Юлия Яблочкина
План по самообразованию «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»
План по самообразованию педагога
Яблочкиной Юлии Анатольевны
на тему:
«Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»
Цель работы: развитие у детей творческих способностей и формирование интереса к нетрадиционному рисованию.
Задачи:
Публикация «План по самообразованию „Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нетрадиционные техники рисования
- Нетрадиционные техники рисования. Самообразование
- Планирование. Планы работ
- Рисование. Все материалы
- Рисование. Планирование
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
обучать приёмам нетрадиционного рисования;
знакомить детей с многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними;
воспитывать интерес к художественной деятельности;
воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом;
воспитывать аккуратность, целеустремлённость, творческую самореализацию;
развивать и укреплять мелкую моторику рук детей;
развивать творческие способности детей, художественный вкус, фантазию, пространственное воображение;
развивать желание экспериментировать;
создать предметно – развивающую среду для самовыражения детей в творческой деятельности;
разработать перспективный план работы с детьми и родителями;
подготовить (провести) консультации для родителей и педагогов по теме самообразования;
взаимодействовать с родителями по вопросу развития мелкой моторики детей в ДОУ и семье, объединить усилия сотрудников и родителей для эффективной работы.
Этап работы над темой самообразования : 1 год.
Актуальность:
Согласно ФГОС к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования большое значение имеет художественно – эстетическое развитие дошкольников. Накопленный опыт познавательной, игровой деятельности, богатый запас представлений, развитие творческого воображения и фантазии позволяет детям творчески самовыражаться.
Рисование – очень интересный и в то же время сложный процесс. Нетрадиционные техники рисования – это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует всё : и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать.
В основу опыта, использования нетрадиционных изобразительных техник положена идея обучения без принуждения, основанная на достижении успеха, на переживании радости познания мира, на искреннем интересе дошкольника в выполнении творческого задания с использованием нетрадиционных техник изображения. Такое задание ставит ребёнка в позицию творца, активирует и направляет мысли детей, вплотную подводит к черте, за которой может начаться зарождение собственных художественных замыслов.
Формы работы с детьми:
совместная деятельность воспитателя с детьми;
индивидуальная работа с детьми;
свободная самостоятельная деятельность детей.
Формы работы с родителями:
консультации;
индивидуальные и групповые беседы;
оформление наглядной информации (стенды, папки-передвижки);
привлечение к обогащению развивающей предметно-развивающей среды группы.
Используемые технологии : здоровьесберегающие, игровые, информационно-коммуникационные, личностно-ориентированные.
Ожидаемые результаты:
формирование у детей дошкольного возраста знаний о нетрадиционных способах рисования;
овладение дошкольниками простейших технических приёмов работы с различными изобразительными материалами;
развитие у детей мелкой моторики рук;
повышение заинтересованности работников детского сада и родителей в развитии мелкой моторики рук у дошкольников;
пополнена РППС группы.
Продукты педагогической деятельности в рамках самообразования по теме :
Буклеты, памятки, брошюры, консультации и рекомендации для родителей.
Пополнение методической копилки.
Презентация педагога по теме самообразования.
Творческие выставки детских работ.
Приложение 1
План саморазвития воспитателя
Подготовительный этап
Содержание работы Цель
Изучение методической литературы, периодических изданий, научной литературы, учебно-методической литературы. Углубленное изучение методов и форм работы с детьми по теме самообразования.
Выбор конкретных приёмов, методов и видов работы по самообразованию. Определить цели и задачи практической деятельности; средств и методов по профессиональному саморазвитию.
Изучение нормативных документов, периодических изданий. Ознакомление с новой документацией по ведению педагогической деятельности в дошкольном учреждении.
Совершенствование работы с ПК. Использование образовательных интернет -ресурсов. Освоение различных методов и приёмов обучения; использование их в своей деятельности.
Участие в профессиональных конкурсах. Развитие творческого потенциала в профессиональной деятельности.
Изучение и анализ психолого-педагогической литературы. Анализ и оценка своей деятельности и деятельности детей. Развитие личностных свойств, способствующих высоким результатам и устранению недостатков.
Освоение инновационных форм работы с семьёй. Изучение семей и педагогических возможностей родителей. Ознакомление с опытом коллег. Освоить формы работы с родителями.
Сообщение для родителей на тему «Речь на кончиках пальцев» Привлечь внимание родителей к теме самообразования
Основной этап
Тема НОД Способ нетрадиционной техники Программное содержание
Сентябрь
1 Диагностика Разные способы рисования Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.
2 Диагностика Разные способы рисования Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.
3 «Лебеди» Печатание растениями. Систематизировать знания детей о птицах осеню; продолжать развивать интерес к изобразительной деятельности; продолжать совершенствовать умение передавать в рисунке образы объектов, обращать внимание на форму, величину, пропорции частей; учить рисовать нетрадиционными способами (печатание).
4 «Гортензия» Рисование пальчиками Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Учить наносить ритмично точки на всю округлость цветка; развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь; воспитывать интерес к природе и отображению ярких впечатлений (представлений) в рисунке.
5 «Рябинка» Рисование пальчиками + печатание растениями. Учить рисовать ягоды на ветке (пальчиками) и листья (печатание). Закрепить данные навыки рисования. Развивать чувство композиции.
Октябрь
1 «Золотая осень» Печатание растениями. Продолжать учить детей работать с хрупким материалом – листьями. Развивать стойкий интерес к рисованию, воображение. Воспитывать аккуратность.
2 «Корзина с грибами» Рисование поролоном, используя трафарет. Расширить и закрепить знания детей о данной изобразительной технике. Развивать чувство формы, цвета, композиции. Побуждать детей вносить в работу дополнения: рамку, украшения на вазе и проч. Воспитывать аккуратность, эстетический вкус. Учить детей составлять гармоничную цветовую композицию. Развивать интерес к природе и отображению представлений в изобразительной деятельности.
3 «Разноцветные бабочки» Монотипия. Познакомить с техникой монотипии, закрепить умения использовать технику монотипия «старая форма новое содержание» (ладошка с сомкнутыми пальцами - большое крыло, кулак - маленькая). Познакомить детей с симметрией, на примере бабочки.
4 «Виноград» Печатание пробкой. Познакомить с новым способом рисования ягод. Учит детей передавать форму грозди винограда, формировать умение самостоятельно выбирать цвет ягод (светло – зелёный или фиолетовый). Развивать чувство композиции.
Ноябрь
1 «Яркие краски осени» Рисование мятой бумагой. Продолжать учить способу рисования мятой бумагой, воспитывать интерес к художественному экспериментированию, развивать мелкую моторику. Развивать воображение, фантазию, творческие способности. Поощрять детское творчество, инициативу.
2 «Птицы улетают» Рисование ладошкой. Дать ребёнку возможность самому поэкспериментировать с изобразительными средствами; учить ребёнка воображать и фантазировать; совершенствовать работу руки, что способствует развитию координации глаз и руки; знакомить с цветом; учить находить сходство рисунка с предметом, радоваться полученному результату.
3 «Ёжик в норке» Печать растениями. Совершенствовать умения детей в данной технике рисования. Развивать цветовосприятие и умение подбирать для композиции цветовые сочетания, развивать творческое воображение.
4 «Мы шлёпаем по лужам» «Кляксография с трубочкой». Познакомить детей с новой техникой рисования «кляксография с трубочкой». Помочь детям освоить новый способ спонтанного рисования, когда изображаемый объект получается путем свободного нанесения пятен краски и воздействия посредством активной работы легких. Закрепить и уточнять знания детей о характерных признаках осени и осенних явлениях. Развивать мышцы рта, тренировать дыхание. Развивать воображение, фантазию, интерес к нетрадиционным способам рисования. Воспитывать усидчивость, аккуратность, умение работать в коллективе и индивидуально.
5 «Поздняя осень» Монотипия Продолжать знакомить с техникой монотипии, закрепить умения использовать технику монотипия. Познакомить детей с симметрией, на примере деревьев.
Декабрь
1 «Снежинка» «Набрызг» Познакомить детей с новой техникой рисования – набрызг. Развивать аккуратность. Воспитывать художественный вкус и умение работать самостоятельно.
2 «Зимнее дерево» Рисование мятой бумагой. Продолжать учить способу рисования мятой бумагой, воспитывать интерес к художественному экспериментированию, развивать мелкую моторику. Развивать воображение, фантазию, творческие способности. Поощрять детское творчество, инициативу.
3 «Игрушки на ветке» Рисование мыльными пузырями. Познакомить детей с новым способом рисования – мыльными пузырями. Развивать самостоятельность, активность в поисках способов изображения интересного образа. Развивать воображение, фантазию, интерес к нетрадиционным способам рисования. Воспитывать усидчивость, аккуратность, умение работать в коллективе и индивидуально.
4 «Ёлочка пушистая, нарядная» Рисование вилкой. Научить детей изображать ёлку новым способом – печать вилкой. Закрепить умение украшать рисунок, используя рисование пальчиками. Воспитывать у детей умение работать самостоятельно.
Январь
1 «Зимний пейзаж» «Кляксография» Развивать фантазию и творчество в рисовании зимнего пейзажа; продолжать учить регулировать силу выдуваемого воздуха, дополнять изображение.
2 «Зимняя сказка» Монотипия. Продолжать знакомство с техникой монотипии. Развитие художественного вкуса, фантазии, мелкой моторики рук. Воспитание эмоциональной творческой отзывчивости на происходящее вокруг.
3 «Белый медведь» Рисование поролоном, используя трафарет. Закреплять умение печатать поролоном. Воспитывать аккуратность, эстетический вкус. Учить детей составлять гармоничную цветовую композицию. Развивать интерес к природе и отображению представлений в изобразительной деятельности
4 «Морозные узоры» Рисование восковыми мелками и акварелью. Вызвать у детей интерес к зимним явлениям природы; продолжить знакомство с нетрадиционной техникой рисования : восковые мелки и акварель; совершенствовать умения и навыки детей в рисовании. Развивать воображение, творчество и фантазию, зрительную наблюдательность, способность замечать необычное в окружающем мире и желание отразить увиденное в своём творчестве. Воспитывать самостоятельность, любознательность, инициативность, художественный вкус.
Февраль
1 «Узоры на окнах» Раздувание капли. Развивать ассоциативное мышление, воображение. Воспитывать желание создавать интересные оригинальные рисунки.
2 «Волшебный зимний лес» Печатание капустным листом. Уточнить и расширить знания детей о характерных признаках зимы; познакомить с новым способом изображения деревьев – отпечаток капустным листом. Развивать у детей интерес к нетрадиционной технике изображения зимнего леса. Развивать у детей эстетическое восприятие, трудолюбие, умение слушать, коммуникабельность, аккуратность, активность, культуру труда, умение работать в коллективе.
3 «Самолёт» Рисование пальчиками. Учить рисовать простейшие рисунки, состоящие из многих отпечатков пальчиков. Воспитывать у детей умение работать индивидуально.
4 «Тюльпаны» Рисование вилкой. Развивать мелкую моторику, интеллектуальные способности детей. Учить отражать свои впечатления, передавать свое настроение, получают огромное удовольствие от своих действий с нетрадиционным рисование (вилкой). Воспитывать эстетический вкус.
Март
1 «Мимоза для мамы» Рисование мятой бумагой. Продолжать учить рисовать мятой бумагой. Развивать чувство композиции. Воспитывать у ребёнка художественный вкус.
2 «Какого цвета весна» Оттиск на стекле. Научить рисованию способом размывания красок на стекле и оттиска стекла на бумажный лист. Определить краски «весны», развить воображение.
3 «Подснежники» Акварель + восковые мелки Учить рисовать подснежники восковыми мелками, обращать внимание на склоненную головку цветов. Учить с помощью акварели передавать весенний колорит. Развивать цветовосприятие. Воспитывать у детей умение работать индивидуально.
4 «Облака» Рисование по сырому Создать условия для свободного экспериментирования с акварельными красками и разными художественными материалами. Учить изображать небо способом цветовой растяжки «по -мокрому». Создать условия для отражения в рисунке весенних впечатлений. Развивать творческое воображение.
Апрель
1 «Пасхальное яйцо» Монотипия Продолжать знакомство с техникой монотипии. Развитие художественного вкуса, фантазии, мелкой моторики рук. Воспитание эмоциональной творческой отзывчивости на происходящее вокруг.
2 «Космос» Рисование по трафарету солью. Учить передаче образа космического пространства в технике печати по трафарету (звезды в космосе, научить рисовать с помощью соли.
3 «Корзина с цветами» Рисование мыльными пузырями. Продолжить знакомство с техникой рисования мыльными пузырями. Развивать самостоятельность, активность в поисках способов изображения интересного образа.
4 «Салют» Набрызг Продолжать знакомить детей с техникой рисования – набрызг. Развивать аккуратность. Воспитывать художественный вкус и умение работать самостоятельно.
Май
1 «Цветочная поляна». Рисование ватными палочками. Продолжать учить детей рисовать красками, используя ватные палочки. Закреплять знания цветов. Формировать интерес и положительное отношение к рисванию.
2 «Божья коровка» Оттиск печатками овощей Упражнять в рисовании с помощью печаток. Закреплять умение дорисовывать точки, усики, лапки. Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус
3. «Черёмуха» Рисование ватными палочками. Продолжать знакомить детей с техникой рисования тычком». Формировать чувство композиции и ритма. Воспитывать у детей умение работать индивидуально.
4 Рисование по замыслу. Индивидуальная работа, техника изображения по выбору детей. Повторить умение детей изображать понравившейся техникой. Развивать интерес к индивидуальной художественной деятельности. Воспитывать усидчивость, аккуратность, эстетику.
Работа с родителями
№п/п Дата проведения Форма проведения
1 Сентябрь Ознакомление с планом работы по самообразованию «Нетрадиционные техники рисования» на родительском собрании.
Консультация «Как развивать интерес ребёнка к рисованию»
2 Октябрь Методические рекомендации «Развитие мелкой моторики через нетрадиционные техники рисования»
Папка передвижка «Каждый ребёнок талантлив»
Выставка детских работ «Осень золотая»
3 Ноябрь Папка передвижка «Эти удивительные ладошки»
Мастер – класс «Рисуем без кисточки»
Выставка «Рисуют родители»
Памятка «Виды нетрадиционного рисования»
4 Декабрь Выставка детских работ «Красавица зима»
Беседа «Как мы рисуем дома»
Консультация «Организация самостоятельной изобразительной деятельности детей»
5 Январь Мастер – класс «В гостях у снежной королевы»
Памятка «Эти удивительные картинки»
6 Февраль Выставка рисунков детей и родителей «Рисуем всей семьёй. Любимая техника рисования»
Советы «Из чего можно изготовить печатки для рисования»
7 Март Обмен опытом на родительском собрании «Как мы рисуем дома»
Советы – рекомендации «Использование выразительных средств для изображения весны в рисунке»
8 Апрель Рекомендации «Использование техники рисования ватными палочками в детской изобразительной деятельности»
Консультация «Самые неожиданные идеи в детском творчестве»
9 Май Итоговая выставка детских работ «Наш вернисаж»
Фотоотчёт по итогам года. Выступление на родительском собрании о подведении итогов по самообразованию.
Работа с педагогами
№п/п Дата проведения Форма проведения
1 Сентябрь Круглый стол для педагогов «Нетрадиционные техники рисования : за или против?».
2 Октябрь Мастер – класс «Нетрадиционные техники рисования с детьми дошкольного возраста»
3 Ноябрь Консультация для педагогов «Чудо нетрадиционной техники рисования».
4 Декабрь Выступление на педсовете на тему: «Нетрадиционные техники рисования в детском саду как средство развития мелкой моторики рук»
5 Январь Уголок ИЗО. Нетрадиционные материалы (ознакомительная экскурсия для воспитателей в группу)
6 Февраль Составить каталог на методическую литературу по теме самообразования.
7 Март Доклад по теме самообразования.
8 Апрель Открытый просмотр ОД «Цветущая ветка». – Кляксография и аппликация.
9 Май Опыт работы по созданию с родителями выставок семейного творчества.
Литература:
1) 1. Эйнон Д. Творческая игра : от рождения до 10 лет. – М., 1995.
2) Колдина Д. Н. Игровые занятия с детьми 2 – 3 лет. – М., 2010.
3) Рисование с детьми дошкольного возраста : нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Под ред. Р. Г. Казаковой. – М., 2007.
4) Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа. – М., 2010.
5) Акуненок Т. С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования // Дошкольное образование. – 2010. - №18
6) Шклярова О. В. Рисуйте в нетрадиционной форме // Дошкольное воспитание. – 1995. - №11
7) Давыдова Г. Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду».
8) Никитина А. В. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду».
9) Интернет-ресурсы