Шалгинова Валентина
План по самообразованию «Сенсорное развитие у детей раннего возраста через дидактические игры»
▼ Скачать + Заказать документы
План
По самообразованию
«Сенсорное развитие у детей раннего возраста через дидактические игры»
Пояснительная запи
ска[/b]
Главной составляющей полноценного развития детей в раннем возрасте является сенсорное развитие.
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положение в пространстве, а также запахе и вкусе.
Публикация «План по самообразованию „Сенсорное развитие у детей раннего возраста через дидактические игры“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Планирование. Планы работ
- Самообразование, саморазвитие
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Сенсорное развитие. Самообразование
- Темочки
Период первых трех лет – наиболее интенсивного психического и физического развития малышей. Успешность умственного, физического, здорового развития ребенка в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития, т. е. от того, насколько ребенок слышит, видит, осязает окружающий мир.
В раннем детстве накапливаются представления о цвете, форме, величине. Это значит, что ребенка надо знакомить со всеми разновидностями свойств – всеми цветами спектра, с геометрическими формами – круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, шар, куб, кирпич. Развивать познавательные умения и речевые – определять цвет, размер, форму предметов путем зрительного, осязательного и двигательного обследования, сравнения. Понимать и использовать в речи слова – названия величин и форм.
Огромную роль в развитие сенсорных способностей детей раннего возраста отводиться дидактической игре, так как ребенок практически все в этом мире познает через игру.
Дидактические игры выполняют функцию – контроль за состоянием сенсорного развития детей.
Дидактические игры включают в себя сенсорное восприятие ребенка, с одной стороны они учитывают возрастные, нравственные мотивы деятельности играющее, с другой – принцип добровольности, право самостоятельного выбора, самовыражение.
В повседневной жизни ребенок сталкивается с многообразием форм и красок - это и любимые игрушки, и окружающие предметы. Здесь и приходит на помощь сенсорное воспитание - последовательное, планомерное ознакомление детей с сенсорной культурой человечества. Исходя из всего этого, работая с детьми раннего возраста, вижу целесообразно вести работу по сенсорному развитию детей.
Цель: Формирование сенсорных способностей у детей раннего возраста посредством дидактических игр.
Задачи:
- Формировать представления о цвете, форме, величине предметов, положения их в пространстве;
-Знакомство с дидактическими играми и правилами этих игр;
-Воспитывать познавательный интерес, любознательность;
-Упражнять в установлении сходства и различия между предметами;
-Способствовать развитию у детей обследовательских умений и навыков;
-Развивать мелкую моторику рук;
-Повышать уровень педагогической компетентности родителей по формированию представлений о сенсомоторной деятельности детей;
-Оказание родителями помощи в изготовление дидактических игр для развития сенсорных способностей детей;
-Изготовление игр и пособий на развитие сенсорных навыков;
-Пополнение сенсорной зоны новым оборудованием, играми.
Ожидаемые результаты:
- Предполагаем, что в результате работы будут сформированы сенсорные представления.
- Дети познакомятся с разновидностью дидактических игр и основными приемами игры на них.
- Проявятся творческие способности, любознательность, наблюдательность.
Перспективный план работы с детьми раннего возрас
та. [/b]
Сроки Форма работы.
1. Сентябрь -Д. и. «Соберем петрушку» (пирамидка).
Учить собирать пирамидку, выбирая кольца по величине.
-Д. и. «Вкладыши и башенки» Знакомить с величиной в ходе практических действий.
-Д. и. «Веселые матрешки»
Учить соотносить предметы по величине, развивать зрительное восприятие.
-Д. и. «Соберем пирамидку»
Учить собирать пирамидку из 3 -4 колец одного цвета, последовательно уменьшающих в размерах.
2. Октябрь - «Подбери правильно фигуру».
Учить детей узнавать и правильно называть геометрические фигуры, размер.
(Круг, квадрат, треугольник.)
- Д. и. «Огурчики и помидорчики».
Учить отличать круг от овала, помещая формы, в соответствующие пазлы.
- «Найди пару» Учить находить ребенка на ощупь пары одинаковых предметов.
- Игры с крупным конструктором.
Знакомство с деталями конструктора, развитие воображения.
- «Пуговки» Упражнять детей в застёгивании пуговиц на определённых пособиях и одежде кукол
3. Ноябрь - Д. и. «Две коробки».
Закреплять знания о величине, умение сравнивать предметы по величине способом зрительного соотнесения
- Д. и. «Соберем пирамидку». Учить собирать пирамидку из последовательно уменьшающих колец.
- Д. и. «Занимательная коробка». Продолжить знакомить детей с предметами различной величины и формы.
- Соотнесение предметов двух заданных форм при выборе из четырех.
Закреплять умения соотносить разнородные предметы по форме
4. Декабрь - Соотнесение предметов двух заданных форм и величин при выборе из четырех. Закреплять знания соотносить разнородные предметы по форме и величине
- Раскладывание однородных предметов разного цвета на две группы. Закреплять у детей умение группировать однородные объекты по цвету.
- Размещение грибов двух цветов в отверстиях столиков соответствующего цвета
- Закреплять умение группировать однородные объекты по цвету, соотносить по цвету разнородные предметы.
- Соотнесение предметов двух заданных цветов при выборе из четырех. Обучать детей выбирать объекты двух заданных цветов из четырех возможных.
5. Январь - Выкладывание из цветной мозаики на тему «Курочка и цыплята». Фиксировать внимание детей на том, что цвет является признаком разных предметов.
- Выкладывание из мозаики на тему «Домики и флажки». Обращать внимание детей на цветовые свойства предметов, показывая, что цвет является признаком разных предметов и может быть использован для их обозначения.
- Выкладывание из мозаики на тему «Елочки и грибочки».
Фиксировать внимание детей на том, что цвет может быть использован для изображения разных предметов, учить чередовать
- Д. и. «Я пеку всем друзьям по пирожку» (игры с песком).
Знакомить со свойствами песка. Развивать координацию рук, мелкую моторику пальцев при действиях с предметами – орудиями.
6. Февраль - Д. и. «Сделаем матрешки бусы». Закрепить умение чередовать предметы по цвету.
- Д. и. «Башенки для гномиков».
Закреплять знания о величине предметов, познакомить с понятием высокий, низкий.
- Д. и. «Забавные бутылочки».
Учить детей определять количество жидкости в емкостях одинакового размера
- Д. и. «Где Мишка?»
Знакомить с расположением объектов в пространстве относительно друг друга.
7. Март - Д. и. «Тут и там».
Знакомить с пространственными отношениями, выраженными словами: тут, там, далеко, близко.
- Д. и. «Цирковые собачки».
Учить соблюдать простейшую последовательность действий с предметами.
- Д. и. «Поручения».
Обучать ребенка различать и называть игрушки, а также выделять их основные качества (цвет, размер). Развивать слуховое восприятие.
- Разрезные картинки.
Развивать сенсорные способности детей: умение по части восстанавливать целое.
8. Апрель - Д. и. «Что потеряли котятки».
«Чудесный мешочек». Закреплять умение действовать с предметами, окрашенные в разные цвета; умение подбирать предметы по цветовому тождеству.
- Д. и. «Пирамидки в гостях у малышей». Учить детей выбирать предметы определенного цвета по показу, а затем по словесному обозначению.
- Д. и. «Забавные лодочки».
Используя игровую ситуацию, обратить внимание детей на то, что одни предметы (легкие) на воде держатся, другие (тяжелые) – тонут. Организовать детское экспериментирование.
9. Май - Д. и. «Летящие бабочки».
Закреплять знания детей о цвете предметов; Умение соотносить предметы по цвету.
- Д. и. «Ловись, рыбка».
Работа с родител
ями[/b]
Формы работы Сроки Фома отчета
Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала. В течение года
По желанию.
Подготовить консультацию для родителей «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста через дидактические игры».
Индивидуальные консультации и беседы с родителями. В течение года Папка-передвижка, консультации.
Список использованной литерату
ры:[/b]
1. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа. – Москва, 2010.
2. Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер «Воспитание сенсорной культуры ребенка» - М. : «Просвещение», 1988;
3. Э. Г. Пилюгина «Сенсорные способности малыша» - М. : «Мозаика-Синтез», 2003;
4. Н. Ф. Губанова. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада. – М. : Мозаика-Синтез, 2008.
5. Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. Как играть с ребёнком. – М. : Обруч, 2012г
6. Дидактические игры-занятия в ДОУ (младший возраст): Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Автор-составитель Е. Н. Панова. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2006. .
7. Э. Г. Пилюгина «Сенсорные способности малыша» - М. : «Мозаика-Синтез», 2003;
8. «Развивающие игры с малышами до 3-х лет» - Ярославль «Академия развития», 1998. Сост. Т. В. Галанова
9. Ветрова В. В. «Во что играть с ребёнком до 3 лет». ТЦ М. 2011.
10. Давыдова О. И. «Работа с родителями в детском саду» ТЦ Сфера. 2005.
11. Колдина Д. Н. «Игровые занятия с детьми 2 - 3 лет» ТЦ М. 2011.
12. Пилюгина Э. Г. «Сенсорные способности малыша. Игры на развитие восприятия цвета, формы и величины у детей раннего возраста». М., 1996.
13. Пилюгина Э. Г. Сенсорные способности малыша – Москва. Мозаика – Синтез, 2003.
14. Янушко Е. А. Сенсорное развитие детей раннего возраста – Москва, Мозаика – Синтез, 2011.