Разия Айтушева
Пальчиковые игры как основа развития речи и мелкой моторики у детей
▼ Скачать + Заказать документы
Индивидуальный план профессионального развития
воспитателя МДОАУ «Детский сад № 140»
Айтушевой Разии Пахчановны на 2023 -2024 гг
ТЕМА: Пальчиковые игры – основа развития речи
и мелкой моторики у детей
Образование: Высшее
Стаж педагогической работы:_13
Квалификационная категория: Высшая
НАПРАВЛЕНИЕ: Речевое
Публикация «Пальчиковые игры как основа развития речи и мелкой моторики у детей» размещена в разделах
- Игры для детей
- Мелкая моторика
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
ГРУППА: Общеразвивающей направленности для детей 2-3 лет
ДАТА НАЧАЛА РАБОТЫ НАД ТЕМОЙ: 01.09.2023г
ОКОНЧАНИЕ РАБОТЫ: 31.05.2024г
ФОРМА САМООБРАЗОВАНИЯ: Индивидуальная
АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ:
На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях.
Мелкая моторика — это способность человека выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий трех систем: нервной, мышечной и костной. От степени развития мелкой моторики зависит почерк человека. Дети с плохоразвитой мелкой моторикой пальчиков, неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.
Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. Также развитие мелкой моторики положительно сказывается на становлении детской речи, повышает работоспособность ребенка, его внимание, и умственную активность, стимулирует интеллектуальную и творческую деятельность.
Цель: повышение своего теоретического и педагогического уровня, профессионального мастерства и компетентности по теме самообразования.
Задачи:
1. Разработать и подобрать правильные пальчиковые игры, а также и дидактические игры на улучшение мелкой моторики, координации движения кистей, разработать пальчики;
2. Совершенствовать мелкую моторику детей через пальчиковые игры;
3. Систематизировать работу по совершенствованию пальчиковой моторики;
4. Дать знания родителям о значимости пальчиковых игр.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
У меня, как у педагога-воспитателя: Самостоятельная работа по самообразованию позволяет пополнить и конкретизировать свои знания, осуществлять глубокий и детальный анализ возникающих в работе с детьми проблем с развитием речи и мелкой моторики рук.
Кроме того, развивается потребность в постоянном пополнении педагогических знаний, формируется гибкость мышления, умение моделировать и прогнозировать воспитательно-образовательный процесс, раскрывается творческий потенциал.
У детей : Подборка правильных пальчиковых игр поможет детям разработать пальчики, совершенствует мелкую моторику детей.
У родителей воспитанников: Родители повысят свой уровень знаний о значении пальчиковых игр для детей
ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ :
ИЗУЧЕНИЕ УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Л. П. Савиной «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников».
2. Е. А. Янушко «Развитие мелкой моторики рук для детей раннего возраста».
3. С. О. Ермакова «Пальчиковые игры для детей от года до 3 лет».
4.«Ребенок от рождения до года» под ред. С. Н. Теплюк.
5. Н. А. Ильина «Играем в памперсах» (с рождения).
6. А. С. Галанов «Развивающие игры для малышей» (с рождения).
7. Н. С. Жукова «Учимся говорить правильно» (от 1 г.).
8. Черенкова Е. Ф. «Развивающие игры с пальчиками».
№
Мероприятие Срок проведения Формы работы Практический выход (продукт деятельности)
с педагогами с детьми с родителями
I этап Подготовительный (организационно – теоретический)
1.1. Изучение и сбор методической литературы по теме самообразования В течение года.
Электронная папка с методическими рекомендациями, литературой, статьями журналов по теме самообразования
1.2. Разработка плана самообразования по теме на учебный год сентябрь План по теме самообразования
1.3. Создание предметно-развивающей среды по безопасности жизнедеятельности дошкольников. В течение года. Дидактические игры, игровой материал, картотека пальчиковых игр
II этап Основной (практический)
2.1. Пальчиковые игры октябрь Консультация «Пальчиковые игры и упражнения» Копилка методических рекомендаций для педагогов в ДОУ
2.2. Пальчиковые игры, массаж рук, игры с предметами октябрь Пальчиковые игры : «Рыбка», «Водичка», «Веселый человечек» Массаж рук с мячами-ежиками
Игры с предметами : «Мозаика», «Пирамидка», игра со шнурками. Знание пальчиковых игр
РППС: мячи-ежики, крупная мозаика, игры со шнурками
2.3 Пластилинография ноябрь Пальчиковые игры : «Наш детский сад», «Овощи», «Как живешь?»
Работа с пластилином «Веселые шарики» Выставка детских работ из пластилина
2.4 Развитие мелкой моторики рук ноябрь Консультация «Значение развития мелкой моторики в раннем возрасте» Наглядный материал по теме консультации на стенде для родителей
2.5. Наши веселые пальчики декабрь 1) Рисование с использование нетрадиционных техник рисование, кончиками пальцев, использование дополнительных предметов.
2) Разучивание пальчиковых игр
Выставка детских рисунков
2.6 Пальчиковая гимнастика для детей декабрь Советы родителям «Для чего нужна пальчиковая гимнастика» Консультация на стенде для родителей
2.7 Пальчиковые игры и развитие речи детей декабрь Консультация «Значение пальчиковых игр в развитии речи детей» Копилка методических рекомендаций для педагогов в ДОУ
2.8 Развиваем мелкую моторику январь Учить детей играм с мелкой моторикой (сортировка различных круп, мозаика, пирамидки, застёгивание и расстегивание пуговиц, игра с резиночками, шнуровка, застёгивание молний, игра с пластмассовыми яичками из киндер-сюрприза, игры с карандашами, работа с пластилином). Пополнение РППС играми с мелкой моторикой рук
2.9. Изучаем пальчиковые игры дома январь Рекомендации родителям об изучении пальчиковых игр с детьми дома Наглядный материал на стенде по теме рекомендации
2.10 Будем с пальчиками играть февраль Разучивание пальчиковых игр
Игры с предметами : деревянные игрушки со шнуровками и липучками, прищепки, молнии, резинок Знание новых пальчиковых игр
2.11 Речевая активность детей раннего дошкольного возраста посредством пальчиковых игр и упражнений март Консультация
Копилка методических рекомендаций для педагогов в ДОУ
2.12 Пальчиковые игры март Памятка Наглядный материал на стенде для родителей
2.13 Пальчиковый театр апрель Сказка «Колобок» Инсценировка сказки в группе
2.14 Строим паровозики май Провести игры с природным материалом (ракушки, шишки, крупа).
Конструирование:
«Паровозик из ракушек и пуговиц», «Машинка из пуговиц и ракушек», различных животных, рыбок.
Игровой материал в РППС по играм с природным материалом
III этап Заключительный (итоговый продукт)
3.1. Распространение собственного педагогического опыта по теме самообразования в Интернет-ресурсах В течение года Личная страничка на сайтах:
maam.ru
Педагогические ресурсы
3.2 Конкурсы для детей Участие в конкурсах, конференциях, и т. д. Добиваться активного и результативного участия воспитанников в конкурсах. Дипломы, грамоты, сертификаты
3.3. Обмен опытом по теме самообразования с педагогами ДОУ май Презентация по теме самообразования