Светлана Скворцова
План-конспект занятия по развитию речи «О дружбе, о друзьях» с детьми старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
- формировать умение понимать и объяснять смысл поговорок;
- совершенствование опыта составления творческих рассказов;
- активизировать в речи детей глаголы и прилагательные;
- формировать умение строить сложные предложения в ситуации устного составления «Звукового письма;
- развивать диалогическую речь
- воспитывать умение слушать собеседника, ценить дружбу.
Образовательные области: познавательное развитие, художественно-эстетическое, физическое
Словарная работа: дружба, друг, подруга, друзья.
Предварительная работа: беседа о дружбе, чтение сказки М. Пляцковского «Урок дружбы», слушание аудиозаписей детских песен о дружбе.
Индивидуальная работа: Вика С. – закреплять умение строить сложные предложения в дидактической игре «Звуковое письмо»; Лева Б. – закреплять умение четко отвечать на поставленные вопросы.
Оборудование и материалы: муз. запись В. Шаинской «Дружба верная», карандаш, листики красного и синего цвета для рефлексии.
Методическое обеспечение: Петрова Т. И. «Игры и занятия по развитию речи дошкольников».
Ход занятия:
1. Вводная часть.
Под музыкальное сопровождение (В. Шаинской «Дружба верная») дети собираются за «круглым столом»
- Ребята отгадайте загадку:
Радость делит он со мной,
За меня всегда горой.
Коль беда случится вдруг,
Мне поможет верный …
Правильно ребята.
2. Основная часть
- Объясните пословицу «Человек без друзей, что дерево без корней».
- Что такое дружба?
- Кого мы называем другом?
- Почему человека сравнивают с деревом, а друзей, с корнями деревьев?
- Были в вашей жизни моменты, когда друг пришел вам на помощь? Расскажите.
Дидактическая игра «Зачем?»
Диалог-лесенка. После каждого ответа, задаю детям вопрос «зачем?
- Ребята выходите, рассаживайтесь на ковер, мы сейчас с вами поиграем
- Как вы думаете ребята, зачем нужны друг, или подруга?». (Индивидуальная работа с Левой Б). (Чтобы дружить). – Зачем дружить? (чтобы быть всегда вместе). – Зачем быть вместе? (чтобы помогать друг другу). – Зачем помогать?.
- А теперь придумайте ситуацию, где по вашему мнению, может понадобиться помощь друга. (Высказывания детей).
- Я уверена, что у каждого из вас есть друг или подруга. Какими качествами
Должен обладать ваш друг? (быть добрым, честным, смелым, отзывчивым)
- Что значит дружить? (помогать, доверять друг другу, беречь друг друга)
- Расскажите о своем друге, какой он.
- ребята скажите, откуда берутся друзья? Попробуйте объяснить еще одну пословицу: «Потерял друга – ищи, нашел – береги.
Физкультминутка «Доехали»
Читаю отрывок из стихотворения И. Токмаковой, дети движутся друг за другом, имитируя движения по тексту:
На лошадке ехали, до угла доехали.
Сели на машину, налили бензину.
На машине ехали, до реки доехали.
Что будем делать? Купаться.
Искупались? «Вытирайтесь полотенцем, и скорее бегите ко мне.
- Как вы думаете, ели у человека нет друзей, как ему живется?
- Представьте себе, что ваш друг летом уехал очень далеко отдыхать. Там нет телефона, есть только почта. Что бы вы ему написали?
Дидактическая игра «Звуковое письмо»
Ребята вставайте в круг. Я буду ведущим (в руках карандаш). Начинаю «писать письмо». Например: «Здравствуйте мой друг (имя). Я пишу тебе из Рыбинска».
- Паша, теперь ты попробуй «написать» Следующий ребенок, взяв в руки карандаш «пишет». «У нас в Рыбинске хорошая погода, солнце светит, все цветет…». Следующий…
Каждый участник, произнося одно-два предложения, не теряя смысла, продолжает «письмо», последнему дается задание закончить письмо. Можно составлять письма на разные темы. В качестве передаваемого предмета может быть любой предмет.
Дидактическая игра «Угадай, чей голосок»
Ребята садитесь на ковер полукругом. Считалкой выбираю водящего. Водящий садится спиной к детям. Дети громко произносят:
- Скок-скок, скок-скок,
Угадай, чей голосок?
Кто-нибудь один из детей называет имя водящего, меняя голос. Если водящий отгадал того, кто произносил имя, он становится ведущим, и т. д.
Собираю детей за столом, предлагаю внимательно послушать.
- У Юры был день рождения. Пришли дети, принесли подарки. А Оля, самый лучший Юрин друг, случайно забыла подарок дома. Она сказала об этом мальчику.
Дойдя до этих слов, останавливаюсь и прошу детей подумать и ответить, какими словами Оля объяснила свою забывчивость? Что ответил девочке Юра? Дав детям высказаться, продолжаю:
- Юра улыбнулся и сказал: «Разве забытый подарок – повод для огорчения? Я же ждал тебя в гости, а не подарок».
- Как вы думаете, правильно ли поступил Юра? Как бы вы поступили в такий ситуации? Повторите лова, которыми Юра утеши Олю.
- Вот еще одна история. Саша и Андрейка были друзьями. Однажды, играя в детском саду, они так разбегались, что помяли цветы на клумбе. «Это Андрейка виноват!»- сразу же закричал Саша, увидев воспитателя. «Андрейка, это ты сделал?» - спросила Ольга Ивановна мальчика. «Я!» - ответил Андрейка и отвернулся от Саши. «Хотя виноват только Андрейка, я накажу вас обоих», - сказала Ольга Ивановна и усадила детей около веранды. «А меня за что?» - захныкал Саша. Воспитательница внимательно посмотрела на него, вздохнула и отвернулась. И Андрейка отвернулся от Саши, сев к нему спиной.
- Как вы думаете, кто виноват в том, что клумба с цветами оказалась помятой? Как поступили друзья в этой ситуации? Права ли Ольга Ивановна?
- Почему Андрейка отвернулся от Cаши?
3. Заключительная часть
- Ребята послушайте стихотворение Игоря Мазнина
- Давайте будем дружить друг с другом,
Как птица — с небом, как поле — с плугом,
Как ветер — с морем, трава — с дождями,
Как кружит солнце со всеми нами.
Давайте будем к тому стремиться,
Чтоб нас любили и зверь, и птица.
И доверяли повсюду нам,
Как самым верным своим друзьям.
Давайте будем беречь планету —
Во всей Вселенной похожей нету:
Во всей вселенной совсем одна,
Что будет делать без нас она…
- Ребята о чем мы с вами сегодня говорили?
- Что нового вы сегодня узнали? Что больше всего понравилось?
- Cегодня Дима очень старался, угадал кто его зовет, хорошо отвечал на вопросы в рассказе о Юрином дне рождении, Маша тоже старалась, написала «письмо другу», отвечала на вопросы в рассказе о мальчиках. Леше нужно быть повнимательней, плохо сегодня слушал рассказы, и не смог ответить.
Рефлексия: - Ребята если у вас получилось справиться со всеми заданиями, возьмите красный листик, если вы испытывали трудности, и не все получилось, возьмите синий листик.
Приемы обучения: музыкальное сопровождение, художественное слово, вопросы, указания, игровые приемы, чтение рассказов.