татьяна середа
План-конспект урока по рисованию «Декоративный натюрморт» в художественной школе
▼ Скачать +Заказ
Тема: Декоративный натюрморт.
Вид занятия: Выполнение декоративного натюрморта с натуры в технике декоративная живопись, состоящего из 4-х предметов на цветном фоне. Предметы разной формы и материальности, фактуры. Материал – гуашь, акварель,маркеры,и т. п.
Цели и задачи:
-способствовать формированию понятий о декоративном натюрморте, воспитывать эстетический вкус.
-закрепление понятия «стилизация»;
Публикация «План-конспект урока по рисованию „Декоративный натюрморт“ в художественной школе» размещена в разделах
- Натюрморт. Изучаем и рисуем натюрморты
- Рисование. Все материалы
- Рисование. Конспекты занятий
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
-совершенствовать технику работы с красками; способствовать развитию умений находить правильное цветовое решение при заполнении пространства;
- развитие творческого воображения.
- развитие абстрактного мышления.
Оборудование для учителя:
доска, наглядные иллюстрации с декоративными натюрмортами, телевизионная панель (проэктор) для просмотра видео-ролика.
Оборудование для учащихся: Материалы: Белая бумага, гуашь цветная, цветная бумага, маркеры, карандаш, вода, акварель, кисти.
План
1. Организационный момент
2. Основная часть:
- Постановка цели
- Повторение. Актуализация опорных знаний.
- Объяснение нового материала, просмотр таблиц, репродукций
- Выполнение декоративного натюрморта
3. Практическая работа
-выполнение академического построения.
- этюды «Декоративного натюрморта»
4. Подведение итогов
План урока:
1. Организационный момент. Знакомство с темой урока, вступление – 3 мин.
2. Теоретическая часть. Основные отличительные особенности декоративного натюрморта от реалистичного. Обсуждение: декор, стилизация 20 мин
3. Анализ натурной постановки. – 5 мин
4. Практическая часть – 95 мин.
5. Подведение итогов урока, анализ – 10 мин.
Ход урока.
Тема нашего урока «Декоративный натюрморт». Натюрморт – это группа неодушевлённых предметов, объединённых в единую композицию по смыслу. Натюрморт в переводе с французского языка означает «мёртвая натура», вытеснив голландское слово «неподвижная натура». В переводе с немецкого языка - оно означает «тихая жизнь»
Создавая живописными средствами, натюрморт заставляет нас переживать, удивляться и радоваться.
Просмотр презентации «Способы стилизации натюрморта», Видео-ролика «Декоративный натюрморт».
1. Большую роль при выполнении задания играет постановка. Необходимо, чтобы каждый натюрморт был понятен, имел свою характерную особенность, композиционную зацепку, повод или мотив для переработки и стилизации; маловыразительная постановка не даст желаемых результатов.
Начинать выполнение практического задания необходимо с внимательного анализа. Нужно изучить постановку, внимательно рассмотрев ее с разных точек зрения, так как неожиданный ракурс может натолкнуть на композиционную идею. Далее нужно сделать ряд поисковых эскизов различного характера. Нужно выполнить графические поиски композиции натюрморта, ее фрагментов или отдельных предметов, стараясь максимально разнообразить эскизно – поисковый этап.
Набор предметов для декоративного натюрморта Декоративный натюрморт
2. После того, как ориентировочный стиль пластики определился, делаются композиционные варианты постановки в целом, чтобы добиться выразительности и остроты изображения. Поэтому не нужно спешить сразу выполнять окончательный вариант, следует попробовать отработать другие пластические ходы, чтобы окончательно убедиться в верности найденного решения. Любой натюрморт, в том числе и стилизованный, должен быть уравновешенным. При организации равновесия в стилизованном натюрморте необходимо решить, в каком случае отдать предпочтение статике, а в каком – динамике. Если композиция выполняется из форм, тяготеющим к наклонным линиям или острым углам, то имеет смысл применить динамический способ равновесия, утвердив общую идею движения и в цветовом колорите, используя активные цветовые и тональные контрасты взаимодополнительных цветов. Возможно так же членение плоскости на неравные части.
Динамичная композиция в натюрморте.
3. Если в композиции участвуют формы строгих очертаний лучше использовать статику, симметрию, с использованием спокойного, нежного колорита родственных цветов, малоактивных контрастов и, если есть необходимость, членение композиционной плоскости на равные части. Любая стилизованная композиция должна иметь композиционный центр или доминанту. В натюрморте это может быть предмет, группа предметов или цветовое пятно.
Учитывая тот факт, что обучение в Детской художественной школе или школе искусств, в отличии от кружковой работы, является базой для получения знаний, развивающихся по принципу от простого к сложному и основой для получения знаний достаточных для поступления в средне специальные и высшие учебные заведения, задание «Стилизованный натюрморт» является первой ступенью для получения основных знаний по условно – стилизованному изображению. Учащиеся, отработав это задание в 4 классе, выходят на решение более сложных задач в задании «Декоративная композиция». Эта работа в меньшей степени связана с натурными постановками и выполняет роль своеобразного «катализатора идей», развивает наблюдательность, умение отбирать и использовать главное для итогового результата. Задание, как правило, связано с освоением пространства. Это стилизованные композиции фигур, помещенные в интерьер, темы улицы, села, города и т. д. Трёхмерность формы очень условна, решение всей композиции плоскостное, допускается рельефное изображение и применение декоративных орнаментов.
Таким образом, мы достигаем основной цели стилизации как художественного выражения основной характеристики, главного свойства самой сущности реального объекта. Стилизованное изображение становится одним из наиболее важных этапов на пути освоения такой формы восприятия и передачи реальности, как абстракция.
Прежде, чем приступить к практической работе в цвете, мы проведём анализ натурной постановки: кувшин с подсолнухами и горшок с декоративной ложкой, четыре драпировки, набор фруктов.
o Имеется цветовой контраст;
Рассматриваем цветовой круг и определяем «контрастные цвета». «Контрастные цвета» - это цвета, которые взаимно дополняют друг друга и в цветовом круге противолежат друг другу. Например: красный - зелёный. В нашем натюрморте это яркий жёлтый и тёмный синий.
Есть ещё и второй контраст: светлый предмет на темном фоне.
o Имеются предметы, сближенные по тону; В нашем натюрморте это: темные красная и синяя драпировки. Имеются предметы декоративного характера. В нашем натюрморте это сами подсолнухи, узор на горшке, зелёной драпировке, декоративная ложка.
И ещё, что хотелось бы особенно выделить: мы знаем, что все цвета могут быть разделены на две основные группы:
• Хроматическую (цветную, в которую входят все цвета солнечного спектра;
• Ахроматическую (не цветную, в которую входят цвета: черный, белый и все оттенки серого.
Слово «декор» в переводе с лат. означает – украшать. В начале XX века художники стали уделять натюрморту большое значение. Мастера разных стилистических направлений стали работать в этом жанре живописи. Они много экспериментировали. Таким образом, появился декоративный натюрморт. Давайте сравним его с реалистическим натюрмортом.
Сначала, давайте, обратим внимание на цветовое решение. Какие особенности вы можете отметить? В живописном натюрморте очень много различных цветов и оттенков, а в декоративном всего несколько цветов. Причём надо отметить, что в декоративном натюрморте главное – гармония цвета. Обычно художники используют не более 3-х цветов. Путём смешивания этих цветов, можно получить множество оттенков.
Просмотр видео ряда. Анализ натурной постановки.
В декоративном натюрморте предметы стилизованные, т. е. их форма не много упрощенная. Нам обязательно надо передать объём предметов.
Хочу обратить ваше внимание на то, как показана форма и объем в декоративном натюрморте. Линией художник рисует так, чтобы не уничтожить форму, а подчеркнуть её (например, кувшин не нарисован в прямую полоску). Посмотрите, в декоративном натюрморте объем не прописывается, как в реалистичном. Объем существует, и он просто показан другими средствами. Например: плоскостями или элементами, изображающими по форме предмета. Фон также прописывается в едином стиле с предметами. Как и в реалистичном натюрморте.
Ещё одной отличительной особенностью в декоративном натюрморте является фактура, т. е. материальность предметов (керамика, дерево, ткань, засушенные цветы)
Вывод: Ребята сегодня мы с вами познакомились с декоративным натюрмортом. Назовите мне, пожалуйста, основные отличительные его черты.
Ответ детей: Цвет, форма, фактура.
Практическая часть.
А сейчас мы приступим с вами к практическому исполнению. Вам необходимо на основании тех знаний, которые мы сейчас освежили в памяти, выполнить натюрморт в цвете. Сегодня мы с вами выполним декоративный натюрморт при помощи гуаши. А также в технике исполнения декоративная живопись.
А как вы думаете, какими элементами мы можем передать декоративность натюрморта? Используем интересное исполнение, например: плоскостями.
Работу над предметами ведём по следующей схеме:
• Свет на предмете + касание с фоном
• Полутень на предмете
• Собственная тень на предмете
• Падающая тень от предмета на плоскость
• Рефлекс на предмете + касание с фоном.
Выбирая технику исполнения, не забывайте, что цветовые пятна с определённым оттенком накладываем по форме предметов:
• Если предмет напоминает форму шара, то по окружности, по форме овала.
• Если цилиндрическую (или коническую, то по вертикали (под углом)
Не забываем о решении пространственных задач – первый и второй планы.
Поисковые эскизы.
В конце урока анализ о проделанной работе.