Наталья Усова
План по самообразованию «Развитие способностей младших дошкольников посредством технологий проблемного обучения»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Развитие познавательных способностей детей младшего дошкольного возраста через использование технологий проблемного обучения.
Введение:
В младшем дошкольном возрасте вся деятельность ребенка подчинена одному – познанию окружающего мира и себя в нем.
Основная задача – подготовить ребенка к жизни в завтрашнем дне, научить его справляться с возникающими проблемами.
В жизни дети часто встречаются с теми или иными трудностями, но взрослые
ограждают детей от них, не давая им возможности самостоятельно подумать,
Публикация «План по самообразованию „Развитие способностей младших дошкольников посредством технологий проблемного обучения“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Планы работ
- Самообразование, саморазвитие
- Средняя группа
- Темочки
поэкспериментировать, и, наконец, самостоятельно справиться с проблемами.
Почему так происходит? Чаще всего из-за нехватки нашего времени, из-за возможности возникновения опасности в некоторых ситуациях для ребенка. Мы считаем наших детей недостаточно компетентными во многих вопросах, неспособными разобраться в проблемах и найти выход из них.
Дети привыкают просить помощи, подсказки у взрослых, вырастают неготовыми к реалиям жизни.
Именно поэтому очень важно детям еще в раннем возрасте научиться адекватно оценивать происходящее вокруг, проводить аналогии с ранее пережитым, преобразовывая свой прошлый опыт, делать обобщения, находить новые пути исследования.
Основная задача детского сада – наполнить повседневную жизнь ребенка в группе интересными делами, идеями, проблемами, включить каждого малыша в содержательную деятельность. Очень важно «пробудить» у малышей интерес к проблемным ситуациям и желание творчески решить их.
ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ – это решение детьми познавательных задач, когда роль воспитателя – направить детей на поисковую самостоятельную деятельность.
СУЩНОСТЬ - проблемного обучения состоит в том, что педагог создает познавательную ситуацию или задачу и предоставляет воспитанникам возможность самостоятельно найти пути ее решения, применяя при этом имеющийся объем знаний и умений. Благодаря такой деятельности дети учатся активизировать свои знания, мыслить критично, самостоятельно организовывать процесс познания.
Цель:
Осмысленное усвоение дошкольниками системы знаний и умений;
Развитие самостоятельной познавательной активности;
Формированию способности к самостоятельному исследованию.
Повышение своего педагогического уровня, профессионального мастерства и компетентности.
Задачи:
- расширять представления детей об объектах окружающего мира, явлениях действительности и их отношениях;
- продолжать развивать речь детей : обогащать и активизировать словарь, развивать связную, грамматически правильную речь, умение давать разные варианты ответов на поставленный вопрос;
-учить детей находить и объяснять наличие отрицательных и положительных признаков в различных объектах;
- учить детей находить общее в ситуациях, сравнивать и на этой основе проводить аналогии;
- учить детей слушать друг друга;
- развивать умение видеть и принимать проблемную ситуацию, с помощью взрослого формулировать противоречие на полуактивном этапе и решать его; - побуждать к выбору лучшего из предложенных решений.
Работа над программой профессионального самообразования поможет мне : расширить знания о проблемном воспитании детей раннего возраста; обогатить развивающую среду группы (создание и приобретение новых игр при участии родителей);
- образование родителей по данной теме подготовка консультаций: проведение бесед, родительского собрания «Что такое проблемное обучение».
Этапы проблемного обучения :
Формирование противоречия.
Постановка проблемной задачи и организация процесса поиска решений
Закрепление полученных новых знаний
Принципы проблемного обучения :
От простого к сложному.
Полу самостоятельная деятельность - гипотезы выдвигают сами. воспитанники к верному решению дети приходят вместе с воспитателем.
Самостоятельность.
Творческий подход.
Как создать проблемную ситуацию :
Правило «золотой середины» - уровень сложности поставленной задачи.
Решение - проблемной ситуации должно сопровождаться конкретным наглядным результатом
Активизация эмоциональной сферы дошкольника
Актуальность: В наше сложное противоречивое время особенно остро стоит вопрос: «Как сегодня воспитывать ребенка человеком завтрашнего дня? Какие знания ему дать в дорогу?» Осмысление этого вопроса должно происходить через осознание резко измененного социального заказа: вчера нужен был исполнитель, а сегодня – творческая личность с активной жизненной позицией, с собственным логическим мышлением. Поэтому, одной из главных задач дошкольного образовательного учреждения является воспитание свободного уверенного в себе человека, стремящегося творчески подходить к решению различных сложных ситуаций, имеющего свое мнение и умеющего отстаивать его. В связи с этим, на современном этапе технология проблемного обучения является наиболее эффективной и актуальной.
Основатель технологии проблемного обучения американский философ, психолог и педагог Дж. Дьюи (1859-1952гг.) считал, что ребенок усваивает материал, не просто слушая или воспринимая органами чувств, а удовлетворяя свои потребности в знаниях, являясь активным субъектом своего обучения. Таким образом, в нашем понимании, проблемное обучение - такая организация непосредственной образовательной деятельности, которая предполагает создание под руководством воспитателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению.
Ожидаемые результаты:
- Систематизация материала по развитию проблемного обучения с возрастными и индивидуальными возможностями.
- Сотрудничество ДОУ и семьи по проблемному обучению детей нашей группы.
- Родители проявляют интерес в дальнейшем развитию детей.
- У родителей вырос уровень по познавательному обучению. Они научились создавать дома условия для разрешения проблемных ситуаций.
Выход темы:
- консультация для родителей
- консультация для педагогов
- родительское собрание «Что такое проблемное обучение»
- картотека «Бытовых проблемных ситуаций».
Формы работы с родителями и детьми:
- Родители:
- сотрудничество через консультации,
- родительские собрания,
- беседы,
- совместные решения задач по проблемному образованию.
- Дети:
- специальные занятия по проблемному обучению.
-создание в процессе работы проблемных ситуаций и разрешения их совместно.
Формы работы Сроки Фома отчета
Сбор и анализ информации, работа с методической и периодической литературой, интернет ресурсы. Сентябрь Список использованной литературы.
создание предметно-развивающей среды В течение года. картотека
Проведение консультации для родителей и воспитателей «Технология проблемного обучения в детском саду» Январь Конспект консультации.
Подготовка анкет к анкетированию родителей. Март Анкета.
Подготовка и проведение родительского собрания. Апрель Конспект родительского собрания, фото-отчет о мероприятии.
Работа с детьми
Формы работы Сроки Фома отчета
специальные занятия по проблемному образованию В течение года
занятия, в которых используют проблемные ситуации. В течение года
Проблемное образование в познавательной деятельности. В течение года Работы детей,
ОКТЯБРЬ
1.«Как мышкам достать сыр?»
- чтение С. Маршак «Котауси и Мауси»;
- подвижные игры «Мышеловка», «Кот и мыши»;
1. Игры на выделение имени признака (действие)
2. «Что это? Что умеет делать?»
3. «Из каких частей состоит?»
2.«Дом для лисички»
-чтение р. н. с. «Лиса и заяц»,
рассматривание иллюстраций;
- рассматривание иллюстраций с изображением леса, деревьев;
- конструирование домиков;
1. Игры на выделение имени признака (материал)
2. «Что лишнее?»
3. «Где живет?»
3.«Как достать игрушку?»
- чтение С. Маршак «Мой веселый, звонкий мяч»;
- игры-экспериментирования «Что длиннее?»;
- подвижные игры с мячом;
Игры на выделение имени признака (размер)
2. Игра «Теремок» (игрушки)
3. «Как сделать?»
4. «Угадай, где я была»
4.«Как достать шар?»
- упражнение «Достань до колокольчика»;
- игры с воздушными шарами;
Игры на выделение имени
признака (цвет)
2. «Друзья»
3. «Подсказки природы»«Как собрать ягоды без корзинки?»
- рассматривание иллюстраций по теме;
- лепка «Корзина с ягодами»;
Игры на выделение имени признака (количество)
2. «Что на что похоже?»
3. «Из каких частей состоит?»
2.«Будем рисовать красками, а кисточек нет»
- рисование разными способами;
3. «Природный и рукотворный мир»
3.«Как Маше не заблудиться в лесу?»
- чтение р. н. с. «Маша и медведь», рассматривание иллюстраций;
- игры с лабиринтами;
Игры на выделение имени признака (место)
2. Игра «Теремок»
3. «Как сделать?»
4. «Угадай, где я была»
4.«Дверь в группу захлопнулась, а ключа нет»
- бытовые проблемные ситуации;
- д/игра «Телефон»;
1. «Что будет, если…»
2. «Друзья»
3. «Объяснялки» Сентябрь –
ноябрь картотека
Игры и творческие задания
1.«Как сделать так, чтобы яичко не упало и не разбилось?»
- чтение р. н. с. «Курочка Ряба»;
- экспериментирование с округлыми предметами;
Игры на выделение имени признака (форма)
2. «Скажи наоборот»
3. «Природный и рукотворный мир»
2. «Прыгающее мыло»
- чтение К. Чуковский «Мойдодыр»
- рассматривание и выкладывание последовательности алгоритма мытья рук;
- игры с мыльными пузырями;
1. «Хорошо - плохо»
2. «Паровозик»
3. «Хрупкое – не хрупкое»
- «Ящик ощущений» (узнай на ощупь)
1. Игра «Теремок» (хрупкие объекты)
2. «Бывает – не бывает»
Игры на выделение имени признака (материал)
4.«Нужно слепить снеговика, а снега мало»
- лепка снежных фигур;
- лепка «Вазочка» (способ налепа);
1. «Назови, что ты видишь»
2. «Что на что похоже»
Игры и творческие задания
1. «Убегающие сапожки»
- рассматривание и сравнение
детских сапожек при одевании на прогулку;
- д/и «Оденем куклу на прогулку»;
1. «Эта ситуация из какого мира?»
2. «Что лишнее?»
3. «Теремок» (одежда, обувь)
2.«Как полить цветы без лейки»
- полив комнатных растений;
- рисование «Любимый цветок»;
1. «Что на что похоже»
2. «Объяснялки»
Игры на выделение имени признака (влажность)
3. «Как сделать чай сладким»
- чаепитие в группе;
- лепка «Угощение к чаю»;
2. «Что перепутал художник?»
3. «Теремок» (из чего варят суп, из чего пекут пироги, с чем пьют чай)
Игры на выделение имени признака (вкус)
4.«Два мальчика хотят поиграть, а машинка одна»
- рассматривание картин из серии «Мы играем»; Декабрь - январь картотека
Игры и творческие задания :
1.«Как построить гараж для машины»
- игры со строителем;
- сюжетно-ролевые игры;
2. «Что это? Что умет делать?»
Игры на выделение имени признака (части)
1. «В чай положили сахар, но нет ложки, чтобы его размешать»
- бытовые проблемные ситуации;
- экспериментирование «Что растворяется в воде»;
2. «Скажи наоборот»
3.«Идет бычок, качается»
- чтение стихов А. Барто;
- ходьба по доске, скамейке на
физкультурном занятии;
- игры со строителем;
1. «Бывает – не бывает»
2. «Что может случиться если…»
3. «Скажи наоборот»
4.«Не хватает стульчиков»
- бытовые проблемные ситуации (не хватает чего-либо);
2. «Что на что похоже»
Игры и творческие задания
1.«Как вымыть руки без мыла»
- рассматривание алгоритма мытья рук;
- игры с мыльными пузырями;
- д/и «Купание куклы»;
1. «Что это такое?»
2.«Как съесть суп без ложки»
- бытовые ситуации, дежурство;
- сюжетные игры;
3.«Как погладить ежика»
- разучивание песенки «Маленький ежик»;
- лепка «Ёжик»;
1. «Что это? Что умеет делать?»
2. «Ты – мой кусочек» (часть – целое)
3. Игры на выделение имени признака (рельеф)
4.«Как козляткам не пустить волка в дом»
- чтение сказки «Волк и семеро козлят»;
- игра «Угадай, кто позвал»
1. «Скажи наоборот»
Февраль - март
картотека
Игры и творческие задания.
1.«Как перейти через лужу»
- наблюдения на прогулке за
весенними изменениями в природе;
1. «Что может случиться, если…»
2. чтение «Зайку бросила хозяйка»
- чтение стихов А. Барто, рассматривание иллюстраций;
3.«Как не заблудиться козленку»
- чтение стихов А. Барто;
- аппликация «Козленок»;
4.«Как играть в песок без совка»
- игры с песком;
2. «Угадай, где я была»
1.«Как согреться в помещении без отопления»
- бытовые ситуации;
2.«Как прорыхлить растения»
- труд в цветнике, на огороде;
- уход за комнатными растениями;
- рассматривание иллюстраций;
3.«Как попить воды без чашки»
- бытовые ситуации;
- аппликация «Чайная пара»;
4.«Тише, Танечка, не плачь!»
- чтение стихов А. Барто,
рассматривание иллюстраций;
Апрель- май картотека
Работа с родителями
Формы работы Сроки Форма отчета
Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала. В течение года
Проведение индивидуальных консультаций и бесед с родителями. В течение года
Подготовить консультацию для родителей «Для чего нужно Проблемное обучение детям младшего дошкольного возраста» Март консультация
Анкетирование родителей. Март. Анкета
Проведение родительского собрания. Апрель Протокол собрания