Марина Казакова
План на год «Экспериментирование в средней группе»
▼ Скачать + Заказать документы
«Экспериментирование в средней группе»
Месяц Тема недели Занятие
Литература Программное содержание Совместная деятельность Работа с родителями
Сентябрь 1. «Веселые человечки играют» Марудова, 16 Познакомить детей со строением тела человека (туловище, ноги, руки, стопы, пальцы, шея, голова, уши) и лица (нос, глаза, брови, рот, волосы). Игра «Чудесный мешочек».
Игра «Что мы видим в зеркале».
Беседа «Чем человек отличается от животных и птиц по строению тела?
Задание: выложи из муляжей человека.
2. «Починим куклу».
Публикация «План на год „Экспериментирование в средней группе“» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Планы
- Планирование. Годовые планы на учебный год
- Планирование. Планы работ
- Средняя группа
- Темочки
М., 16. Познакомить детей со строением тела человека и пространственным расположением его частей. Ввести понятие признаков полового различия (прическа, одежда, имя и т. д.) Познакомить детей с различными выражениями лица человека в зависимости от его настроения в данный момент. Проблемная ситуация «Починим куклу», работа по образцу.
Игра «Веселый, грустный».
Беседа «Опиши себя».
3. «Красящие вещества фруктов».
М., 17. Познакомит детей с тем, что во всех фруктах есть сок, он имеет цвет. Показать, что если капнуть соком на бумагу или ткань, то при высыхании жидкости останется пятно такого же цвета, как и сам фрукт, его сок. Игра «Чудесный мешочек».
Беседа «Почему разного цвета сок».
Игра-эксперимент «Выдавим сок из кусочков фруктов в стаканчик», «Сравним сок по цвету».
4. «Где прячутся детки?»
М., 18 Показать детям, что в каждом растении есть семена, которые помогают ему размножаться. Выделить общее в строении семян, учить находить и заготавливать семена для следующих посадок. Беседа «Как растут растения».
Игра-эксперимент «Рассмотрим семена через лупу»; «Заготовим семена на следующий год».
Октябрь 5. «Красящие вещества ягод»
М, 19. Познакомить детей с тем, что во всех ягодах есть сок, он имеет цвет. Показать, что если капнуть соком на бумагу или ткань, то при высыхании жидкости остается пятно такого же цвета, как и сама ягода, ее сок. Игра «Отгадай ягоду на вкус».
Игра-эксперимент «След от ягодки».
6. «Как листики летают по ветру».
М., 19 (на прогулке) Показать детям зависимость полета падающего листочка от его величины и формы; научит различать кленовые, березовые и дубовые листики, сравнивать их по цвету, величине, форме; находить дерево, с которого упал лист. Беседа и игра «Соберем красивый букет из листьев».
Игра-эксперимент «Лети листочек».
Графическое упражнение «Листики».
7. «Узнаем, какая вода».
М, 20. Выявить свойства воды: она прозрачная, без запаха, льется, в ней растворяются некоторые вещества, вода имеет вес. Игра «Угадай что в стаканчике».
Игра-эксперимент «Свойства воды».
8. «У воды нет вкуса и запаха»
М, 21. Выяснить, что у воды нет вкуса и запаха. Игра «Сравним по вкусу воду, молоко, сок».
Беседа «Пахнет ли вода?».
9. «Песок и глина. Сыпучесть».
М, 21. Учить детей сравнивать песок и глину, показать свойство песка – сыпучесть. Рассматривание песка и глины.
Игра-эксперимент «Высыпь песок и глину из стаканчика».
Ноябрь 10. «Песок и глина. Рыхлость».
М, 22. Учить детей сравнивать песок и глину, показать свойство песка –
рыхлость. Игра-эксперимент «Посади палочку в стакан с песком и глиной».
Беседа «Почему в песок легче посадить палочку?».
11. «Что в коробке?»
М., 22. Познакомить детей со значение света, с источниками света (солнце, фонарик, свеча, лампа). Показать, что свет не проходит через непрозрачные предметы. Игра «Угадай что в коробочке лежит».
Беседа «Для чего нужен свет?» «Что излучает свет?».
12. «Горячо – тепло».
М, 23. Научить детей определять температурные качества веществ и предметов. Рассматривание емкости с водой.
Проблемная ситуация «Искупаем куклу».
Игра-эксперимент «Определи температуру стаканчика».
«Смешаем горячую воду с холодной, что получиться?»
13. «Бумага: ее качества и свойства».
М., 24. Научить детей узнавать вещи, сделанные из бумаги. Научить вычленять качества бумаги (цвет, белизна, гладкость, степень прочности, толщина, впитывающая способность) и свойства (мнется, рвется, режется, горит). Рассматривание бумаги разных видов.
Беседа «Какая бумага на ощупь?»
Игра-эксперимент «Мнем, рвем, режем, тянем».
Составление итога по алгоритму описания свойств материала.
Декабрь 14. «Дерево: его качества и свойства».
М, 25. Научить детей узнавать вещи, изготовленные из древесины. Научить вычленять ее качества (твердость, структура поверхности –
гладкая или шершавая; степень прочности, толщина) и свойства (режется, горит, не бьется, не тонет в воде). Рассматривание детьми нескольких предметов из дерева.
Игра-эксперимент «Определи качество материала» (при помощи воспитателя).
Игра «Тонет – не тонет»
15. «Изготовление цветных льдинок».
М, 25. Познакомить детей с тем, что вода замерзает на холоде, в воде растворяется краска. Рассматривание детьми цветных льдинок.
Беседа «Почему вода при помощи краски поменяла цвет?».
Игра-эксперимент «Цветные льдинки».
16. «Украсим елочку»
М, 26. Познакомить детей с тем, что вода замерзает на холоде, замораживая предметы, которые в ней оказываются, растворяет краску. Беседа «Для чего украшают елку?»
Игра-эксперимент «Игрушки для елки своими руками»
17. «Легкий – тяжелый».
М, 27. Показать детям, что предметы бывают легкие и тяжелые. Научить определять вес предметов и группировать предметы по весу (легкие – тяжелые). Рассматривание предметов на столе.
Игра «Легкий – тяжелый».
Игра «Взвесим предметы».
18. «Горячо – холодно».
М, 28. Научить детей определять температурные качества предметов и веществ. Рассматривание детьми настольной лампы и масляного радиатора. Беседа «Что нужно, чтобы заработали лампа и радиатор?»
Игра-эксперимент «Горячо – холодно с листом бумаги».
Январь 19. «Наши помощники».
М, 28. Познакомить детей с органами чувств и их назначением (глаза – смотреть, уши – слышать, нос – определять запах, язык – определять вкус, пальцы – определять форму, структуру поверхности). Учить детей беречь органы чувств. Игра «Чудесный мешочек».
Игра «Чудесная коробочка»
Игра «Кислый – сладкий».
Беседа «Наши помощники, для чего они нам нужны?».
20. «Ткань: ее качества и свойства».
М, 29 Научить детей узнавать вещи из ткани, определять ее качества (толщину, структуру поверхности, степень прочности, мягкость) и свойства (мнется, режется, рвется, намокает, горит). Беседа «Из чего сшита наша одежда?».
ДИ «Разные ткани».
Игра-эксперимент «Ткань: мнем, тянем, режем, мочим».
Составление итоговых предложений детьми по алгоритму описания свойств материала.
21. «Нарисуем свой портрет».
М, 30. Познакомить детей со строением тела человека и пространственным расположением его частей. Игра «Кого мы видим в зеркале?»
Беседа «Чем мы похожи и чем мы не похожи».
Февраль 22. «Что в пакете?»
М, 31. Учить детей обнаруживать воздух в окружающем пространстве. Рассматривание полиэтиленовых пакетов.
Беседа «Что находится в пакета?». «Для чего нужен воздух?».
23. «Надувание мыльных пузырей».
М, 31. Научить детей пускать мыльные пузыри и познакомить с тем, что при попадании воздуха в каплю мыльной воды образуется пузырь. Беседа «Из чего делают мыльные пузыри».
Игра-эксперимент «Надуем пузырь»
ПИ «Пузырь».
24. «Игры с воздушным шариком и соломинкой».
М, 32. Познакомить детей с тем, что внутри человека есть воздух, и обнаружить его. Рассматривание воздушных шаров.
Игра «Поймай шарик» (свойства шара).
Беседа «Что внутри шарика?».
25. «Что звучит?»
М, 33. Научить детей определять предмет по издаваемому звуку. Музыкальная игра «Что мы слышим?».
Игра-эксперимент «Шелестит, шумит, стучит».
Март 26. «Музыка или шум?»
М, 33. Научить детей определять происхождение звука, различать музыкальные и шумовые звуки. Рассматривание музыкальных и шумовых предметов.
Игра-эксперимент «Поиграем и послушаем».
ДИ «Шумовые коробочки».
27. «Солнечные зайчики».
М, 34. Научить детей отражать свет зеркалом – пускать солнечных «зайчиков». Рассматривание зеркала и других блестящих предметов. Беседа.
Игра-эксперимент «Солнечные зайчики».
28. «Игры с цветными стеклышками».
М, 35. Учить детей смотреть через цветные стеклышки и различать предметы ближайшего окружения. Выяснить зависимость увиденного через стекло от цвета стекла. Рассматривание различных предметов из стекла разного цвета.
Игра-эксперимент «Разноцветный мир».
Рисование «Цветное полотно».
29. «Подуй на свечу».
М, 36. Показать детям, что огонь может менять направление при изменении направления потока воздуха. Рассматривание свечи.
Беседа «Как и для чего использовали свечи».
Повторение правил безопасности при работе с горящими предметами.
Игра-эксперимент «Подуй на свечу».
30. «Что горит?»
М, 36. Уточнить знания детей о способности огня сжигать бумагу, дерево и неспособности поджечь воду, железо. Беседа «Для чего нужен огонь».
ДИ «Горит – не горит».
Игра-эксперимент «Горит – не горит».
Апрель 31. «Как очаровать червя?»
М, 37.
(на прогулке) Дать детям знания о том, что черви любят дождь (они берегут свою кожу от высыхания, чувствуют вибрацию земли от дождевых капель. Беседа «Червяк-какой он, для чего он нужен».
Игра-эксперимент «Как очаровать червя?».
32. «Проращивание луковиц в стакане с водой и без воды».
М, 37. Выделить фактор внешней среды – воду – как существенную необходимость для роста и развития лука. Рассматривание луковиц.
ДИ «Что растет на огороде»
Беседа «Где растет лук?»
Игра-эксперимент «Посадим лук».
33. «Проращивание семян в блюдце с водой и без воды».
М, 38. Выделить фактор внешней среды – воду – как существенную необходимость для роста и развития семян. Рассматривание семян.
ДИ «Чье семечко?»
Беседа «Что необходимо чтобы вырастить кабачок или горох из семечка?»
Игра-эксперимент «Проращивание семян».
34. «Звуки в воде»
Королева «Тематические дни», стр 28. Сформировать представление об особенностях передачи звука на расстоянии (звук быстрее распространяется через твердые и жидкие тела). Беседа «Как вы думаете, передаются ли звуки в воде?».
Составление алгоритма действий.
Опыт «Звуки в воде».
Май 35. «Почему комар пищит, а шмель жужжит?»
К., 28. Сформировать представление о причинах происхождения низких и высоких звуков (частоте звука). Опыт «Как звучит расческа?»
Рассматривание картинок с изображением комара и шмеля.
ДИ «Какие звуки издают насекомые».
Беседа «Почему комар пищит, а шмель жужжит?».
36. «Фильтрование воды»
К, 36. Сформировать представление о разных способах очистки воды. Рассматривание алгоритмов устройства различных фильтров.
Наблюдение за действиями воспитателя.
Опыт «Фильтрование воды».
37. «День звука»
К, 26. Сформировать представление об особенностях передачи звука на расстоянии (звук быстрее распространяется через твердые и жидкие тела).
Сформировать представление о причинах происхождения низких и высоких звуков (частоте звука). Беседа «Любимая музыка».
ДИ «Зайки-музыканты»
Опыт «Музыка или шум?»
Игра «Зверята».
ПИ «Угадай, где звенит».