Дина Миненко
Развитие мелкой моторики рук у детей 3–4 лет через различные виды деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
План по самообразованию на тему:
«Развитие мелкой моторики рук у детей 3-4 лет через различные виды деятельности»
Введение
В. А. Сухомлинский говорил: Ум ребенка находится на кончиках его пальцев. «Рука – это своего рода внешний мозг» - писал Кант. Известный исследователь детской речи М. М. Кольцова отмечала, что кисть руки надо рассматривать как орган речи.
Актуальность
Публикация «Развитие мелкой моторики рук у детей 3–4 лет через различные виды деятельности» размещена в разделах
Мелкая моторика — это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной. Относительно моторики кистей и пальцев рук часто применяют термин ловкость. Область мелкой моторики включает большое количество разнообразных движений: от простых жестов (например, захват игрушки) до очень сложных движений (например, писать и рисовать).И именно поэтому, работа по развитию мелкой моторики рук очень важна и должна формироваться с самого младшего возраста. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Вместе с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание и словарный запас.
Мелкая моторика развивается постепенно, это индивидуальный процесс и у каждого ребенка он проходит своими темпами. Сначала движения малыша неловкие, неумелые и негармоничные. Чтобы помочь малышу совершенствовать мелкую моторику, нужно играть с ним в развивающие игры. Существует множество занятий, игр и упражнений для развития мелкой моторики. Их можно разделить на следующие группы: пальчиковые игры, игры с мелкими предметами, лепка и рисование, массаж пальчиков.
На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки, не успевают за ребятами на занятиях. Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности. И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас. Мелкая моторика — способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук. Мелкая моторика связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге человека есть центры, которые отвечают за речь и движения пальцев. Расположены они очень близко. Поэтому, развивая мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за становление детской речи и повышающие работоспособность ребенка, его внимание, умственную активность, интеллектуальную и творческую деятельность. Кроме того, мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка, на уровень логического мышления, памяти, умения рассуждать, концентрировать внимание и воображение.
Цель работы по теме самообразования:
Повышение собственной профессиональной компетентности и достижения положительной динамики в развитии мелкой моторики рук у детей 3-4 лет через различные виды деятельности.
Задачи:
- Проанализировать свои педагогические возможности, творческий потенциал по вопросу развития мелкой моторики рук у детей 3-4 лет;
- Изучить методическую литературу, другие источники и повысить свой уровень знаний по данной теме;
- Изучить и выбрать для собственной деятельности инновационные технологии по данному вопросу;
- Повысить педагогическую грамотность родителей по теме мелкая моторика рук;
- Провести диагностика развития мелкой моторики у детей младшего возраста;
- Подготовить консультации для родителей по данной теме;
- Изготовить папки – передвижки;
- Составить картотеку пальчиковых игр и картотеку дидактических игр по развитию мелкой моторики;
- Обобщить и распространить педагогический опыт по теме самообразования;
- Создать благоприятную развивающую среду для развития интереса у детей к играм по развитию мелкой моторики.
Предполагаемые результаты:
- Усовершенствование подвижности, гибкости, ловкости и точности движений пальцев рук;
- Развитие памяти, внимания, речи у детей;
- Повышение работоспособности, умственной активности;
- Развитие творческой активности детей;
- Позитивные изменения сотрудничества между родителями и педагогами;
- Повышение педагогической компетентности по данной теме;
- Развитие творческого потенциала в профессиональной деятельности.
Основная часть
1. Подготовительный этап (сентябрь) :
Анализ своих педагогических возможностей, творческого потенциала по вопросу развития мелкоймоторики рук у детей 3-4 лет. Изучение методической литературы и других источников по теме самообразования. Составление плана работы, картотеки развивающих дидактических и пальчиковых игр. Проведение диагностики с детьми, ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения и задачами по развитию мелкой моторики младших дошкольников.
2. Практический этап (октябрь - апрель) :
Работа с детьми (совместная и самостоятельная игровая деятельность) :
- Диагностика развития мелкой моторики у детей младшего возраста;
- Пальчиковая гимнастика, игры с пальцами;
- Игры с мелкими предметами : камешки, пуговицы, мелкие игрушки, крышки от пластиковых бутылок, фасоль;
- Завязывание бантиков, шнуровка, застёгивание пуговиц, замков;
- Игры с нитками: наматывание клубков, выкладывание узоров, плетение;
- Работа с бумагой: складывание, сминание, обрывание, выкладывание узоров;
- Работа с карандашом: обводка, раскрашивание, выполнение графических заданий;
- Игры с песком;
- Развлечение «Игры - соревнования».
Работа с родителями:
- Совместная работа с родителями, направленная на обогащение предметно-развивающей среды;
- Памятки для родителей, папки-передвижки;
- Консультации, для родителей, беседы;
- Фотоотчёт о проделанной работе.
Работа с педагогами:
- Мастер-класс для педагогов;
- Выступление на педсовете «Отчет о проделанной работе по теме самообразования».
3. Этап анализа и выводов (май) :
Обеспечивается обработка результатов: анализ, оценка уровня развития мелкой моторики у детей младшего возраста, заполнение индивидуального маршрута детей.
План работы (сентябрь 2022г. – август 2023г.)
№
Этапы работы
Мероприятия
Сроки проведения
1
Подготовительный этап
Изучение методической литературы и обзор информации по исследуемой теме в сети интернет для
повышения своего уровня знаний по данной теме.
Составление плана работы по теме самообразования.
Диагностика развития мелкой моторики у детей младшего возраста.
Консультация для родителей: «Роль пальчиковых игр в
развитии ребенка».
сентябрь
2 Практический этап Подбор пальчиковых игр и составление картотеки.
Пальчиковая гимнастика: «Котята», «Новый дом».
Д/и «Черепашки».
Д/и «Сделай бусы».
Задание «Полосатые рыбки».
октябрь
3 Подбор дидактических игр и составление картотеки.
Пальчиковая гимнастика: «Новый дом», «Шарик».
Д/и «Мозаика».
Д/и «Прищепки».
Задание «Накорми птичек».
ноябрь
4 Памятка для родителей: «Что такое мелкая моторика и почему так важно ее развивать».
Пальчиковая гимнастика: «Шарик», «Хрюша».
Д/и «Пришей пуговички».
Д/и «Найди клад» (сухой бассейн).
Задание «Пройди по дорожке».
декабрь
5 Оформление в группе уголка с помощью родителей:
«Игры на развития мелкой моторики».
Пальчиковая гимнастика: «Хрюша», «Белочки».
Д/и «Застегни – расстегни».
Д/и «Чудесный мешочек».
Задание «Раскрась елочку».
январь
6 Папка – передвижка.
Пальчиковая гимнастика: «Белочки», «Апельсин».
Д/и «Прокати шарик по дорожке».
Д/и «Кто где живет».
Задание «Сделай фигуру».
февраль
Совместная работа родителей и детей «Домашнее задание» по теме самообразования: «Красивые линии»
Пальчиковая гимнастик: «Апельсин», «Мышка».
Д/и «Поможем Золушке» (разбор бобовых).
Д/и «Сложи картинку» (пазлы).
Задание «Обведи рисунки и раскрась их». март
7 Развлечение : «Игра – соревнование».
Пальчиковая гимнастика: «Мышка», «Пастушок».
Д/и «Сделай узор».
Д/и «Игры с массажным мячиком».
Задание «Раскрась бабочку».
Апрель
9 Этап анализа и выводов. Индивидуальная работа. Анализ, оценка уровня развития мелкой моторики у детей.
Написание отчёта о проделанной работе за учебный год, выступление с ним на педсовете.
Выступление на родительском собрании с отчётом о проделанной работе по теме самообразования.
Самостоятельные игры, способствующие развитию мелкой моторики пальцев рук.
май
10 Фото - выставка для родителей «Развиваемся, играя».
Индивидуальные работы с детьми.
июнь
11 Беседа с родителями: «Развивая
мелкую моторику рук - мы развиваем речь у детей».
Индивидуальная работа с воспитанниками, у которых выявлены недочеты в умении работы пальцами рук.
июль
12 Консультация для родителей на тему: «Игры на развитие мелкой моторики с предметами домашнего обихода»
Индивидуальная работа с воспитанниками, у которых выявлены недочеты в умении работы пальцами рук. август
Заключение
Буду продолжать работу по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности в летний период, особенно больше уделяя внимания индивидуальным работам с детьми с плохо развитой мелкой моторикой рук.