Финогенова Алевтина Валерьевна
План по самообразованию «Ситуации общения и игровые обучающие ситуации в речевом развитии старших дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад с. Грудцино
Принято
на педагогическом совете
протокол №_от ___20__г.
Утверждено
приказом заведующего
МБДОУ д/с с. Грудцино
от ___20__ г. №__
Индивидуальный образовательный маршрут
Финогеновой Алевтины Валерьевны
по развитию профессиональной компетентности
Информационная справка об авторе ИОМ
Финогеновой Алевтины Валерьевны
Занимаемая должность Воспитатель
Образование Высшее
Педагогический стаж 5лет
Категория, год аттестации СЗД
Публикация «План по самообразованию „Ситуации общения и игровые обучающие ситуации в речевом развитии старших дошкольников“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Планы работ
- Самообразование, саморазвитие
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Темочки
Курсы повышения квалификации Курсы 2019г.
Индивидуальная тема по самообразованию
«Ситуации общения и игровые обучающие ситуации в речевом развитии старших дошкольников»
Цель Повышение компетентности в вопросах речевого развития старших дошкольников путем ситуаций общения и игровых обучающих ситуаций.
Задачи Работа над программой профессионального самообразования поможет мне :
- активизировать игровое общение между детьми старшего дошкольного возраста, их инициативные высказывания;
- формировать умения и навыки игрового общения у старших дошкольников;
-развивать активную речь детей старшего дошкольного возраста;
-расширить словарный запас детей;
-воспитывать интерес к общению со сверстниками и взрослыми.
Предполагаемый результат.
В результате поставленных задач у детей сформировываются следующие знания, умения, навыки:
- связная речь;
- расширенный словарный запас;
-умения и навыки в игровом общении;
-установленный личностный контакт между детьми и взрослыми;
-желание вести беседу со сверстниками и взрослыми.
Сроки работы над проблемой 2019 – 2020 год.
Индивидуальный образовательный маршрут на 2019 – 2020г.
Содержание деятельности (действия и мероприятия, способы, средства)
Научно – педагогическая деятельность
1. Изучение литературы по заданной теме:
1. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей : Кн. для воспитателей детского сада. – М. : Мозаика-Синтез, 1999.– М. : «Мозаика-Синтез», 2004.
2. Игры в логопедической работе с детьми: Пособие для логопедов и воспитателей детсадов Под. Ред. В. И. Селиверстова. – 3-е изд. – М. : Просвещение, 1981.
3. Кыласова Л. Е. Дидактический материал по развитию речи. Занятия со старшими дошкольниками. Волгоград: Учитель, 2006
4. Ушакова О. С., Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста : Учеб. метод, пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. – М. : (уманит, изд. центр "ВЛАДОС", 2003.)
5. Филичева Т. Б., Соболева А. Р. Развитие речи дошкольника : методическое пособие с иллюстрациями. Екатеринбург "АРГО", 1996
6. Украинская О. Н., Микова М. Е., Шатерникова И. В. Развитие речи дошкольника через ситуации общения // Молодой ученый. — 2014. — №18. — С. 665-667. — URL https://moluch.ru/archive/77/13272/ в течение года Составление картотеки
Организационно – практическая деятельность
2. Диагностика речевого развития детей Сентябрь, май Заполнение индивидуальных карт развития детей
3. Составление перспективного плана на год по трудовой деятельности сентябрь Перспективный план
4. Анкетирование родителей сентябрь «Речь вашего ребенка»
5. Консультация для родителей октябрь «Как разнообразить речь ребенка?»
6. Семинар для родителей ноябрь «Учим ребенка общаться»
7. Консультации для родителей декабрь «Игровые обучающие ситуации в речевом развитии детей»
8. Практикум для родителей январь «Ситуации общения в речевом развитии детей»
9. Открытый показ образовательной деятельности для родителей дошкольников. Публикация на сайте. февраль «Активизирующие ситуации общения при организации самостоятельной деятельности дошкольников»
10. Круглый стол с педагогами март «Игровые обучающие ситуации как форма речевой работы с дошкольниками»
11. Папка-передвижка апрель «Значение трудовой деятельности в нравственном становлении личности»
12. Формирование картотеки игровых обучающих ситуаций в речевом развитии дошкольников в течение года Картотека ИОС
13. Обобщение опыта работы. май- Выступление на педагогическом совете. Систематизация материалов по теме, подготовка презентации
Деятельность по повышению квалификации
Ознакомление с опытом работы в социальной сети работников образования (maam.ru) октябрь Повышение профессионального мастерства и компетентности, систематизация работы по трудовому воспитанию у детей младшего дошкольного возраста.
Посещение РМО по теме самообразования
План работы по самообразованию на 2019- 2020 г.
Актy альность: Ведущей деятельностью дошкольника является игра. Игра – это особый и очень важный вид деятельности, необходимый для гармоничного развития ребенка. Играя, малыш учится общаться с миром людей и предметов, в игре проявляется его личность и складывается характер. Касаясь вопроса о влиянии игры на формирование всех психических процессов у ребенка, советский психолог Д. Б. Эльконин совершенно определенно делает вывод: «Специальные экспериментальные исследования показывают, что игра влияет на формирование всех основных психических процессов, от самых элементарных психических процессов до самых сложных».
В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, отношения с людьми. В процессе игры зарождаются и развиваются новые виды деятельности дошкольника. Именно в игре впервые появляются элементы обучения. Игра создает «зону ближайшего развития ребенка».
Но детей интересует не только игра, гораздо сильнее они стремятся к общению – как между собой, так и с окружающими взрослыми. К ребенку на помощь должен прийти взрослый, чтобы он овладел механизмами эффективного игрового общения. Таким образом, именно взрослый может и должен создать для детей условия, необходимые для развития детской игры и полноценного игрового общения.
Цель: повышение компетентности педагога в вопросах речевого развития старших дошкольников путем ситуаций общения и игровых обучающих ситуаций.
Задачи:
- активизировать игровое общение между детьми старшего дошкольного возраста, их инициативные высказывания;
- формировать умения и навыки игрового общения у старших дошкольников;
-развивать активную речь детей старшего дошкольного возраста;
-расширить словарный запас детей;
-воспитывать интерес к общению со сверстниками и взрослыми.
План работы с детьми по самообразованию.
Месяц Мероприятие
Сентябрь 1. Диагностика речевого развития старших дошкольников.
2. Проблемная ситуация «Помоги Незнайке определить признаки времен года. Какие и почему?».
3. Д/и «Подходящие слова». (Ситуация-упражнение).
4. Д/и «Фрукты – овощи». (Ситуация-упражнение).
Октябрь 1. Проблемная ситуация «Помоги собрать грибы для доброй феи и злой колдуньи. Какие и почему?»
2. Д/и «Скажи наоборот». (Ситуация-упражнение).
3. Ситуация-иллюстрация «Незнайка зовёт детей в лес за грибами, но не знает, какие грибы съедобные, а какие нет».
4. Ситуация-оценка «Дети вернулись с прогулки. Быстро разделись, ушли в группу. Андрей выглянул в раздевальную комнату и кричит. Алевтина Валерьевна, а Сережа сапоги не убрал на место. Алевтина Валерьевна с укоризной посмотрела на Андрея. Почему? Как бы ты поступил на месте Андрея».
Ноябрь 1. Проблемная ситуация «В квартире пожар. Что ты будешь делать? Почему?»
2. Ситуация общения «Придумай сказке другой конец».
3. Д/и «Что не так?». (Ситуация-упражнение).
4. Ситуация-иллюстрация «Я в магазине с родителями».
Декабрь 1. Проблемная ситуация «Свойства воды. На окне два стакана. Один стакан накрыт, другой нет. Почему исчезла вода?».
2. Игра-викторина: «Придумай загадку».
3. Д/и «Назови слово похожее по звучанию». (Ситуация-упражнение).
4. Ситуация-иллюстрация «Идем в театр».
Январь 1. Проблемная ситуация «Свойства бумаги. Завяжем бумажный бантик Полине. Что произойдет?».
2. Игра-викторина «Магазин волшебных вещей».
3. Д/и «Переезжаем на новую квартиру». (Ситуация-упражнение).
Февраль 1. Проблемная ситуация «Помоги папе разобраться в том, что из чего сделано. Почему?»
2. Игра-викторина «Из какой сказки вещи?»
3. Ситуация-оценка «Группа мальчиков строит замок. Алеша подошел и положил сверху доску. Замок развалился. Что сказали ему мальчики? Как бы ты поступил?».
4. Ситуация-иллюстрация «Мы на прогулке в парке».
Март 1. Проблемная ситуация «Почему весной у людей авитаминоз?»
2. Игра-викторина «Кто лучше знает свое село»
3. Ситуация-оценка «Утром Слава играл с Артемом. Когда пришел Рома, Слава стал играть с ним. Артем подошел и сказал Славе. -Ты предатель. Рома обиделся. Как ты думаешь, почему?»
4. Ситуация -упражнение «Расскажи сказку».
Апрель 1. Проблемная ситуация «Смогут ли существовать люди, животные, растения без солнца?»
2. Д/и «Волшебная палочка». (Ситуация-упражнение).
3. Ситуация-оценка «Дети рисуют. У Оли сломался карандаш. Она выхватила из рук Риты карандаш. Рита встала и пересела на другое место. Почему Рита ушла за другой стол? Как бы поступил ты?».
4. Д/и «Солнышко». (Ситуация-упражнение).
Май 1. Проблемная ситуация «Что случится, если не будет растений?»
2. Д/и «Что внутри».(Ситуация-упражнение).
3. Д/и «Размытое письмо». (Ситуация-упражнение).
4. Диагностика речевого развития детей