Наталия Ефремова
План-конспект урока по окружающему миру в 4 классе «Повторение темы «Формы земной поверхности и водоёмы»
▼ Скачать +Заказ
Тема: «Повторение темы «Формы земной поверхности и водоёмы»
Цель урока: закрепить и обобщить знания детей о поверхности земли и водоемах.
Задачи:
Образовательные:
-формировать умение определять различные формы земной поверхности; научить различать разные водоемы; умение ориентироваться на местности.
Закрепить понятия: естественные водоемы, искусственные водоемы, холмы, равнины, горы.
Развивающие:
-развивать пространственные способности, умение ориентироваться в пространстве, развивать психические процессы (мышление, восприятие, воображение, память, внимание).
Воспитательные:
Публикация «План-конспект урока по окружающему миру в 4 классе „Повторение темы „Формы земной поверхности и водоёмы“» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 4 класс
- Окружающий мир
- Окружающий мир, 4 класс
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2024
-воспитывать любовь к природе,к своей планете в целом.
Ход урока.
1. Мотивация к учебной деятельности.
- Добрый день ребята. Садитесь!
1-2-3-4-5! Светит солнышко опять!
1-2-3-4! Все прекрасно в этом мире!
1-2-3-4-5! Мы умеем рассуждать!
Окружающий нам мир интересно познавать
Его тайны и загадки мы готовы разгадать! (Готовы)
- Сегодня на урок я принесла вам этот мешок. Как он называется?
Давайте мы посмотрим, что в нем. (ответы детей)
- Зачем люди отправляются в путешествие? - За открытиями, за новыми знаниями.
- Молодцы, но сегодня у нас чуть другая задача. Мы уже много знаем о водоемах, о поверхности нашей земли в целом, и вот сегодня настало время закрепить и обобщить все наши знания по данной теме. Готовы, отправиться в путешествие?
2. Актуализация опорных знаний.
-В начале путешествия я предлагаю вам размяться и поиграть в игру «Верю-не верю». Если вы согласны с утверждением, то вы хлопаете. Если не согласны, то – топаете.
Верите ли вы, что горизонт – это земная поверхность, которую мы видим вокруг себя? (да)
Верите ли вы, что граница горизонта, где небо сходится с земной поверхностью называется линией горизонта? (да)
Верите ли вы, что основные стороны горизонта – это СВ, ЮВ, ЮЗ, СЗ? (нет)
Верите ли вы, что компас нужен для того, чтобы ориентироваться в космосе? (нет)
Верите ли вы, что если в полдень встать спиной к солнцу, то впереди будет север, слева – восток, справа – запад? (нет)
Итак, я вижу, что вы очень хорошо подготовились к путешествию.
Отправляемся в путь!
3. Формирование новых знаний, умений и навыков.
(слайд) Путешествуя по Земле, люди заметили, что поверхность её не везде одинакова, на Земле есть ровные участки, возвышенности, впадины. Посмотрите на экран.
-На какие группы можно разделить данные фотографии местности? (Слайд)
-Попробуйте определить тему урока.
Тема урока: Формы земной поверхности и водоёмы (Слайд)
Молодцы, правильно, сегодня мы поговорим о формах земной поверхности и водоемах. –Ребята, а кто из вас видел горы?
- Кто видел равнины? А в какой местности мы живем? А какие бывают водоёмы? А у нас в деревне есть водоемы? Назовите.
- А все ли мы знаем о них?
-Давайте поставим задачи на урок: Мы вспомним и обобщим, все, что знаем про земную поверхность и водоемы.
-Повторим, какие формы земной поверхности бывают, какие водоемы нас окружают,
научимся их сравнивать,
будем учиться замечать и ценить красоту природы.
Посмотрите на экран. В течении нашего путешествия мы будем заполнять вот такую таблицу: формы земной поверхности и водоемы (Слайд)
(слайд) Посмотрите на эти фотографии и попробуйте назвать основные формы земной поверхности и водоемы.
-Дополним нашу таблицу терминами: горы, равнины, родник, пруд, река, озеро, море, океан (Слайд)
- Кто хочет рассказать о равнинах?
Ответы детей (слайд)
С давних времён люди селились на равнинах. На равнинах строят города, прокладывают дороги, пасут скот, сеют хлеб. Огромные пространства равнин заняты пустынями и лесами.
-А как вы думаете все равнины одинаковые?
-Попробуйте дать определение равнины. (Слайд)
-Кто дополнит?
Равнины бывают разные. Плоские и холмистые.
Заполняем нашу таблицу - плоские и холмистые (Слайд)
Плоские– имеют ровную поверхность, на холмистых - есть возвышенности – холмы.
А) Работа с физической картой России.
-А как вы думаете, как на карте узнать, какая местность равнинная или гористая? Найдем и покажем равнины нашей страны. Физическая карта России лежит у вас на партах.
Что можно встретить на равнине? (возвышение – холм) (Слайд)
Кто поделится знаниями о холме?
Ответы детей.
У любого холма можно выделить отдельные части. Попробуйте сами определить и показать их.
Вершина - самая высокая точка
Подошва - начало возвышения
Склон - расстояние между подошвой и вершиной. Склоны бывают крутые и пологие. (Слайд + макет)
--Заполняем схему. (Слайд)
Как вы думаете, что такое овраг? Как он образовался?
Физкультминутка.
Мы немножко отдохнём.
Встанем, глубоко вздохнём.
До горы сейчас дойдём.
Вот - подошва, вот – вершина,
Левый склон и правый склон.
Мы взберёмся на вершину
И осмотрим всё кругом!
Работа над темой урока.
- Представьте, что вы – гора.
- Покажите вершину, подошву, склоны.
А мы с вами отправляемся дальше. Угадайте, куда?
Ну, конечно, чудо это! –
Вот уже который век,
Даже самым жарким летом -
На её вершине снег!
-Правильно, мы оказались в горах. (слайд) Посмотрите, как там красиво!
-Что можете рассказать о горах?
-Кто сможет дать определение гор?
Ответы детей
Горы – это очень неровные участки земной поверхности, которые сильно возвышаются над окружающей местностью. (Слайд)
Одиночную гору встретишь редко (Слайд, чаще всего горы расположены рядами – горными хребтами. (Слайд)
Заполняем схему. Новые географические понятия - одиночные горы и горные хребты. (Слайд)
- Давайте найдем на карте нашей родины горы. Самые старые горы Уральские
- Уральские горы появились около 600 миллионов лет тому назад. Длина Уральского хребта - более 2000 километров.
-А в Кавказских горах есть самая большая гора России.
-Эльбрус - бесценная гордость и достояние России.
- А сейчас настало время поговорить о водоемах
- Послушайте загадку:
В глуши лесной, в глуши зеленой,
Всегда тенистой и сырой,
В крутом овраге под горой,
Бьет ключик из земли студеный.
Кипит, играет и спешит,
Стеклом расплавленным бежит
- что это? (родник)
-С этого слова и начинается наш разговор о водоемах.
-А вы видели родники?
-Послушайте, что можно узнать о роднике из справочного материала.
- После дождя часть воды просочилась в землю. Она скопилась на слое глины. Если слой земли имеет уклон, то вода по склону стекает и выходит на поверхность, истекает из глубины. Такое место еще называют источником. Вода может выходить спокойно, а может бить фонтаном. В таких случаях говорят «вода бьет ключом».Родник и ключ – это названия источника.
- А что вы знаете про озера?
Ответы детей
-Озера по форме бывают круглые, продолговатые, извилистые. Озеро можно объехать кругом по берегу. По величине озера бывают разные. Большинство озер необычайно красивы. Их называют «голубыми глазами Земли».
-А кто расскажет про моря?
Ответы детей
Моря по форме похожи на озера. Но даже самые маленькие моря намного больше озера.
Моря соединены с океаном, а озера с океаном не соединяются. В озерах вода пресная, но есть озера и с соленой водой. В морях вод соленая. Но есть одно интересное озеро, которое нельзя отнести ни к соленым, ни к пресным. Это озеро Балхаш в Казахстане. В западной части его вода пресная, а в восточной -соленая.
Моря и озера это прекрасные места для отдыха. Они украшают нашу Землю.
-Но есть еще и самый большой водоем.
-Знают люди в целом мире
Глубже нет его и шире.
Доплывешь до дальних стран
Через бурный (океан)
-Давайте повторим с какими водоемами мы познакомились.
(Слайд. Читают схему на доске.)
-Кто знает, как называют такие водоемы (естественные)
Как вы понимаете слово «естественные»
(Ответы детей.)
-Давайте почитаем толкование этого слова в словаре Ожегова.
-Зачем нужны естественные водоемы?
(Ответы детей, на основании которых учитель моделирует примерную схему)
ВОДОЕМЫ НУЖНЫ ДЛЯ:
пресной воды и судоходства
рыбы и птиц
зверей, растений
строительства электростанций
отдыха и красоты
-Как вы думаете, кто создал эти водоемы? А земную поверхность (природа)
Работа в группах самостоятельная. (проговорить правила работы в группах)
Мы с вами еще раз вспомнили про основные формы земной поверхности, а так же водоемы. И я предлагаю выполнить вам задания, у каждой группы они свои.
1 группа - кроссворд
2группа – соотнесите понятие с определением
-Вот и подошло к концу наше путешествие.
- Где мы побывали?
-Я думаю, что наш урок стал для вас уроком обобщения и конечно повторения. Ведь «не зря в народе говорят» ,что «Повторенье- Мать Ученья»
Рефлексия.
-Я хочу узнать, как вам понравилось на уроке. Наше путешествие подошло к концу.
-Подумайте и определите качество своей работы на уроке.
-В разных местах класса висят иллюстрации «Равнина», «Холм», «Гора», «Родник», «Пруд», «Река», «Озеро», «Море», «Океан»
-У вас в руках стикеры- зеленый, желтый, красный. Прикрепите их к иллюстрациям так, чтобы я видела, о чем вам было интересно беседовать во время путешествия.
«Красный»- не интересно
«Желтый»- интересно, но мало
«Зеленый2 - очень интересно, хочу ещё.
Итог урока.
-Чем мы сегодня занимались?
- О чем говорили?
-О чем больше всего запомнился разговор?
Домашнее задание. Дописать в таблицу по два сравнительных прилагательных.