Ирина Черноусова
Развитие исследовательской и экспериментальной деятельности у детей средней группы как условие успешной социализации
▼ Скачать + Заказать документы
План по самообразованию на тему: «Развитие исследовательской и
экспериментальной деятельности у детей средней группы как условие
успешной социализации»
Китайское изречение
То, что я услышал, я забыл
То, что я увидел, я помню
То, что я сделал, я знаю
Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им
представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами
Публикация «Развитие исследовательской и экспериментальной деятельности у детей средней группы как условие успешной социализации» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Средняя группа
- Темочки
практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление
мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом
направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников,
протекающая в форме экспериментальных действий. В их процессе дети
преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с
явлениями природы.
Цель работы: развитие устойчивого познавательного интереса дошкольников в
поисково- исследовательской деятельности.
Для достижения поставленной цели определила ряд задач:
• Формирование у детей среднего возраста диалектического мышления, т. е.
способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и
взаимозависимостей;
• Развитие собственного познавательного опыта в обобщённом виде с
помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных
заместителей, моделей);
• Расширение перспектив развития экспериментально-исследовательской
деятельности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие
и преобразующие действия;
• Поддержания у детей инициативы, сообразительности, пытливости,
критичности, самостоятельности.
Форма работы с детьми: групповая.
Методы и приемы работы с детьми: практические, проблемно-поисковые.
Работа педагога:
• Изучение научно-педагогической литературы;
• Разработка перспективных планов, конспектов образовательной деятельности
по теме;
• Создание современной предметно-развивающей среды в группе;
• Проведение диагностики по усвоению программы по данному разделу;
• Проведение открытых просмотров в ДОУ или на уровне района;
• Знакомство с передовым педагогическим опытом в районе;
• Выступление с докладом об опыте работы на педсовете, участие в семинарах,
консультациях;
• Активное участие в работе методического объединения района;
• Участие в конкурсах педагогического мастерства в ДОУ, районе, во
всероссийских Интернет-конкурсах;
• Обучение на курсах повышения квалификации;
• Обобщение опыта работы по самообразованию. Предполагаемый результат
работы над темой самообразования.
У меня, как у педагога-воспитателя сформируются: основы
педагогического мастерства:
• умение анализировать научно-методическую литературу;
• умение применять полученные знания на практике;
• активизировать творческие способности и пропагандировать свои достижения.
Дети научатся:
• самостоятельно выделять и ставить проблему, которую необходимо решить;
• предлагать возможные варианты решения;
• исследовать предметы и явления окружающего мира, применяя методы
поисковой деятельности
Организация работы идет по трем взаимосвязанным направлениям:
1. Живая природа
2. Неживая природа
3. Человек.
Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному
поиску причин, способов действий, проявлению творчества. Дидактический
материал обеспечивает развитие двух типов детской активности:
• Собственной активности ребенка, полностью определяемой им самим
• Активности, стимулируемой взрослым.
Эти два типа активности тесно связаны между собой и редко выступают в
чистом виде. Собственная активность детей, так или иначе связана с
активностью, идущей от взрослого, а знания и умения, усвоенные с помощью
взрослого, затем становятся достоянием самого ребенка, так как он
воспринимает и применяет их как собственные. Выделенные два типа детской
активности лежат в основе двух взаимосвязанных и вместе с тем
принципиально различных линий психического развития ребенка-дошкольника :
развития личности и психического развития.
Формы работы обеспечивают личностно-ориентированное взаимодействие
взрослого с ребенком (вместе, на равных, как партнеров, создавая особую
атмосферу, которая позволит каждому ребенку реализовать свою
познавательную активность.
Этапы создания системы работы:
1. Подготовительный этап.
- Создание условий для детского экспериментирования
(исследовательские центры, центры игровой деятельности и пр.).
- Изучение научно-методической литературы, передового педагогического
опыта по проблеме.
2. Аналитико-диагностический.
- проведение диагностирования по проблеме (дети, педагоги, родители)
3. Основной этап.
- Разработка перспективного планирования экспериментальной
деятельности с детьми. Условия реализации.
4. Рефлексивный этап.
-Итоговая диагностика степени устойчивости познавательного интереса
ребенка.
Работа с родителями
В начале нового учебного года довела до сведения родителей о начале работы
по данной теме. Родители приняли активное участие в пополнении
необходимого оборудования в детской лаборатории, также в оформлении минилаборатории, коллекций.
Консультации для родителей на темы:
• «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»
• «Научите ребенка любить живую природу».
• «Создание условий для проведения поисково- исследовательской
деятельности».
Индивидуальные консультации на интересующие темы экспериментирования.
Тематические фотовыставки:
-«Семейный отдых на природе»
-«Люблю я пышное природы увядание»
-«Весенняя мозаика»
- «Мои домашние питомцы»
Рекомендации в уголок «Опыты со снегом»
Совместное мероприятие с детьми и родителями на тему: «Лаборатория чудес и
превращений».
На летний период родителям и детям предлагается задание - пополнить минилабораторию новыми материалами и инструментами.
• Анкета для родителей:
Цель: выявить отношение родителей к поисково- исследовательской активности
детей.
Работа с педагогами
Для педагогов были предложены консультации:
• «Развитие исследовательской и экспериментальной деятельности у детей
средней группы как условие успешной социализации»;
• «Требования к проведению наблюдений».
• Открытый показ НОД «Удивительное рядом».
Цель: изучить состояние организации детского экспериментирования в
практике работы ДОУ, выявить роль педагога в развитии поисковой активности
дошкольников.
План реализации программы по самообразованию:
Подготовительный. Сентябрь-октябрь
1. Изучение проблемы в научно-методической работе.
2. Изучение места детского экспериментирования в предпочтениях детей.
3. Изучение условий организации экспериментальной деятельности детей в
группе, создание мини-лабораторий с объектами неживой природы.
Аналитико-диагностический. Проведение диагностирования по проблеме
(дети, педагоги, родители, анализ состояния воспитательно-образовательной
работы в группе.
Исследование педагогической компетентности родителей в области развития
детского экспериментирования.
Основной. Использование опыта на практике (методы, приёмы, технологии)
Ноябрь - апрель
Система занятий по опытно – экспериментальной деятельности
детей средней группы
Времена года (сезоны)
Для введения в тему почитаем стихотворение С. Маршака "Круглый год".
Обсудим, чем времена года отличаются друг от друга, какие природные явления
и общественные события характерны для каждого сезона; как догадаться, какое
сейчас время года; что нравится (или не нравится) в каждом времени года.
Из множества карточек с изображением сезонных событий (небольшого
формата репродукции пейзажей и жанровых картин, фотографии, вырезки из
иллюстрированных журналов - заранее приготовлены и лежат в коробке
изображением вниз) возьмем по одной карточке (взрослый тоже).
Распределимся на четыре группы (по сезонам). Каждая группа наклеит свои
карточки ("метки") на плотный лист бумаги (создаст "картину сезона"). Затем
эти листы прикрепим к большой схеме "круглого года" (предварительно
вычерченной на листе ватмана в виде круга с четырьмя секторами и
надписанной воспитателем).
Предлагаю детям стандартные листы бумаги с такой же схемой "круглого года".
Дома вместе со взрослыми ребенок может подобрать и наклеить на схему
соответствующие каждому сезону вырезки-"метки", сделать надписи (сезон,
месяцы). Чтение детям книги В. Бианки "Синичкин календарь" и "Мышонок
Пик".
Можно порекомендовать родителям все детские работы собирать в папку,
чтобы к юнцу года у каждого ребенка получился своеобразный справочник "Что
я узнал о мире".
Мир растений
Для введения в тему почитаю "Рассказ о кустах и деревьях" из книги М. Ильина
и Е. Сегал "Азбука природы" (предложить вспомнить, что растет в лесу, в саду).
Рассмотрим приготовленные заранее карточки-иллюстрации с изображениями
деревьев, кустарников, трав (небольшого формата рисунки, фотографии,
вырезки из журналов).
Выясним, что общего у всех этих растений корень, ствол - стебель, листья,
плоды - семена, чем они различаются (величиной, характером стебля). Затем
рассортируем карточки по выбранному основанию (например, по характеру
ствола - стебля).
Разместим карточки на заранее приготовленной классификационной таблице (с
соответствующими графами и надписями) :
Исследование "мира растений" может быть продолжено практической
классификацией – предлагаю родителям с детьми сделать коллекцию растений
(гербарий) из заранее засушенных листьев наиболее распространенных в данной
местности и узнаваемых деревьев и кустарников.
Эту тему целесообразно приурочить к поре листопада и предложить родителям
погулять с ребенком в лесу, собрать красивые листья, засушить их и сделать
дома собственный гербарий с надписями. Такая коллекция может стать
источником пополнения группового гербария.
Условия жизни растений
Для введения в тему рассмотрим семена какого-либо растения (овес, фасоль и
т. п., находящиеся на разных стадиях прорастания.
Обсудим, что нужно для жизни и роста растения (почва, вода, тепло, свет, чем
оно питается, какие части растения принимают в этом участие (зачем нужны
корни, стебель, зеленые листья). Проведем аналогию с питанием и здоровьем
человека, животных. Обсудим, как зимуют растения (почему одни сбрасывают
листья, а другие - нет).
Предложим детям провести опыт: высадим семена в несколько ящичков и
создадим им разные условия. Часть поставим в тень и на холод, часть - на свет и
в тепло; одни посевы будем поливать регулярно, другие не будем поливать.
Прикрепим ярлычки к каждому ящичку-номер, дата высадки и условия опыта.
Сделаем большую таблицу для фиксации наблюдений ("График роста", чтобы
отмечать определенными значками, что происходит с каждым растением
ежедневно.
Рекомендую родителям вместе с детьми дома прорастить семена какого-либо
растения, высадить их в горшок с землей и наблюдать за ростом.
Мир животных
Для введения в тему почту стихотворение С. Маршака "Про гиппопотама";
побеседуем с о том, какие еще животные известны детям, каких они видели в
естественных условиях; выясним, кто уже побывал в передвижном зоопарке,
цирке, предоставлю детям возможность обменяться впечатлениями о виденных
животных (предварительно в свободное время можно почитать несколько глав о
зоопарке из книги Б. Житкова "Что я видел").
Рассмотрим карточки-иллюстрации с изображениями разных животных (заранее
подбираю изображения рыб, птиц, млекопитающих); каждый ребенок возьмет
себе несколько карточек.
В процессе обсуждения - сравнения живых существ подойдем к основанию
классификации - среде обитания; поговорим о зависимости строения тела
животного и его образа жизни от среды обитания. Сгруппируем карточки для
пополнения лэпбука «Мир животных нашего края» (рыбы - птицы - звери).
Обсудим исключительные случаи: нелетающие птицы (страус, пингвин,
живущие в воде млекопитающие (кит, дельфин).
Затем предлагаю детям несколько карточек с изображениями насекомых и
обсудим, есть ли им место в лэпбуке, чем они отличаются от других живых
существ (возможно, возникнет общее решение дополнить лэпбук еще одним
кармашком).
Рекомендую родителям почитать детям рассказы В. Бианки, М. Пришвина, Г.
Скребицкого, Г. Снегирева, Б. Емельянова и др. (размещаю памятки со списком
книг в уголке для родителей).
Состав и свойства почвы
Для введения в тему использую предметный материал: ящички с черноземом,
песком, глиной.
Поговорим с детьми о том, что такое почва, из чего она состоит.
Опыт I.
Растворение почвы в стакане с водой. Дети рассматривают осадок и плавающие
на поверхности частички. Делают вывод.
Опыт II.
Накаливание почвы над огнем, используем свечу. Рассматриваем остатки
почвы, нюхаем и изучаем запах. Чем пахнет?
С помощью лупы рассмотрим содержимое ящичков (каждый ребенок отложит
себе на поднос понемногу каждого вида почвы). Сравним попарно, чем, похоже
и чем различается содержимое ящичков. Придем к выводу о составных частях
почвы (смесь песка, глины, частиц перегнивших растений). Выскажем
предположения, в каком из ящичков (в какой почве) растения будут расти
лучше. Затем можно приступить к опытной проверке - посеять в каждом ящичке
семена овса и наблюдать за ними в дальнейшем.
Движение воздуха (ветер)
Для введения в тему читаю фрагменты рассказа "Невидимка" из книги М.
Ильина и Е. Сегал "Азбука природы" (или используем интригу этого рассказа в
собственном изложении).
Обсудим, отчего, по предположениям детей, бывает ветер.
Проверим, есть ли невидимка-ветер у нас в комнате. Раздаю детям бумажные
вертушки, насаженные на острие карандаша. На своей вертушке покажем, что
она начинает вертеться, если расположить ее над нагревательным прибором
(батареей или электронагревателем). Предлагаю детям поэкспериментировать
самим. Подвожу к выводу: теплый воздух поднимается вверх и приводит в
движение наши вертушки (на земле воздух прогревается солнцем, поднимается
вверх, на его место устремляется холодный воздух, образуются воздушные
потоки - ветер).
Обсудим, где можно увидеть теплый воздух, поднимающийся вверх (дым от
костра, дым из трубы, отчего бывает сквозняк, как люди используют силу ветра
(парусники, мельницы, планеры, воздушные шары). Сделаем по образцам
бумажные планеры и предложу детям поэкспериментировать с ними во время
прогулки с родителями (при ветре и в безветренную погоду).
Воспользуюсь помощью родителей: сделать воздушного змея и запустить его
на участке.
Порекомендую родителям почитать детям книгу Н. Носова "Приключения
Незнайки и его друзей", где в увлекательный сюжет включен познавательный
материал об устройстве мира.
Виды минералов (камни)
Для введения в тему предварительно в свободное время почитаем сказку П.
Бажова "Серебряное копытце".
Предлагаю детям рассмотреть камни из имеющейся в детском саду коллекции
(заранее формирую ее, подбирая строительные камни, поделочные камни и по
возможности хотя бы один драгоценный, например образец горног
горного хрусталя).
Выясним, чем похожи и чем различаются камни (больше всего серых, не очень
красивых; меньше - цветных, с узором; совсем мало - красивых прозрачных и
полупрозрачных). Разделим все камни на три группы и поместим каждую в
отдельный ящичек.
Обсудим, для чего использует человек эти камни (одни - для сооружения зданий
и дорог, другие - для отделки помещений, изготовления скульптур, третьи - для
украшений). Рассмотрим фотографии, иллюстрирующие использование камня в
жизни человека.
Обсудим, кто находит и добывает камни (геологи-разведчики, горные мастера,
работающие в карьерах и шахтах); рассмотрим соответствующие иллюстрации.
Предлагаю детям в конце занятия несколько художественных альбомов для
свободного рассматривания (сокровища Алмазного фонда, Оружейной палаты и
т. п.).
Рекомендую родителям почитать сборник сказок П. Бажова "Малахитовая
шкатулка"; посмотреть, есть ли дома какие-либо поделки, украшения из камня;
по возможности принести что-либо в детский сад, чтобы все дети смогли
посмотреть, как они выглядят.
Металлы и свойства магнита
Для введения в тему использую различные бытовые предметы из металла:
стальные, медные, алюминиевые, чугунные (предварительно можно почитать
сказку П. Бажова "Огневушка-Поскакушка" или "Медной горы Хозяйка".
Рассмотрим эти предметы, обсудим, из чего они сделаны, откуда берется металл
(руда из недр земли - медная, железная и т. п.). Рассмотрим иллюстрации: как
добывают руду и выплавляют металл.
Рассмотрим с детьми кусочек металла, который обладает "волшебными"
свойствами, - магнит. Продемонстрирую его действие, предложив детям самим
проверить и сделать выводы, все ли предметы магнит притягивает, на каком
расстоянии от предмета он действует. Предоставляю возможность
поэкспериментировать с магнитом и множеством мелких предметов из разных
материалов (металла, дерева, пластмассы).
Обсудим, как человек использует свойства магнита (прибор для ориентировки
по сторонам света - компас). Поэкспериментируем с компасом (определим, где
северная сторона комнаты, где - южная).
Можно предложить детям вместе с родителями поработать с компасом дома
(например, определить, в какую сторону света выходят окна квартиры).
Внедрение в образовательный процесс откорректированной в ходе первых
двух этапах системы занятий по опытно – экспериментальной
деятельности.
Организуя занятия в рамках данного смыслового контекста, привлекаю
внимание детей "интригующим" материалом или демонстрацией необычного
эффекта (все это должно происходить в ситуации свободного размещения детей
и взрослого вокруг предмета исследования). Затем детям предоставляется
возможность поэкспериментировать самим (для этого нужно иметь, по крайней
мере, один набор на трех-четырех детей). Обсудив полученные эффекты, можно
несколько раз поменять условия опыта, посмотреть, что из этого получается.
Результатом опытов будет формулирование каких-либо причинно-следственных
связей (если то. ; потому, что.).
Один из наборов для экспериментирования должен остаться после занятия в
групповом помещении в специально отведенном месте, где им можно было бы
воспользоваться. Постепенно этот уголок-лаборатория наполняется все новыми
материалами для экспериментирования, поддерживая интерес детей, позволяя
им вновь воспроизвести опыт, утвердиться в своих представлениях.
Заключительный
Для реализации опытно — экспериментальной деятельности детей в нашей
группе организована мини-лаборатория «Почемучки». В ней имеются
дидактический материал, необходимые инструменты для экспериментирования :
специальная посуда (стаканчики, трубочки, воронки, мерные стаканы, тарелки,
бросовый и природный материал (камешки, песок, семена, утилизированный
материал (проволока, скрепки, нитки, перья, губки и т. д., инструменты для
опытов (лупа, микроскоп, термометр, магнит, весы, зеркало, песочные часы,
фонарик и т. д., оформляется уголок «Огород на подоконнике», изготовлены
дидактические материалы.
При оборудовании уголка экспериментирования необходимо учитывать
следующие требования:
1. безопасность для жизни и здоровья детей;
2. достаточность;
3. доступность расположения.
На основе анализа проведённой работы, можно сделать вывод о том, что
детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал.
Главное достоинство детского экспериментирования заключается в том, что оно
даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта,
о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. В процессе
эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его
мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость
совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения
и экстраполяции. Экспериментирование включает в себя активные поиски
решения задачи, выдвижение предположений, реализацию выдвинутой
гипотезы в действии и построение доступных выводов.
Делаем вывод, что детское экспериментирование является хорошим средством
интеллектуального развития дошкольников, оказывает положительное влияние
на эмоциональную сферу ребёнка; на развитие творческих способностей, на
укрепление здоровья за счёт повышения общего уровня двигательной
активности.
Результаты проведенной работы показали, что применение
экспериментирования оказало влияние на :
• повышение уровня развития любознательности; исследовательские
умения и навыки детей (видеть и определять проблему, принимать и
ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление,
выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные
факты, выдвигать различные гипотезы, отбирать средства и материалы
для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать
определенные умозаключения и выводы);
• повышение уровня развития познавательных процессов; речевое развитие
(обогащение словарного запаса детей различными терминами,
закрепление умения грамматически правильно строить свои ответы на
вопросы, умение задавать вопросы, следить за логикой своего
высказывания, умение строить доказательную речь);
• личностные характеристики (появление инициативы, самостоятельности,
умения сотрудничать с другими, потребности отстаивать свою точку
зрения, согласовывать её с другими и т. д.); знания детей о неживой
природе;
• повышение компетентности родителей в организации работы по развитию
познавательной активности старших дошкольников в процессе
экспериментирования дома.
Таким образом, прослеживается положительная динамика развития
познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста, с которыми
проводилась планомерная работа по исследовательской деятельности и
экспериментированию дома; повышение компетентности родителей в
организации этой деятельности.
Экспериментирование является наиболее успешным путём ознакомления детей
с миром окружающей их живой и неживой природы. В процессе
экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить
присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем,
первооткрывателем.
Список литературы:
1. Г. П. Тугушева, А. Е. Чистякова «Экспериментальная деятельность» изд.
«Детство-пресс», 2007г.
2. О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина «Неизведанное рядом» -
издательство ТЦ Сфера, 2010г.
3. Л. Н. Прохорова «Организация экспериментальной деятельности
дошкольников». Методические рекомендации – издательство Арки 2005г.
4. Л. Н. Менщикова «Экспериментальная деятельность детей» изд. - 2009г.
5. Журнал «Дошкольное воспитание» №11/2004г.
6. Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С.
Комаровой, А. А. Москва 2012 г.
7. Перспективное планирование по программе «От рождения до школы» изд. –
«учитель», 2011г.
8. Соломенникова О. А. «Экологическое воспитание в детском саду» Программа
и методические рекомендации 2-е изд. – М: Мозаика – синтез. 2006г.
9. Прохорова Л. Н., Балакшина ТА. «Детское экспериментирование — путь
познания окружающего мира. Формирование начал экологической культуры
дошкольников» под ред. Л. Н. Прохоровой. — Владимир, ВОИУУ,