Романова Галина
План-конспект занятия по патриотическому воспитанников в студии казачьего быта «Моя малая Родина»
▼ Скачать +Заказ
План-конспект занятия
по патриотическому воспитанников в студии казачьего быта «Истоки»
МБДОУ Детского сада № 11 «Светлячок», г. Гуково, Ростовской области
на тему: «Моя малая родина»
Автор: Романова Г. В. – воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУ Детского сада № 11 «Светлячок», г. Гуково, Ростовской области
Дисциплины (образовательные области) : «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Публикация «План-конспект занятия по патриотическому воспитанников в студии казачьего быта „Моя малая Родина“» размещена в разделах
- Казаки. Культура и традиции кубанских и донских казаков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Мой родной город. Конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Патриотическое воспитание. Планы
- Родина, родной край. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2023
Тема: «Моя малая родина»
Возраст участников: 5-7 лет
Форма проведения: подгрупповое занятие.
Состав учебной группы воспитанники старшей и подготовительной групп компенсирующей направленности для детей с ОНР – 20 человек: мальчиков – 14 чел., девочек – 6 чел.
Цель учебного занятия : Приобщать детей к культуре Донского края, поэтическому наследию Дона, воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников на основе знаний о казаках, развитие в детях интереса к истории родного края, желания познавать его.
Задачи:
Обучающие:
• Знакомство «жемчужинами народной мудрости» (легендами, пословицами, загадками, сказками, играми);
Воспитательные :
• Воспитание у детей сознательного понимания того, что они являются носителями национальной культуры. Идентификация с культурными традициями казаков;
• Сохранять бережное и уважительное отношение к памяти предков, прививать любовь и бережное отношение к донской природе,
Развивающие:
• Развивать творческие и коммуникативные способности детей, посредством привлечения к активной деятельности.
• Развитие творческих способностей, интонационной стороны устной речи, развитие слухового восприятия;
Форма учебного занятия : посиделки.
Фома организации работы: фронтальная.
Образовательные технологии: педагогические технологии, информационные технологии, игровые технологии, здоровьесберегающие технологии, технология исследовательской деятельности, личностно - ориентированная технология, технология интегрированного обучения.
Материально-техническое оснащение занятия : переносная портативная колонка; костюмы; предметные картинки: казак с казачкой, курень; разрезные картинки (курень) – 4 комплекта; парные картинки (пословицы в картинках) – 10 комплектов; коврограф Воскобовича, магнитная доска, веревки, куклы в колясках, кухонная утварь, игрушки-коровы, прищепки, тазы, кукольная одежда; игрушки-лошадки, стойки, папахи, гимнастические палки, маски; цветное соленое тесто, скалки, клеенки, стеки по количеству детей, украшения для лепки, столы, стулья.
План занятия.
1. Организационный этап – 2 минуты
Приветствие.
Загадка – введение в тему.
2. Основной этап – 30 минут
Беседа о Ростовской области.
Чтение стихотворения «Ростовская область».
Беседа о Доне.
Инсценировка «Почему Дон Ивановичем зовут».
Игра: «Построй курень» (разрезные картинки).
Речевая игра «Обязанности казаков».
Физминутка «Мы теперь все казаки!»
Игра «Забытые слова».
Игра: «Собери пословицу» (парные картинки).
Исполнение песни «Во саду вишенка…».
Игра «Коршун и наседка».
Игра-эстафета «Наездники».
Игра «Хозяюшки».
Лепка из соленого теста с проговариванием действий.
3. Заключительный этап – 3 минуты.
Итог занятия.
Рефлексия.
Ход занятия.
Дети выходят на площадку мини-музея казачьего быта под открытым небом «Казачье подворье». По периметру площадки расположены баннеры с изображением казачьей станицы, степи, Дона, достопримечательностей Донского края. Их встречают Казачки.
1. Организационный момент.
Приветствие
1-я Казачка : Здорово дневали, ребята, как уж вам я нынче рада.
2-я Казачка : Вы ребятки, осмотритесь.
По сторонкам оглянитесь.
Хаты, куреня, пшеница.
Хлеб румяный золотится.
Солнце на небе смеется.
Как наш край родной зовется?
Ответы детей
2. Основная часть.
1-я Казачка : Да, Донской край. Мы живем в большой и дружной стране – Россия. Наш Донской край – часть нашей Родины. И сегодня мы собрались с вами здесь потому, что у нашей Ростовской области, у всего Донского края праздник – день рождения! Когда – то наша область входила в состав Азово – Черноморского края, но 13 сентября 1937 года этот край разделили на Ростовскую область и Краснодарский край. Поэтому вся наша Ростовская область отмечает 85 лет со дня образования.
Дети читают стихотворение «Ростовская область».
1. Ростовская область - степные просторы,
Лазоревый цвет на заре,
Полей посевных расписные узоры,
Ковыль, словно снег в январе.
2. Ростовская область – сады винограда,
Есть хлеб здесь душистый и мёд,
И Батюшка Дон, как природы награда,
И песни высокий полёт.
3. Ростовская область – души очищенье,
Рождение храмов святых,
Казачьей традиции вновь возрожденье
И слава знамен боевых.
4. Ростовская область, России частица,
Здесь край наш родимый и дом,
В полях твоих хлеб пусть стеной колосится
И полнится чаша вином.
1-я Казачка : Вслушайтесь в эти слова: «Дон-батюшка», как вы думаете, почему казаки с такой любовью и теплотой относились к реке Дон? Почему Дон-батюшка?
Дети: Потому что кормилец и поилец. В реке казаки ловили рыбу, из реки же и воду брали. По берегам реки – обширные пастбища для домашнего скота, а главное для лошадей, без которых казаки не мыслили свою жизнь.
1-я Казачка : А как еще называют, величают Дон - батюшку?
Дети:
Дон Иванович.
1-я Казачка : Почему? Где берет свое начало река Дон?
Дети: В Тульской области, из Иван - озера.
1-я Казачка : Много легенд сложено про реку Дон, и сейчас ребята нам об этом расскажут! Послушайте, какая красивая легенда живёт в народе про наш Дон – батюшку.
Инсценировка легенды «Почему Дон Ивановичем зовут».
2-я Казачка : «У старого Иван-озера было два сына – Дон Иванович и Шат Иванович. Шат Иваныч был старший брат; он был сильнее и больше, а Дон Иваныч был меньший и был меньше и слабее. Братья и по характеру отличались друг от друга. Буен и неукротим, вспыльчив и непокорен был Шат, тих и ласков, сдержан и послушен был младший сын Дон. Отец любил и дорожил обоими. Показал отец каждому дорогу и велел им слушаться. Шат – шатун, пока старик был здоров, не смел своевольничать и перечить ему. Но после тяжёлой болезни Иван – озеро ослеп и не мог присматривать за старшим сыном. И тут Шат решил сбежать от старого отца, искать счастья и удачи в дальней стороне. Отец Иван отличал сыновей по правой руке: у Дона была сильная, мужественная, лохматая, а у Шата – тонкая, гладкая. Чтобы обмануть слепца, одел Шат шубу, пришёл к отцу и просил отпустить посмотреть иные земли. Пощупал отец протянутую руку, решил, что это Дон и дал благословление.
Обрадованному Шату не удалось далеко уйти, упал он в мутную реку Упу.
А Дон Иваныч послушал отца и тихо, не спеша понёс свои воды на юг куда отец приказывал. Прошёл он всю Россию, достиг Азовского моря и славен стал».
1-я Казачка : По обеим берегам Тихого Дона живут донские казаки. Они живут в этой суровой степи с незапамятных времен вольной, удалой жизнью. Кто же такие казаки?
Дети: Это сильные и уверенные в себе люди селились они в степи, где было много дичи, селились на островах, по берегам рек и около реки Дон, в которой было много рыбы. Казаки жили вольной жизнью и верно стояли на защите границ России, и считали это важным делом. Главными среди казаков были атаманы, которых выбирали сами казаки. Они умели делать сами всё, что нужно для жизни: семью кормить, одевать, и хозяйство обустраивать, жилище строить.
1-я Казачка : Ребята, как назывались дома, в которых жили казаки?
Дети: Дом казаков называется курень.
1-я Казачка : Курень значит «круглый». Нешто дом и правда круглый?
Дети: Нет.
1-я Казачка : Так почему же такое диковинное название?
Дети: Казаки строили дома так, чтобы можно было переходить из одной комнаты в другую. Все комнаты были построены вокруг печки по кругу.
1-я Казачка : Я предлагаю сейчас и вам попробовать построить курень.
Игра: «Построй курень» (разрезные картинки).
2-я Казачка : Молодцы, целую станицу построили! Издавна были крепки казачьи семьи, а знаете в чем секрет?
(ответы детей)
Сильны они были тем, что каждый в семье имел свои обязанности. Как вы думаете:
Речевая игра «Обязанности казаков».
Кто охраняет любимую Родину? (казак)
Кто ведёт домашнее хозяйство? (казачка)
Кто пашет и засевает широкие донские поля? (казак)
Кто поёт своим детям колыбельные песни? (казачка)
Кто рыбу в Дону ловит? (казак)
Кто готовит вкусную щербу готовит? (казачка)
Кто ухаживает за лошадьми? (казак)
Кто вкусный круглик печет? (казачка)
2-я Казачка : Молодцы, ребята.
А хотите превратиться в казаков? Повторяйте за мой:
Физминутка «Мы теперь все казаки!»
Дружно встали! Раз! Два! Три!
Мы теперь все казаки!
Мы ладонь к бровям приставим,
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво.
И налево надо тоже
Поглядеть из – под ладошки.
И направо, и ещё
Через левое плечо
Буквой «Л» расставим ноги.
Точно в танце руки в боки,
Наклонились влево, вправо.
Получается на славу.
2-я Казачка : Теперь вы превратились в казаков. Но вы знаете, что у казаков удивительная, необычная речь. Казаки не говорят, а гутарят. И если вы не знаете казачьего гутара, то не поймете, что хочет вам сказать казак.
Хотите узнать секрет казачьего гутара? Для этого нам надо подойти поближе. Предлагаю вам, сыграть в интересную игру «Забытые слова». Я буду называть казачье слово, а вы попробуйте догадаться, что оно обозначает.
Игра «Забытые слова».
Казачка показывает два предмета, дети пытаются определить, который их них обозначает названное слово.
Ручник – полотенце, макитра – большая миска, нагайка – плетка, завеска – фартук, папаха – казачья шапка, цибарка – ведро, глечек – кувшин, корец – ковш, корзина – сапетка, кукла – кундюбочка.
1-я Казачка : Ребята, сейчас у нас есть книги, радио, телевидение, интернет. Но когда-то давно ничего этого не было. Как вы думаете, как же, каким образом казаки передавали свой опыт, культуру молодым поколениям?
(Ответы детей)
1-я Казачка : Правильно, все передавалось из уст в уста, от одного поколения к другому, сказки, пословицы, поговорки, загадки, песни всегда отображали мечты вольных казаков о радостном и плодотворном труде, о победе добра над злом, о справедливости, о вере в лучшее будущее. Казаки были наблюдательными людьми и на основе своих наблюдений составляли приметы, пословицы и поговорки.
Не зря говорят, что «На Дону пословица не от безделья молвится».
А вы знаете пословицы и поговорки?
Игра: «Собери пословицу» (парные картинки, пословицы в картинках).
Дети берут по одной картинке, на которых изображено начало или конец пословицы, находят пару и произносят пословицу.
2-я Казачка : Молодцы! Пословиц много знаете, а песни играть умеете?
Исполнение песни «Во саду вишенка…».
2-я Казачка : Добре песни играете! Любо!
1-я Казачка : А что это вы, казачатки, попритихли? В наши - то годы, когда я мала была, у нас такие веселые игрища были…
2-я Казачка : А вы играть любите?
Дети: Да!
1-я Казачка : А много ли казачьих игр вы знаете?
Дети перечисляют игры.
Казачка (если дети не назвали) называет свою любимую игру, предлагает поиграть.
1-я Казачка : В былые времена одной из самых любимых детских игр была игра в «Коршуна и наседку».
Дети выбирают "коршуна" и "наседку", остальные "цыплята".
Выбор осуществляется с помощью считалок:
2-я Казачка : Прилетел издалека,
Из высока-высока,
Опустился он на баз,
Чтоб ловить цыплят у нас.
Аты- баты, ата- ты,
Этот коршун будешь ты!
1-я Казачка : На базу цыплятки- детки
Разбежались без наседки.
Чтобы горю пособить,
Знать, тебе наседкой быть!
Игра «Коршун и наседка».
Первый игрок «Наседка» - остальные выстраиваются в затылок за наседкой взявшись за талию впереди стоящего. «Коршун» «роет» ямку,
«Наседка» ходит вокруг «коршуна» цыплята за ней и приговаривает:
«Вокруг коршуна хожу по три денежки ношу по копеечке по совелочке»
Наседка – «Коршун, коршун, что ты делаешь?»
Коршун – «Ямку рою копеечку ищу»
Наседка – «На что тебе копеечка?»
Коршун – «Иголочку купить, мешок пошить, камешки сложить. В твоих
детушек кидать, чтобы после их поймать!»
Наседка – «Зачем?»
Коршун – «Чтоб ко мне в огород не лазали!»
Наседка – «А ты сделай плетень повыше. А нет так лови!»
Коршун старается поймать цыплят, а наседка преграждает ему путь и кричит «кыш!».
Играют до тех пор, пока коршун не переловит всех цыплят.
2-я Казачка : Ай, любо, казачатки. Только казаки во все времена были знатными наездниками. Казак без коня – сирота! А ну, казачата, выходите, себя покажите!
Игра-эстафета «Наездники» (играют мальчики).
Необходимо «доскакать на коне» до стойки, сбить саблей (палкой) папаху и вернуться обратно и передать эстафету (коня и саблю). Побеждает команда, которая первая справится с заданием.
1-я Казачка : Ай, да удальцы! Любо! Любо! Настоящие казаки!
2-я Казачка : А казачки на Дону всегда были знатными хозяйками, хлебосольными, да рукастыми. И дитя укачать, и еды наготовить, и скотину подоить, и белье постирать. А ну-ка, казачки выходите, какие вы хозяюшки, покажите!
Игра «Хозяюшки» (играют девочки).
На площадке расставлены: печи, коровы, коляски, натянуты веревки, возле которых тазы с кукольной одеждой и прищепками. Необходимо развесить на веревку, а затем снять белье, попутно, по соответствующему звуковому сигналу, подоить корову, помешать кипящую пищу, укачать плачущего ребенка. Побеждает хозяюшка, первой развесившая и снявшая всё бельё.
1-я Казачка : Ай, да хозяюшки! Добре! Добре!
2-я Казачка : Казаки и казачки всегда были не только лихими да удалыми, но еще и смекалистыми. А вы смекалистые?
1-я Казачка : Тогда, ребятки,
Есть для вас у нас загадки!
1. Кто в бою надёжный друг, знает своё дело?
С казаками на врагов наступает смело?
Он, как ветер, как огонь. Лучший друг – любимый (конь)
2-я Казачка : Да, конь для казака – первый друг, товарищ.
2. Плохо если конь хромает,
Это каждый понимает.
В кузнице всегда готовы
Поменять коню… (подковы).
Конечно, казак следил за тем, чтобы его верный конь был здоров, сыт и подкован.
1-я Казачка : Издавна считалось, что конская подкова приносит в дом удачу и охраняет от бед. И поэтому над входной дверью вешали подкову. И сейчас я предлагаю вам сделать подкову, на счастье.
Казачка демонстрирует настоящие подковы, несколько декоративных и несколько образцов выполненных из соленого теста.
Лепка из соленого теста.
Дети выполняют работу. Казачки помогают.
Дети проговаривают свои действия:
Мы кусочек теста взяли,
Хорошенечко размяли,
Теперь в колбаску мы скатаем,
Аккуратненько сгибаем,
На стол дугу мы положили
Слегка ладошкой придавили.
Скалочкою раскатаем,
И, конечно украшаем!
1-я Казачка : Молодцы, казачата, добрые подковы получились! Повесьте эти подковки дома над входной дверью, чтобы в доме все счастливы были.
3. Итог занятия.
2-я Казачка : Давным-давно на вольный Дон пришли казаки и крепко обосновались на его песчаных берегах. Сколько поколений свободных казаков вырастил Дон - батюшка – не сосчитать. И пусть их современники, т. е. мы, с вами не живем в куренях, не ходим в заморские походы. Но тот, кто живет в донском краю, должен чтить и уважать традиции и обычаи своих предков, обязан помнить и возрождать культурное наследие.
1-я Казачка : Да, нам есть чем гордиться. История нашего края, быт, культура донских казаков – это то, о чем необходимо знать каждому человеку, живущему на Дону, потому что это – наша малая родина. Отсюда мы все родом.
Рефлексия.
2-я Казачка : Ребята, что вам особенно понравилось, запомнилось?
Чему вы научились?
Что бы вам еще хотелось узнать о жизни Донских казаков?
2-я Казачка : Нам пришла пора прощаться. Теперь я знаю, что наши предки гордились бы вами.
Список литературы, интернет-ресурсов:
1. Большой толковый словарь донского казачества : Ок. 18 000 слов и устойчив, словосочетаний / Ростов, гос. ун-т; Ф -т филологии и журналистики; Каф. общ. И сравнительн. языкознания. — М. : ООО «Русские словари» : ООО «Издательство Астрель» : ООО «Издательство АСТ», 2003. - 608 с.
2. Зуева Т. В., Кирдан Б. П. Русский фольклор: Учебник для высших учебных заведений. – М. : Флинта: Наука, 2002. - 400 с.
3. Русский детский фольклор : [электронный ресурс] учеб. пособие для студентов вузов / Ф. С. Капица, Т. М. Колядич. – 2-е изд., стереотип. : Флинта, Наука; Москва; 2011
4. https://avtor-dona.ru/o-tebe-moj-aksaj/legendy-rodnogo-kraya
5. https://www.maam.ru/detskijsad/ustnoe-narodnoe-tvorchestvo-zagadki-kazakov.html
6. https://stihi.ru/2012/12/03/4329