Евдокимова Света
План-конспект занятия по ФЦКМ «Как звери готовятся к зиме» с использованием мнемотехники в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
План-конспект занятия по ФЦКМ «Как звери готовятся к зиме» с использованием мнемотехники (подготовительная группа).
Тема: «Как звери готовятся к зиме».
Цель: закрепить и расширять представления о диких животных, знания детей о том, как звери готовятся к зиме; формировать понятия причинно-следственных связей и закономерностей в явлениях природы; упражнять детей в умении составлять рассказ по схеме-модели; развивать умение детей соотносить знаковые символы с образами; воспитывать доброе отношение к природе, животным.
Публикация «План-конспект занятия по ФЦКМ „Как звери готовятся к зиме“ с использованием мнемотехники в подготовительной группе» размещена в разделах
- Дикие животные осенью
- Дикие животные осенью. Конспекты занятий
- Дикие животные, лесные звери
- Дикие животные. Конспекты занятий, НОД
- Дикие животные. Составление рассказов, описание
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Подготовительная группа
- Темочки
Материалы и оборудование: картинки с изображениями животных леса; игрушки мягкие (игрушки перчатки) лесных животных, схема - таблица.
Организационный момент.
Ребята сегодня нам в детский сад пришло письмо из леса.
Животные пишут, что они очень сильно хвастались, что каждый из них самый лучший и поссорились, а Лесовичок на них обиделся и заколдовал. Теперь они не помнят, кто они такие, а самое страшное, забыли, как готовиться к зиме. Зима уже очень близко, наступит холодное и трудное время. Детки, надо им срочно помочь. Постараемся?
(ответ детей)
Ход занятия.
Послушайте загадку о первом, заколдованном жителе леса.
Шустра, хлопотлива, хороша.
Весной шубеечка рыжа,
Пушистый хвостик тоже рыж
Зимой она сереет лишь
Живёт малышка не в норе –
Живёт на дереве, в дупле.
Воспитатель: Кто это ребята (ответы)
В:Конечно белка.
Воспитатель берет игрушку белочку и говорит уже за нее:
Ура, спасибо, я все вспомнила. Я белка. Запасы орехов, грибов и шишек я уже сделала. Побегу получше устилать дно дупла пухом и шерстью, что бы зимой было тепло. До свидания мои дорогие.
Воспитатель читает следующую загадку.
Он зимою спит в берлоге,
Не гуляет по дороге,
Любит мед и сладкоежка,
Но не прочь погрызть орешки.
Зимой лапу он сосет
Летом он малину рвет.
Воспитатель: Кто это ребята (ответы)
В:Конечно медведь.
Воспитатиель: ребята, а вы знаете, почему мишка зимой сосет лапу? (Зимой у медведей на подошве отслаивается и слезает старая, огрубевшая за лето кожа. Молодая нежная кожица чешется и мерзнет, медведь облизывает подошвы горячим языком, поэтому про мишек говорят, что зимой они сосут лапы.
Воспитатель берет игрушку медведя и говорит уже за нее:
Ура, спасибо, я все вспомнил. Я медведь. Я все лето усиленно питался. Пойду подискивать место для берлоги, в сухом месте, в углублении, например под вывернутым с корнями пнем или каком другом. И готовить подстилку из хвои и листьев, что бы с первым снегом улечься спать. До свидания мои хорошие.
Воспитатель убирает все про медведя и читает следующую загадку.
Он зимою белый весь,
Что за зверь, пушистый здесь,
Уши больше головы.
Из-за кустика видны.
Хвостик – маленький пушок
Прыгать он большой мосток
Летом серенький комочек,
Прыгает меж разных кочек.
Воспитатель берет игрушку зайца и говорит уже за нее. Ура, спасибо, я все вспомнил. Я заяц. Мне дом не нужен и запасы я не делаю. Но свою серую шубку я поменяю на белую, чтобы стать совсем неприметным среди заснеженных равнин. А от голода меня спасает кора деревьев и веточки. Пока, пока, пойду веточку погрызу.
Ой, какой шустрый зайка. Давайте и мы попрыгаем, как зайки.
Физкультминутка:
Скок-скок, скок-скок,
Зайка прыгнул на пенек.
Зайцу холодно сидеть,
Нужно лапочки погреть,
Лапки вверх, лапки вниз,
На носочках подтянись,
Лапки ставим на бочок,
На носочках скок-поскок.
Замер зайчик средь травы
А теперь замрем и мы! (Дети садятся.)
Послушайте загадку о следующем, заколдованном жителе леса.
Кто колюч? Живет в лесу? Не боится кто лису?
От нее он не бежит: В клубок свернется и лежит,
Не видать ни глаз, ни ног?
Лесом катится клубок,
У него колючий бок, Он охотится ночами
За жуками и мышами.
Воспитатель: Кто это ребята (ответы)
В:Конечно еж. Странно, но он не вспомнил, не расколдовался. Давайте поподробнее расскажем о нем.
Достает картинку ежа, мнемотаблицу (схему – модель). Теперь надо расшифровать символы в квадратах и с их помощью рассказать об этом животном.
1. Чем покрыто тело ежа?
(Вместо волосяного покрова верхнюю часть тела ежей покрывает крепкий игольчатый панцирь. Голову и брюхо защищает грубый, достаточно жёсткий мех. Иглы у европейских ежей короткие, длиной 2-3 сантиметра. Поверхность колючек гладкая, между ними растут тонкие, но длинные очень редкие волосы.)
2. Чем питается еж? Хищное, всеядное или травоядное животное? (Основу его питания составляют взрослые насекомые, гусеницы, слизни, иногда дождевые черви, мыши. В естественных условиях на позвоночных нападает редко, чаще всего жертвами ежа становятся оцепеневшие рептилии и амфибии. Из растений может поедать ягоды и фрукты.)
3. Какие враги угрожают ежу?
(Некоторые люди думают, что, если ежи такие колючие, значит, у них нет врагов, тех, кто может существенно сократить их численность. На самом деле имеются враги ежей в природе, которые не против полакомиться мясом, спрятанным под острыми колючками. Ежики перемещаются по лесу шумно и привлекают хищных животных. Враги ежей медведи, лисы, волки, шакалы, барсуки, орлы – все они умеют разворачивать ежей. Толкают свернувшегося ежа к воде а там еж разворачивается и становится легкой добычей. Особенно ежу опасен филин, у него мягкое оперение и полет почти не слышен. Застигает ежа врасплох.)
4. Еж - это домашнее или дикое животное? Где он живет?
(Эти млекопитающие предпочитают селиться на небольших полянах, в широколистных и смешанных лесах, перелесках и опушках, возле речных долин. Нередко живут ежи рядом с людьми, встречаются и на окультуренных ландшафтах, и даже в городах. Сплошных хвойных массивов и сильно болотистой местности ёжики стараются избегать.
5. Как называются детеныши ежа? (ежата (Для рождения детенышей самка устраивает гнездо в норе или в траве. Ежата рождаются слепыми и голыми, только через несколько часов у них появляются мягкие колючки.)
6. Как еж готовится к зиме? (В ясные осенние дни ёж готовит себе тёплое гнездо для зимовки. Ночью и днём таскает в нору сухие листья и мягкий лесной мох. В зимней спячке ёж проводит более шести месяцев. В это время он ничего не ест и не двигается.)
(ответы детей). Воспитаитель выслушивает ответы детей, дает наводящие вопросы, развивает мыслительную деятельность и дополняет.
Воспитатель берет игрушку ежа и говорит уже за нее:
Ура, спасибо, я все вспомнил. Я еж. Я нашел себе норку возле старого пня и старательно устелил ее сухими опавшими листьями. Побегу скорее укладываться, и плотно закрою вход в норку листиками, палочками и мхом и буду спать до самых теплых дней. Я вас люблю, пока.
Воспитатель убирает все про ежа и читает следующую загадку.
По горам и по полям,
По дремучим по лесам
Хищники стаями ходят
Голодные и злые, бродят,
Ночами рыщут,
Добычу ищут,
Устанут, на снег прилягут,
Хвостом нос укроют.
Спят и нор себе не роют.
Воспитатель: Кто это ребята (ответы)
В:Конечно волк. Странно, но он тоже не вспомнил, не расколдовался. Давайте поподробнее расскажем и о нем.
Достает картинки волка, мнемотаблицу (схему – модель). Теперь надо расшифровать символы в квадратах и с их помощью рассказать об этом животном.
1. Какого цвета шерсть у волка? (Волк покрыт мехом серо-бурого цвета, со временем светлеет. Тундровые волки имеют светлый окрас шерсти, почти белый. Иногда встречаются рыжие, и даже черные хищники. Шерсть густая, длинная, имеет свойство линять дважды в год (весной и осенью).
2. Чем питаются волки? Хищные или травоядные животные?
• Волки ведут преимущественно активный ночной образ жизни. О своем пришествии они извещают воем. У них развито обоняние и слух. Они преследуют свою жертву, и благодаря быстрому бегу догоняют ее. Предпочитают питаться оленями, косулями, кабанами, лосями. Волки в первую очередь выбирают наименее опасную добычу. Волки предпочитают охотиться на слабых животных – старых, очень юных, голодающих, травмированных или больных. Ловят и зайцев, сусликов, лисиц, нападают на домашний скот. Летом из-за жажды могут полакомиться арбузами и дынями. Иногда нападают на людей.
3. Какие враги угрожают волкам?
4. Волк - это домашнее или дикое животное? Где он живет?
(Это дикое животное имеет широкий ареал обитания. Волк обитает преимущественно в холодных странах и на различных ландшафтах. В лесах, степях, пустынях, тайге, тундре, лесостепи и у подножий гор. Волки ленивые животные, они не строят жилища, живут стаями, они вместе охотятся, играют и даже воют. Волчья стая – это семейная группа, которая состоит из животных разных возрастов и может насчитывать от 3 до 40 особей. Стаей управляет вожак или матерый волк – доминирующая особь мужского пола. Это самый умный, мудрый и сильный самец в волчьей стае. У вожака стаи есть подруга – доминирующая самка. Вместе они образуют пару, тем самым объединяя вокруг себя других волков, – это и есть волчья стая. В стаи серые волки собираются зимой. Если снег глубокий, волки в стае идут гуськом. Каждое животное следует друг за другом, ступая по возможности в тот же самый след. Волк обыкновенный очень хитер. Поэтому узнать по следам, из какого количества волков состоит стая, весьма затруднительно. Зачем волки воют? Волки воют, потому как вой является способом их общения между собой. С помощью воя волки узнают, где находятся члены их семьи, объявляют о поимке добычи и захвате территории, или же просто – чтобы пообщаться с сородичами. Волки воют обычно в поздние вечерние часы. В течение года волки наиболее часто воют зимой, когда количество членов стаи достигает своего максимума. Логова устраиваются для выведения потомства; обычно им служат естественные убежища — расщелины в скалах, заросли кустарника и тому подобное. Иногда волки занимают норы барсуков, сурков, песцов и других зверей, реже роют их самостоятельно. Больше всего к логову привязана самка во время выращивания потомства, самец им не пользуется).
5. Как называются детеныши волка?
(Волки размножаются ежегодно в январе-феврале, впервые период размножения наступает в возрасте 2-3 лет. Продолжительность беременности волчицы около двух месяцев. Весной в логове на свет появляются детеныши волка. Обычно у самки рождается от 4 до 8 волчат.)
6. Как волк готовится к зиме?
(Сразу скажем, что волки не впадают в спячку зимой и их активность не уменьшается. Они стойко переносят холодную пору времени на лапах. Но все же, некоторые изменения происходят и с волками.
Волки, как другие дикие животные, например, заяц, не меняют цвет своей шубы. Ведь они хищники и защитный цвет шубы им попросту не нужен. Меняется только ее густота – мех становиться очень пушистым и густым. Это позволяет дикому зверю поддерживать температуру тела и переживать даже лютые морозы и ветра.)
(ответы детей).
Воспитатель выслушивает ответы детей, дает наводящие вопросы, развивает мыслительную деятельность и дополняет.
Воспитатель берет две игрушки волков и говорит уже за них:
Ура, спасибо, мы все вспомнили. Мы волки. Нам дом не нужен и запасы мы не делаем. Пойдем мой друг искать добычу.
Воспитатель убирает все про волка.
В заключении воспитатель говорит детям. Вот мы всех с вами и расколдовали.
Дикие звери круглый год живут на воле. Они знают лесные правила и обычаи, добывают себе пропитание, понимают сигналы опасности, спасаются от врагов, в укромных потайных местах строят жилища, растят и воспитывают детенышей.
А нам с вами нужно помнить, что в лесу мы гости!
Приходя на прогулку в лес, постарайтесь не беспокоить лесных жителей.
А если устроили пикник – все нужно аккуратно собрать, сложить в сумку или рюкзак и на обратном пути выбросить в мусорный контейнер.
Лес не только дает кров многим живым существам, но, как хлебосольный хозяин, предлагает нам свои дары, а мы должны лес любить и оберегать.
Послушайте стихотворение.
Осенние хлопоты
Загорелись ягод грозди,
Блещет неба синева.
Я непрошенною гостьей
В лес осенний забрела.
Здесь у всех свои заботы.
У зверей в лесу дела :
Утепляют дом еноты,
Белка шишку сорвала.
В острых зубках мышь лесная
Тащит гладкий желудек
И, на зиму припасая,
Прячет желудь в погребок.
Только я открыла двери
Кленов ярко-золотых,
Притаились тотчас звери
Возле домиков своих.
Вмиг притихла жизнь большая,
Что идет не на виду.
Вам, друзья, не помешаю,
Полюбуюсь и уйду!
Вы сегодня молодцы, вы помогли лесным зверям все вспомнить, и теперь они будут готовы к встрече зимы.
(для составления занятия пользовалась информацией из энциклопедий и Т. А. Шорыгина "Беседы с детьми о земле и ее жителях".)