Юля Афанасьева
План по самообразованию «Дидактическая игра как средство экологического воспитания детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: повышение своего профессионального уровня, создание оптимальных условий для экологического развития детей, обогащение и углубление знаний в развитии детей через дидактические игры в младшем дошкольном возрасте.
Задачи:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме использования возможностей дидактической игры, как средства экологического воспитания ребенка-дошкольника.
Публикация «План по самообразованию „Дидактическая игра как средство экологического воспитания детей“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Дидактические игры
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Планы работ
- Природа, экология. Игры, дидактические пособия
- Самообразование, саморазвитие
- Экологическое воспитание. Самообразование
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
2. Расширять представления о растениях и животных. Продолжать знакомить с домашними и дикими животными, их детенышами, и особенностями их поведения и питания.
3. Знакомить детей с садовыми и огородными растениями данной местности.
4. Дать первичные представления о насекомых.
5. Расширять представления об овощах, фруктах, ягодах, как растущих в данной местности, так и экзотических.
6. Формировать представления о временах года, осенних, весенних, зимних, изменениях в природе, характерными особенностями каждого сезона.
7. Дать представления о свойствах воды, песка.
8. Определить эффективность работы по применению дидактических игр как средства формирования экологической культуры.
9. Повышать уровень знаний у родителей по данной теме
10. Создавать предметно-развивающую среду в группе по теме.
11. Провести анализ эффективности проделанной работы.
Раздел плана Сроки Формы работы Практические
выходы
Изучение литературы в течение года подборка литературы
Консультации для педагогов
Консультации для педагогов.
1. «Игра как средство экологического воспитания».
2. «Экологическое воспитание для детей летом».
Оценка уровня развития экологических
способностей Сентябрь 2023,
Май 2024 тестовые
задания Заполнение индивидуальных карт развития
Внедрение плана работы с детьми
в течения года
организационная деятельность
1. Развлечения по экологии :
2. Беседы
Чтение загадок, стихотворений, рассказов.
3. Практические задания
4. Дидактические игры
5. Выставка детских работ
6. Пальчиковая гимнастика
7. Сюжетно – ролевые игры
8. Рассматривание картин, иллюстраций.
Сентябрь.
Наблюдения и опыты в природе.
Сбор материалов в копилку «Подарки осени»
Подвижные игры:
а) «Солнышко и дождик»
б) «Воробышки и автомобиль»
Экологические игры :
«Чудесный мешочек» - овощи, фрукты.
«Найди листок, какой покажу».
Д/и «Узнай на вкус».
Праздник овощей-корнеплодов.
Чтение стихов, р. н. песенок, потешек, познавательных сказок.
Пальчиковые игры: «Осень», «Осенний букет
Октябрь.
Игры с природным материалом: лист, ветка, шишка.
Наблюдения за комнатными растениями.
Чтение художественной литературы о животных и птицах.
Наблюдения за природой.
прогулки по окрестностям.
Пополнение материалов «Подарки осени»
Праздник осени
Дидактические игры :
«Чудесный мешочек»
«Такой листок – лети ко мне».
-Раскраски для детей по теме.
Ноябрь
Изготовление поделок из природного материала (шишка)
Наблюдения за уходом за комнатными растениями.
Экологические и подвижные игры.
Опыты.
Наблюдения за природой.
Прогулки по окресностям.
Эк. лото «Животные и птицы»
П/и «Зайка беленький сидит», «Ловкие зайчата». «Воробышки и кошка».
11Д/и «Сбор урожая»
Декабрь
ОД: Птицы зимой.
Подкормка птиц.
Наблюдения и опыты в природе.
Чтение сказок: «Заюшкина избушка», «Три медведя»
Заучивание стихов о зиме, загадки.
Рассматривание картин о животных.
Загадки-движения.
Наблюдения за природой.
Проза о жизни животных зимой в лесу.
Рассматривание картин.
Зимние подвижные игры.
Д/и «Назовем, что видим»
Беседа «Как мы играем зимой»
Опыт со снегом и водой.
Январь
Загадки – движения.
Групповой праздник «Лёгкие снежинки»
Наблюдения и опыты со снегом, льдом.
9. Исследования: снег – вода – лед.
10. Д/и «Загадки и отгадки»
Февраль.
Экологические игры : «Зимняя столовая», «Зимующие птицы»
2. Драматизация.
3. Беседа «Холодно ли птицам зимой»
Подкормка птиц на прогулке.
Наблюдения на прогулках.
Прогулки по окрестностям.
8. Наблюдения за уходом за комнатными растениями.
9. Загадки-движения.
10. Опыты с водой, льдом: «Цветные льдинки»
11. Целевая прогулка: «Поделки из снега»
ОД: Подарки зимы.
Март
Поделки из природного материала: «Плетень», «Лесовичок».
Мини огород на окне.
Экологическая игра «Через ручеёк»
Беседы: «На что похожи облака», «Что мы чувствуем, когда пригреет солнышко», «О птицах»
Групповой праздник «Мыльные пузыри»
Подкормка птиц.
Поэзия о весне (заучить).
П/и «Воробушки и автомобиль».
Апрель
Экологические игры : «К дереву беги», «Через ручеёк», «Угадай по описанию»
2 Беседы: «Мамы и их малыши», «Какие растения живут у тебя дома»
6. Групповой праздник «Бумажные кораблики»
7. Д/И когда это бывает.
ОД: Зелёный детский сад (экскурсия).
Май
Обследование детей
Фольклор – потешки: «Солнышко», «Дождик – дождик», «Радуга – дуга»
Экологические игры :
«Кто, где живёт?».
«Найди дерево по описанию».
Беседы: «Что подарит лето нам?», «Что солнце нагревает быстрее?», «Кто рождается весной?» (у кого весной появляются детёныши, рассмотреть иллюстрации).
Рассматривание картин и картинок.
Чтение художественной литературы.
Опыты: для комнатных растений нужны тепло, вода
Игровой досуг с элементами викторины по экологии «Друзья природы».
в течения года с сентября по май 1. Консультации
2. Родительские собрания
3. Папки передвижки
4 .Акция
5. Выставка рисунков
6. Памятка для родителей
7. Игровой досуг
8. Рекомендации Сентябрь
Родительское собрание
Консультация для родителей
«Задачи экологического воспитания ребенка в семье»
Осенняя выставка поделок совместно с родителями. «Овощной калейдоскоп»
Консультация Экологическое воспитание детей раннего возраста. Тема: «Ребенок открывает мир природы».
«Поделки из природного материала».
Октябрь
Консультация «О пользе или вреде грибов для детей».
«Поможем запомнить названия деревья»
Организовать вместе с родителями выставку поделок из листьев, овощей и фруктов «Дары природы»
Ноябрь
Памятка «Ягоды и здоровье»
Консультация «Роль игры в экологическом развитии ребенка»
Привлечь родителей к участию в акции «Очистим мир». Уборка территории детского сада от опавших листьев
Декабрь
Папка – передвижка
«Зима и зимние приметы»
Консультация для родителей:
«Как организовать игры детей дома с использованием занимательного
экологического материала»
Проектная деятельность. «Знакомство со снеговиком».
Фотостенд «Зимние забавы»
Январь.
Советы и рекомендации
Животные дома: за и против
Проектная деятельность. «Домашние животные».
«Пернатые друзья»
Экологическая акция
«Поможем зимующим птицам»
Февраль
Консультация «Экологическое воспитание в семье».
«Опытническая деятельность с детьми с водой»
Буклет «Берегите воду»
Проектная деятельность
«Волшебная капелька».
Март.
- Папка передвижка «Весна пришла»
- Консультация для родителей
«Правила поведения в природе»
«О пользе экологических сказок».
- Проектная деятельность
«Витамин роста».
Памятка «Мусор и как его сортировать – поможем природе»
Апрель
- Памятка для родителей "По экологии" «Прогулка в Природу».
Привлечь родителей к изготовлению Эк / игры «Логические цепочки».
Май
Консультация «Расскажите детям о насекомых»
Игровой досуг с элементами викторины по экологии «Друзья природы».
Выступление на родительском собрании с отчетом о проделанной работе за год.
Создание развивающей среды в группе В течения года 1. Оформление пособий для работы
2. Изготовление игр
3. Презетация
4. Продолжать оформлять в группе уголок по экологии Пополнение картотеки дидактических игр
Изготовление
Развивающих пособий Куб природы»
Презентация
«Дидактические игр по экологии в младшей группе».
Анализ проведенной работы май 2024 Сравнительная оценка уровня развития экологических способностей детей Выявление уровня развития навыков и умений, для определения дальнейшей работы по теме.