Папки-передвижки

План-конспект урока по окружающему миру в 4 классе «Повторение темы «Формы земной поверхности и водоёмы»

Наталия Ефремова
План-конспект урока по окружающему миру в 4 классе «Повторение темы «Формы земной поверхности и водоёмы»

Тема: «Повторение темы «Формы земной поверхности и водоёмы»

Цель урока: закрепить и обобщить знания детей о поверхности земли и водоемах.

Задачи:

Образовательные:

-формировать умение определять различные формы земной поверхности; научить различать разные водоемы; умение ориентироваться на местности.

Закрепить понятия: естественные водоемы, искусственные водоемы, холмы, равнины, горы.

Развивающие:

-развивать пространственные способности, умение ориентироваться в пространстве, развивать психические процессы (мышление, восприятие, воображение, память, внимание).

Воспитательные:

-воспитывать любовь к природе,к своей планете в целом.

Ход урока.

1. Мотивация к учебной деятельности.

- Добрый день ребята. Садитесь!

1-2-3-4-5! Светит солнышко опять!

1-2-3-4! Все прекрасно в этом мире!

1-2-3-4-5! Мы умеем рассуждать!

Окружающий нам мир интересно познавать

Его тайны и загадки мы готовы разгадать! (Готовы)

- Сегодня на урок я принесла вам этот мешок. Как он называется?

Давайте мы посмотрим, что в нем. (ответы детей)

- Зачем люди отправляются в путешествие? - За открытиями, за новыми знаниями.

- Молодцы, но сегодня у нас чуть другая задача. Мы уже много знаем о водоемах, о поверхности нашей земли в целом, и вот сегодня настало время закрепить и обобщить все наши знания по данной теме. Готовы, отправиться в путешествие?

2. Актуализация опорных знаний.

-В начале путешествия я предлагаю вам размяться и поиграть в игру «Верю-не верю». Если вы согласны с утверждением, то вы хлопаете. Если не согласны, то – топаете.

Верите ли вы, что горизонт – это земная поверхность, которую мы видим вокруг себя? (да)

Верите ли вы, что граница горизонта, где небо сходится с земной поверхностью называется линией горизонта? (да)

Верите ли вы, что основные стороны горизонта – это СВ, ЮВ, ЮЗ, СЗ? (нет)

Верите ли вы, что компас нужен для того, чтобы ориентироваться в космосе? (нет)

Верите ли вы, что если в полдень встать спиной к солнцу, то впереди будет север, слева – восток, справа – запад? (нет)

Итак, я вижу, что вы очень хорошо подготовились к путешествию.

Отправляемся в путь!

3. Формирование новых знаний, умений и навыков.

(слайд) Путешествуя по Земле, люди заметили, что поверхность её не везде одинакова, на Земле есть ровные участки, возвышенности, впадины. Посмотрите на экран.

-На какие группы можно разделить данные фотографии местности? (Слайд)

-Попробуйте определить тему урока.

Тема урока: Формы земной поверхности и водоёмы (Слайд)

Молодцы, правильно, сегодня мы поговорим о формах земной поверхности и водоемах. –Ребята, а кто из вас видел горы?

- Кто видел равнины? А в какой местности мы живем? А какие бывают водоёмы? А у нас в деревне есть водоемы? Назовите.

- А все ли мы знаем о них?

-Давайте поставим задачи на урок: Мы вспомним и обобщим, все, что знаем про земную поверхность и водоемы.

-Повторим, какие формы земной поверхности бывают, какие водоемы нас окружают,

научимся их сравнивать,

будем учиться замечать и ценить красоту природы.

Посмотрите на экран. В течении нашего путешествия мы будем заполнять вот такую таблицу: формы земной поверхности и водоемы (Слайд)

(слайд) Посмотрите на эти фотографии и попробуйте назвать основные формы земной поверхности и водоемы.

-Дополним нашу таблицу терминами: горы, равнины, родник, пруд, река, озеро, море, океан (Слайд)

- Кто хочет рассказать о равнинах?

Ответы детей (слайд)

С давних времён люди селились на равнинах. На равнинах строят города, прокладывают дороги, пасут скот, сеют хлеб. Огромные пространства равнин заняты пустынями и лесами.

-А как вы думаете все равнины одинаковые?

-Попробуйте дать определение равнины. (Слайд)

-Кто дополнит?

Равнины бывают разные. Плоские и холмистые.

Заполняем нашу таблицу - плоские и холмистые (Слайд)

Плоские– имеют ровную поверхность, на холмистых - есть возвышенности – холмы.

А) Работа с физической картой России.

-А как вы думаете, как на карте узнать, какая местность равнинная или гористая? Найдем и покажем равнины нашей страны. Физическая карта России лежит у вас на партах.

Что можно встретить на равнине? (возвышение – холм) (Слайд)

Кто поделится знаниями о холме?

Ответы детей.

У любого холма можно выделить отдельные части. Попробуйте сами определить и показать их.

Вершина - самая высокая точка

Подошва - начало возвышения

Склон - расстояние между подошвой и вершиной. Склоны бывают крутые и пологие. (Слайд + макет)

--Заполняем схему. (Слайд)

Как вы думаете, что такое овраг? Как он образовался?

Физкультминутка.

Мы немножко отдохнём.

Встанем, глубоко вздохнём.

До горы сейчас дойдём.

Вот - подошва, вот – вершина,

Левый склон и правый склон.

Мы взберёмся на вершину

И осмотрим всё кругом!

Работа над темой урока.

- Представьте, что вы – гора.

- Покажите вершину, подошву, склоны.

А мы с вами отправляемся дальше. Угадайте, куда?

Ну, конечно, чудо это! –

Вот уже который век,

Даже самым жарким летом -

На её вершине снег!

-Правильно, мы оказались в горах. (слайд) Посмотрите, как там красиво!

-Что можете рассказать о горах?

-Кто сможет дать определение гор?

Ответы детей

Горы – это очень неровные участки земной поверхности, которые сильно возвышаются над окружающей местностью. (Слайд)

Одиночную гору встретишь редко (Слайд, чаще всего горы расположены рядами – горными хребтами. (Слайд)

Заполняем схему. Новые географические понятия - одиночные горы и горные хребты. (Слайд)

- Давайте найдем на карте нашей родины горы. Самые старые горы Уральские

- Уральские горы появились около 600 миллионов лет тому назад. Длина Уральского хребта - более 2000 километров.

-А в Кавказских горах есть самая большая гора России.

-Эльбрус - бесценная гордость и достояние России.

- А сейчас настало время поговорить о водоемах

- Послушайте загадку:

В глуши лесной, в глуши зеленой,

Всегда тенистой и сырой,

В крутом овраге под горой,

Бьет ключик из земли студеный.

Кипит, играет и спешит,

Стеклом расплавленным бежит

- что это? (родник)

-С этого слова и начинается наш разговор о водоемах.

-А вы видели родники?

-Послушайте, что можно узнать о роднике из справочного материала.

- После дождя часть воды просочилась в землю. Она скопилась на слое глины. Если слой земли имеет уклон, то вода по склону стекает и выходит на поверхность, истекает из глубины. Такое место еще называют источником. Вода может выходить спокойно, а может бить фонтаном. В таких случаях говорят «вода бьет ключом».Родник и ключ – это названия источника.

- А что вы знаете про озера?

Ответы детей

-Озера по форме бывают круглые, продолговатые, извилистые. Озеро можно объехать кругом по берегу. По величине озера бывают разные. Большинство озер необычайно красивы. Их называют «голубыми глазами Земли».

-А кто расскажет про моря?

Ответы детей

Моря по форме похожи на озера. Но даже самые маленькие моря намного больше озера.

Моря соединены с океаном, а озера с океаном не соединяются. В озерах вода пресная, но есть озера и с соленой водой. В морях вод соленая. Но есть одно интересное озеро, которое нельзя отнести ни к соленым, ни к пресным. Это озеро Балхаш в Казахстане. В западной части его вода пресная, а в восточной -соленая.

Моря и озера это прекрасные места для отдыха. Они украшают нашу Землю.

-Но есть еще и самый большой водоем.

-Знают люди в целом мире

Глубже нет его и шире.

Доплывешь до дальних стран

Через бурный (океан)

-Давайте повторим с какими водоемами мы познакомились.

(Слайд. Читают схему на доске.)

-Кто знает, как называют такие водоемы (естественные)

Как вы понимаете слово «естественные»

(Ответы детей.)

-Давайте почитаем толкование этого слова в словаре Ожегова.

-Зачем нужны естественные водоемы?

(Ответы детей, на основании которых учитель моделирует примерную схему)

ВОДОЕМЫ НУЖНЫ ДЛЯ:

пресной воды и судоходства

рыбы и птиц

зверей, растений

строительства электростанций

отдыха и красоты

-Как вы думаете, кто создал эти водоемы? А земную поверхность (природа)

Работа в группах самостоятельная. (проговорить правила работы в группах)

Мы с вами еще раз вспомнили про основные формы земной поверхности, а так же водоемы. И я предлагаю выполнить вам задания, у каждой группы они свои.

1 группа - кроссворд

2группа – соотнесите понятие с определением

-Вот и подошло к концу наше путешествие.

- Где мы побывали?

-Я думаю, что наш урок стал для вас уроком обобщения и конечно повторения. Ведь «не зря в народе говорят» ,что «Повторенье- Мать Ученья»

Рефлексия.

-Я хочу узнать, как вам понравилось на уроке. Наше путешествие подошло к концу.

-Подумайте и определите качество своей работы на уроке.

-В разных местах класса висят иллюстрации «Равнина», «Холм», «Гора», «Родник», «Пруд», «Река», «Озеро», «Море», «Океан»

-У вас в руках стикеры- зеленый, желтый, красный. Прикрепите их к иллюстрациям так, чтобы я видела, о чем вам было интересно беседовать во время путешествия.

«Красный»- не интересно

«Желтый»- интересно, но мало

«Зеленый2 - очень интересно, хочу ещё.

Итог урока.

-Чем мы сегодня занимались?

- О чем говорили?

-О чем больше всего запомнился разговор?

Домашнее задание. Дописать в таблицу по два сравнительных прилагательных.

Публикации по теме:

Конспект урока по окружающему миру в 1 классе «Кто такие рыбы» Конспект урока по окружающему миру на тему «Кто такие рыбы?» Урок: окружающий мир Тема: «Кто такие рыбы» Класс: 1 Цели: познакомить с.

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе «Куликовская битва» Тема: Куликовская битва Цель: сформировать представления о подвигах защитников Руси. Формируемые УУД: познавательные — осознанно и произвольно.

Конспект урока по окружающему миру во 2 классе «Что такое Бенилюкс» Технологическая карта урока окружающего мира Учитель: Антинг Валентина Германовна Дата проведения: «23» апреля 2015 года Тема. Что такое.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
План-конспект урока по окружающему миру в 4 классе «Повторение темы «Формы земной поверхности и водоёмы»
Опубликовано: 1 октября 2024 в 21:28
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «План-конспект урока по окружающему миру в 4 классе «Повторение темы «Формы земной поверхности и водоёмы»» (включая файлы) размещена пользователем Наталия Ефремова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 октября. День поделок из природного материала. Передвижка «Природный материал»

Любая прогулка на природе будет намного интереснее, если наполнить ее поиском природных богатств, которые затем можно использовать для творчества. Осень – благодатное время для этого, ведь под ногами...

1 октября. День пожилых людей, День музыки. Передвижки

 Ежегодно 1 октября отмечается Международный день пожилых людей. Этот праздник приобретает все большую актуальность, ведь население Земли неуклонное стареет. Подсчитано, что до 2050 года число людей...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД