов – организации различных форм помощи родителям и содержательно-педагогической работы с ребенком. Такой подход к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения обеспечивает непрерывность педагогического воздействия. Важнейшим условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом в ходе, которого корректируются позиции родителей и педагогов. Ни одна, даже самая лучшая, развивающая программа не может дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьей, если в дошкольном учреждении не созданы условия для привлечения родителей к участию в образовательно-воспитательном процессе. Овладение ребенком речью успешнее идет тогда, когда с ним занимаются не только в дошкольном учреждении, но и в семье. Условиях развития современного общества, когда молодые семьи ориентированы на материальное благополучие и карьерный рост, дети мало проводят времени с родителями (все больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками) и редко слушают рассказы и сказки из уст мамы или папы, а уж дома развивающие речевые занятия – это вообще редкость. По мере взросления ребенка, родители беспокоятся о развитии его творческого потенциала, мышления, логики и порой упускают такую не менее важную деталь, как развитие связной речи. Часто родители исходят из соображения, что дети, наблюдая за ними, самостоятельно научатся связно излагать свои мысли. Но это не так, ребенку нужно помогать устанавливать логические связи в собственной речи. Именно родители, а не только специалисты дошкольных учреждений, играют большую роль в формировании речи ребенка. От того, как они говорят с ним, сколько внимания уделяют речевому общению с ребенком, во многом зависит успех дошкольника в усвоении языка. Систематическая и целенаправленная помощь семьи ребенку по развитию речи в сочетании с адекватным использованием рекомендаций педагогов и специалистов детского сада на различных этапах обучения способствует более эффективному формированию речи дошкольника. К сожалению, многие родители в наше время часто забывают об этом и пускают процесс развития речи на самотек.
В настоящее время большое значение придается привлечению родителей к процессу развития речи своего ребенка. Показано, что при соответствующей подготовке эффективность их работы в качестве учителей своих детей может быть исключительно высока и крайне полезна как для ребенка, так и для самих родителей.
План работы на 2023-2024 учебный год
Месяц Самореализация Формы работы с родителями
Сентябрь Изучение «Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Ознакомление родителей с целями, задачами и методами развития речи детей в дошкольном учреждении.
Октябрь Изучение методической литературы по данной теме. Изучение опыта других педагогов по данной теме на интернет-сайтах. Составление папки-передвижки «Возрастные психологические особенности дошкольников 2-5 лет». «Уровни развития речи детей 2-5 лет»
Ноябрь Работа с методической литературой по проведению артикуляционной гимнастики. Консультация для родителей «Артикуляционная гимнастика в домашних условиях».
Декабрь Подборка стихов к Новогоднему празднику. Консультация «Роль семьи в развитии речи детей дошкольного возраста». Привлечение родителей к работе по развитию речи у детей.
Январь Работа с методической литературой по проведению артикуляционной гимнастики. Составление комплекса упражнений по артикуляционной гимнастики «Веселый язычек»
Февраль Подборка стихов к празднику «День защитника Отечества» Консультация «Развитие выразительной речи детей». Привлечение родителей к работе по развитию речи у детей.
Март Изучение дидактического пособия «Развивающие игры для детей 2-7 лет» Е. Н. Мехина. Познакомить родителей с играми влияющими на развитие речи детей. Консультация «Как организовать домашний театр».
Апрель Oрганизация ППРС среды в соответствии с ФГОС. Обеспечение возможности общения и совместной деятельности детей и взрослых. Конкурс с родителями «Книжка-малышка». Oрганизация выставки книг. Консультация «Использование загадок-как средства по формированию выразительности речи у детей.
Май Подборка и проведение дидактических игр на зaкрепление пройденного материала. Анкетирование родителей «Речь моего ребенка»