Папки-передвижки

План-конспект урока по окружающему миру в 4 классе «Повторение темы «Формы земной поверхности и водоёмы»

Наталия Ефремова
План-конспект урока по окружающему миру в 4 классе «Повторение темы «Формы земной поверхности и водоёмы»
▼ Скачать +Заказ

Тема: «Повторение темы «Формы земной поверхности и водоёмы»

Цель урока: закрепить и обобщить знания детей о поверхности земли и водоемах.

Задачи:

Образовательные:

-формировать умение определять различные формы земной поверхности; научить различать разные водоемы; умение ориентироваться на местности.

Закрепить понятия: естественные водоемы, искусственные водоемы, холмы, равнины, горы.

Развивающие:

-развивать пространственные способности, умение ориентироваться в пространстве, развивать психические процессы (мышление, восприятие, воображение, память, внимание).

Воспитательные:

Публикация «План-конспект урока по окружающему миру в 4 классе „Повторение темы „Формы земной поверхности и водоёмы“» размещена в разделах

-воспитывать любовь к природе,к своей планете в целом.

Ход урока.

1. Мотивация к учебной деятельности.

- Добрый день ребята. Садитесь!

1-2-3-4-5! Светит солнышко опять!

1-2-3-4! Все прекрасно в этом мире!

1-2-3-4-5! Мы умеем рассуждать!

Окружающий нам мир интересно познавать

Его тайны и загадки мы готовы разгадать! (Готовы)

- Сегодня на урок я принесла вам этот мешок. Как он называется?

Давайте мы посмотрим, что в нем. (ответы детей)

- Зачем люди отправляются в путешествие? - За открытиями, за новыми знаниями.

- Молодцы, но сегодня у нас чуть другая задача. Мы уже много знаем о водоемах, о поверхности нашей земли в целом, и вот сегодня настало время закрепить и обобщить все наши знания по данной теме. Готовы, отправиться в путешествие?

2. Актуализация опорных знаний.

начале путешествия я предлагаю вам размяться и поиграть в игру «Верю-не верю». Если вы согласны с утверждением, то вы хлопаете. Если не согласны, то – топаете.

Верите ли вы, что горизонт – это земная поверхность, которую мы видим вокруг себя? (да)

Верите ли вы, что граница горизонта, где небо сходится с земной поверхностью называется линией горизонта? (да)

Верите ли вы, что основные стороны горизонта – это СВ, ЮВ, ЮЗ, СЗ? (нет)

Верите ли вы, что компас нужен для того, чтобы ориентироваться в космосе? (нет)

Верите ли вы, что если в полдень встать спиной к солнцу, то впереди будет север, слева – восток, справа – запад? (нет)

Итак, я вижу, что вы очень хорошо подготовились к путешествию.

Отправляемся в путь!

3. Формирование новых знаний, умений и навыков.

(слайд) Путешествуя по Земле, люди заметили, что поверхность её не везде одинакова, на Земле есть ровные участки, возвышенности, впадины. Посмотрите на экран.

-На какие группы можно разделить данные фотографии местности? (Слайд)

-Попробуйте определить тему урока.

Тема урока: Формы земной поверхности и водоёмы (Слайд)

Молодцы, правильно, сегодня мы поговорим о формах земной поверхности и водоемах. –Ребята, а кто из вас видел горы?

- Кто видел равнины? А в какой местности мы живем? А какие бывают водоёмы? А у нас в деревне есть водоемы? Назовите.

- А все ли мы знаем о них?

-Давайте поставим задачи на урок: Мы вспомним и обобщим, все, что знаем про земную поверхность и водоемы.

-Повторим, какие формы земной поверхности бывают, какие водоемы нас окружают,

научимся их сравнивать,

будем учиться замечать и ценить красоту природы.

Посмотрите на экран. В течении нашего путешествия мы будем заполнять вот такую таблицу: формы земной поверхности и водоемы (Слайд)

(слайд) Посмотрите на эти фотографии и попробуйте назвать основные формы земной поверхности и водоемы.

-Дополним нашу таблицу терминами: горы, равнины, родник, пруд, река, озеро, море, океан (Слайд)

- Кто хочет рассказать о равнинах?

Ответы детей (слайд)

С давних времён люди селились на равнинах. На равнинах строят города, прокладывают дороги, пасут скот, сеют хлеб. Огромные пространства равнин заняты пустынями и лесами.

-А как вы думаете все равнины одинаковые?

-Попробуйте дать определение равнины. (Слайд)

-Кто дополнит?

Равнины бывают разные. Плоские и холмистые.

Заполняем нашу таблицу - плоские и холмистые (Слайд)

Плоские– имеют ровную поверхность, на холмистых - есть возвышенности – холмы.

А) Работа с физической картой России.

-А как вы думаете, как на карте узнать, какая местность равнинная или гористая? Найдем и покажем равнины нашей страны. Физическая карта России лежит у вас на партах.

Что можно встретить на равнине? (возвышение – холм) (Слайд)

Кто поделится знаниями о холме?

Ответы детей.

У любого холма можно выделить отдельные части. Попробуйте сами определить и показать их.

Вершина - самая высокая точка

Подошва - начало возвышения

Склон - расстояние между подошвой и вершиной. Склоны бывают крутые и пологие. (Слайд + макет)

--Заполняем схему. (Слайд)

Как вы думаете, что такое овраг? Как он образовался?

Физкультминутка.

Мы немножко отдохнём.

Встанем, глубоко вздохнём.

До горы сейчас дойдём.

Вот - подошва, вот – вершина,

Левый склон и правый склон.

Мы взберёмся на вершину

И осмотрим всё кругом!

Работа над темой урока.

- Представьте, что вы – гора.

- Покажите вершину, подошву, склоны.

А мы с вами отправляемся дальше. Угадайте, куда?

Ну, конечно, чудо это! –

Вот уже который век,

Даже самым жарким летом -

На её вершине снег!

-Правильно, мы оказались в горах. (слайд) Посмотрите, как там красиво!

-Что можете рассказать о горах?

-Кто сможет дать определение гор?

Ответы детей

Горы – это очень неровные участки земной поверхности, которые сильно возвышаются над окружающей местностью. (Слайд)

Одиночную гору встретишь редко (Слайд, чаще всего горы расположены рядами – горными хребтами. (Слайд)

Заполняем схему. Новые географические понятия - одиночные горы и горные хребты. (Слайд)

- Давайте найдем на карте нашей родины горы. Самые старые горы Уральские

- Уральские горы появились около 600 миллионов лет тому назад. Длина Уральского хребта - более 2000 километров.

-А в Кавказских горах есть самая большая гора России.

-Эльбрус - бесценная гордость и достояние России.

- А сейчас настало время поговорить о водоемах

- Послушайте загадку:

В глуши лесной, в глуши зеленой,

Всегда тенистой и сырой,

В крутом овраге под горой,

Бьет ключик из земли студеный.

Кипит, играет и спешит,

Стеклом расплавленным бежит

- что это? (родник)

-С этого слова и начинается наш разговор о водоемах.

-А вы видели родники?

-Послушайте, что можно узнать о роднике из справочного материала.

- После дождя часть воды просочилась в землю. Она скопилась на слое глины. Если слой земли имеет уклон, то вода по склону стекает и выходит на поверхность, истекает из глубины. Такое место еще называют источником. Вода может выходить спокойно, а может бить фонтаном. В таких случаях говорят «вода бьет ключом».Родник и ключ – это названия источника.

- А что вы знаете про озера?

Ответы детей

-Озера по форме бывают круглые, продолговатые, извилистые. Озеро можно объехать кругом по берегу. По величине озера бывают разные. Большинство озер необычайно красивы. Их называют «голубыми глазами Земли».

-А кто расскажет про моря?

Ответы детей

Моря по форме похожи на озера. Но даже самые маленькие моря намного больше озера.

Моря соединены с океаном, а озера с океаном не соединяются. В озерах вода пресная, но есть озера и с соленой водой. В морях вод соленая. Но есть одно интересное озеро, которое нельзя отнести ни к соленым, ни к пресным. Это озеро Балхаш в Казахстане. В западной части его вода пресная, а в восточной -соленая.

Моря и озера это прекрасные места для отдыха. Они украшают нашу Землю.

-Но есть еще и самый большой водоем.

-Знают люди в целом мире

Глубже нет его и шире.

Доплывешь до дальних стран

Через бурный (океан)

-Давайте повторим с какими водоемами мы познакомились.

(Слайд. Читают схему на доске.)

-Кто знает, как называют такие водоемы (естественные)

Как вы понимаете слово «естественные»

(Ответы детей.)

-Давайте почитаем толкование этого слова в словаре Ожегова.

-Зачем нужны естественные водоемы?

(Ответы детей, на основании которых учитель моделирует примерную схему)

ВОДОЕМЫ НУЖНЫ ДЛЯ:

пресной воды и судоходства

рыбы и птиц

зверей, растений

строительства электростанций

отдыха и красоты

-Как вы думаете, кто создал эти водоемы? А земную поверхность (природа)

Работа в группах самостоятельная. (проговорить правила работы в группах)

Мы с вами еще раз вспомнили про основные формы земной поверхности, а так же водоемы. И я предлагаю выполнить вам задания, у каждой группы они свои.

1 группа - кроссворд

2группа – соотнесите понятие с определением

-Вот и подошло к концу наше путешествие.

- Где мы побывали?

-Я думаю, что наш урок стал для вас уроком обобщения и конечно повторения. Ведь «не зря в народе говорят» ,что «Повторенье- Мать Ученья»

Рефлексия.

-Я хочу узнать, как вам понравилось на уроке. Наше путешествие подошло к концу.

-Подумайте и определите качество своей работы на уроке.

-В разных местах класса висят иллюстрации «Равнина», «Холм», «Гора», «Родник», «Пруд», «Река», «Озеро», «Море», «Океан»

-У вас в руках стикеры- зеленый, желтый, красный. Прикрепите их к иллюстрациям так, чтобы я видела, о чем вам было интересно беседовать во время путешествия.

«Красный»- не интересно

«Желтый»- интересно, но мало

«Зеленый2 - очень интересно, хочу ещё.

Итог урока.

-Чем мы сегодня занимались?

- О чем говорили?

-О чем больше всего запомнился разговор?

Домашнее задание. Дописать в таблицу по два сравнительных прилагательных.

Публикации по теме:

Конспект урока по окружающему миру в 1 классе «Кто такие рыбы» Конспект урока по окружающему миру на тему «Кто такие рыбы?» Урок: окружающий мир Тема: «Кто такие рыбы» Класс: 1 Цели: познакомить с.

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе «Куликовская битва» Тема: Куликовская битва Цель: сформировать представления о подвигах защитников Руси. Формируемые УУД: познавательные — осознанно и произвольно.

Конспект урока по окружающему миру во 2 классе «Что такое Бенилюкс» Технологическая карта урока окружающего мира Учитель: Антинг Валентина Германовна Дата проведения: «23» апреля 2015 года Тема. Что такое.

Конспект урока по окружающему миру «Как путешествует письмо?» в 1 классе Окружающий мир А. А. Плешаков Тема урока: «Как путешествует письмо?» Цель урока: познакомить детей с работой почты, разными видами отправлений.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
План-конспект урока по окружающему миру в 4 классе «Повторение темы «Формы земной поверхности и водоёмы»
Опубликовано: 1 октября 2024 в 21:28
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «План-конспект урока по окружающему миру в 4 классе «Повторение темы «Формы земной поверхности и водоёмы»» (включая файлы) размещена пользователем Наталия Ефремова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД