Марина Тульская
План-конспект урока окружающего мира в 4 классе «Лес и человек»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №4
п. Чернянка Белгородской области»
Урок окружающего мира
на тему:
«Лес и человек»
Подготовила: Тульская М. В.
2019г.
Цели урока :
Публикация «План-конспект урока окружающего мира в 4 классе „Лес и человек“» размещена в разделах
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 4 класс
- Окружающий мир
- Окружающий мир, 4 класс
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2019
1) образовательные: сформировать у учащихся представление о роли леса в жизни человека и природы, познакомить с экологическими проблемами леса, которые возникли по вине человека, с охранной деятельностью человека, показать важность рационального использования и охраны лесов, сформулировать и обосновать правила поведения в лесу, познакомить с редкими растениями и животными леса.
2) воспитательные: воспитывать любовь, уважение, бережное отношение к природе, культуру поведения.
3) развивающие: развивать познавательный интерес, развивать умение работать с текстом, показать важность рационального использования и охраны лесов.
Формируемые УУД:
познавательные- устанавливать причинно-следственные связи между ролью леса в жизни человека и экологическими проблемами леса, которые возникли по вине человека, и зависимости между лесом и человеком, моделировать правила и выводы;
коммуникативные - с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
регулятивные- формулировать учебные задачи, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата,предвосхищать результат, оценивать качество и уровень освоения материала;
личностные- приобретать новые знания и умения.
Оборудование: презентация, индивидуальные карточки опроса, раздаточный материал в коробках для работы в группах, знаки экологической опасности, рамки для составления памяток.
Ход урока
1. Организационный этап.
Добрый день! Окружающий мир подобен книге, раскрытой каждому разумному человеку. Мы должны изучать её, бережно листая страницу за страницей. Сегодня мы откроем ещё одну страницу этой книги. А о чём она, вы догадаетесь, посмотрев видео и прослушав стихотворение.
(ВИДЕО «Осенний лес)
Учитель читает стихотворение
Нет ничего милее
Бродить и думать здесь.
Излечит, обогреет,
Накормит русский лес.
А будет жажда мучить-
То мне лесовичок
Средь зарослей колючих
Покажет родничок.
Нагнусь к нему напиться-
И видно всё со дна.
Течёт вода-водица,
Вкусна и холодна.
Нас ждут в лесу рябина,
Орехи и цветы,
Душистая малина
На кустиках густых.
Ищу грибов поляну
Я, не жалея ног,
А если и устану-
Присяду на пенёк.
Лес очень любит пеших,
Для них совсем он свой.
Здесь где-то бродит леший
С зелёной бородой.
Жизнь кажется иною,
И сердце не болит,
Когда над головою,
Как вечность лес шумит.
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
- Вы догадались, о чём будем говорить на уроке?
-О лесе!
На доску крепится
ЛЕС
- Что вы знаете о лесе? Давайте проверим ваши знания, соединяя стрелками вопросы и ответы!
А оценивать себя вы будете сами в листе самооценки.
Найдите правильный ответ к вопросу и соедините стрелкой.
ПРОВЕРКА на слайде.
Оцените свою работу.
3. Актуализация знаний.
3. Я думаю, вы хорошо справились со своей работой.
- Изучая тему «ЛЕС», какие вопросы мы уже рассмотрели?
- Как вы думаете, в достаточной ли мере мы изучили эту тему?
-Кто может повлиять на жизнь леса, на состояние леса?
ЧЕЛОВЕК значит, вторая часть темы
ЧЕЛОВЕК
- креплю на доску.
ЛЕС ВАЖЕН ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА? или! Или.
– креплю на доску.
На этот вопрос нам предстоит ответить в конце урока.
А работать вы будете в группах.
-Не забывайте правила работы в группах.
Давайте составим кластер «Роль леса»
НА доске
-Как же заполнить? С чего начать? Я предлагаю вам воспользоваться подсказками.
-В коробках находятся предметы, которые вам помогут.
- Найдите ответ, прикрепите.
– Чем является лес для человека?
1 группа - Лес – это аптека
– Почему лес-аптека? (В лесу много лекарственных растений. Свежий воздух тоже лечит.)
2 группа - Лес – это источник топлива
А как лес может обогреть человека? (Человек дровами обогревает дом. А дрова – это деревья, которые росли в лесу.)
3 группа - Лес – источник древесины
– Посмотрите вокруг, какие вещи из дерева вы видите?
4 группа – Лес –источник строительного материала
Кластер «Роль леса»
аптека
строительный материал
?
источник топлива
ЛЕС?
источник древесины
? ?
- Но у нас не все ячейки заполнены… Где мы ещё можем найти информацию?
_ В учебнике.
-Прочитайте материал в учебнике на стр. 103-104.
-Заполните остальные ячейки.
место отдыха
дом для растений, животных, грибов
защитник воздуха
источник чистой воды
ИТОГ: ЛЕС ВАЖЕН ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА?
-Оцените свою работу на этом этапе.
4. ФИЗМИНУТКА - (ВИДЕО + мой рассказ)
Играет спокойная музыка, движения показывает учитель, учащиеся повторяют.
– Маленькому семени зимой в почве было холодно, оно сжималось, чтоб согреться (дети сидят за партами, мышечное напряжение, глаза зажмурены).
– Весной солнечные лучи согрели землю, и семя отогрелось, расправило свои плечи (расслабление мышц).
– Ему так стало интересно, что там, наверху, что оно потихоньку стало расти. У него появились корешки (дети встают на ноги, открывают глаза) и первые листочки (поднимают руки над головой, полусогнуты в локтях).
– Солнышко так согрело росток, появившийся из семени, что он решил стать высоким- высоким, чтоб помахать солнцу своими листьями (дети вытягиваются вверх, поднимаются на цыпочки, машут кистями рук).
– И вот однажды на ростке расцвёл цветок, он улыбнулся солнышку и другим цветкам (дети улыбаются учителю и друг другу, поворачиваясь из стороны в сторону).
– А потом наступила осень и на месте цветка образовались семена, которые растение сбросило в почву (движения руками, будто стряхивают воду, направлены на снятие накопившегося мышечного напряжения).
Вот так целый год росло растение.
5. Первичное усвоение новых знаний.
Вот как много даёт человеку лес!
-А всегда ли человек справедлив по отношению к лесу?
Вы ответите на этот вопрос, посмотрев видео.
ВИДЕО – экологические проблемы леса.
После просмотра__ Как же вы ответите на этот вопрос?
-Часто очень не справедлив!
-Мир – это неразрывное единство природы и человека. В результате деятельности человека на земле возникли экологические проблемы.
-А вы знаете, что такое ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ проблема?
- Дайте определение слову ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ проблема (это опасное изменение в окружающей среде под влиянием человека)
6. Первичная проверка понимания
А теперь давайте уточним, какие экологические проблемы бывают в лесу?
_ Задания для групп: прочитать рассказ или стихотворение, обсудить в группе и назвать проблему.
Работают в группах, озвучивают проблему.
1 группа
Рассказ Сухомлинского “Стыдно перед соловушкой”.
Оля и Лида, маленькие девочки, пошли в лес. Утомлённые дорогой, сели отдохнуть и пообедать. Вынули из сумки хлеб, масло, яйца. Когда уже девочки закончили обедать, недалеко от них запел соловей. Очарованные прекрасным пением, Оля и Лида сидели, боясь пошевелиться. Соловей перестал петь. Оля собрала остатки своей еды и обрывки бумаги и бросила под куст. Лида же завернула в газету яичную скорлупу и хлебные крошки и положила кулёк в сумку.
– Зачем ты берёшь с собой мусор?– сказала Оля. Брось под куст. Ведь мы в лесу, никто же не увидит!
– Стыдно перед соловушкой,– тихо ответила Лида.
Проблема – загрязнение лесов.
– Чьё поведение в лесу вы считаете правильным?
– Если все будут поступать как Оля, то лес превратится в свалку. Вы знаете, что пластмассовые и стеклянные предметы не гниют даже в земле. Если пищевые отходы и бумагу можно закопать в лесу, то консервные банки, стеклянные и пластиковые бутылки ни в коем случае нельзя оставлять в лесу. А об осколки разбитых бутылок могут пораниться животные.
2 группа
Стихотворение Н. Некрасова и подумайте, о какой экологической проблеме идет речь:
Плакала Саша, как лес вырубали,
Ей и теперь его жалко до слез.
Сколько тут было кудрявых берез!
Там из-за старой нахмуренной ели
Красные гроздья калины глядели.
Там поднимался дубок молодой,
Птицы царили в вершине лесной,
Понизу всякие звери таились.
Вдруг мужики с топорами явились.
Лес зазвенел, застонал, затрещал.
Заяц послушал – и вон убежал.
– О какой экологической проблеме идет речь в стихотворении?
Проблема – вырубка лесов.
– Людям казалось, что лесов так много, что их невозможно вырубить. Теперь стало ясно: леса в опасности! Это понимала и девочка Саша из стихотворения Некрасова, ей было жаль птиц и зверей, оставшихся без дома.
– Какое чувство у вас вызывает эта проблема?
3 группа
Стихотворение «Береги природу!».
Ты видел, в лебедей стреляли?
Ты видел, как они упали?
Скажи, а если б птицы знали
И если б только понимали,
Что их полет прощальный будет,
Их на заре подстрелят люди,
Скажи, они бы не летали?
Проблема – браконьерство- незаконная охота на животных и птиц.
– Человек издавна убивал животных, добывая себе пищу, но это было необходимо для выживания людей, и они убивали не больше, чем могли съесть. Сейчас же неумеренная охота привела к полному или почти полному истреблению некоторых видов животных. В настоящее время на лесных животных ограничена, а браконьерство наказывается по закону. Многие виды редких животных взяты под охрану, а растения и животные, занесённые в Красную книгу, находятся под особой охраной.
4 группа
В. Шефнер “Лесной пожар”
Забывчивый охотник на привале
Не заметал, не растоптал костра.
Он в лес ушёл, а ветки догорали
И нехотя чадили до утра…
А утром ветер разогнал туманы,
И ожил потухающий костёр.
И, сыпля искры посреди поляны,
Багровые лохмотья распростёр.
Он всю траву с цветами вместе выжег,
Кусты спалил, в зелёный лес пошёл.
Как вспугнутая стая белок рыжих,
Он заметался со ствола на ствол.
И лес гудел от огненной метели,
С морозным треском падали стволы,
И, как снежинки, искры с них летели
Над серыми сугробами золы.
Проблема – лесные пожары.
– Какой поступок человека стал грозной бедой для леса?
Найдите знаки экологических нарушений и составьте кластер «Влияние человека на лес»
ЧЕЛОВЕК
ОЦЕНИТЕ СВОЮ РАБОТУ
Слайд – видео «Лесные пожары»
Да, ребята, это очень серьёзные проблемы! Об одной из них писал и говорил весь мир – это лесные пожары в нашей стране, в Сибири. Они представляют собой неконтролируемое горение лесных насаждений и относятся к стихийным бедствиям.
Тревожные слова о лесных пожарах долетают на Землю с каждого космического корабля. Космонавты часто видят внизу на зелёном бархате леса страшные чёрные пятна дыма. То, что на космической фотографии выглядит невинными чёрными
пятнами, на самом деле – ад кромешный. Ревёт, бушует огненная стихия, падают столетние деревья, мечутся в дыму, обезумев от страха звери и птицы.
Людская беспечность – вот главная причина беды. Брошенная горящая спичка, незатушеный костёр, осколок стекла, брошенный на солнечном месте- всё это может стать причиной лесного пожара.
Лесные пожары в Сибири — начались в июле 2019 года в труднодоступных районах Красноярского края, Иркутской области, Бурятии, Забайкалья и Якутии. К концу месяца их общая площадь составила более 3 млн га.
Потушили пожар – это хорошо. Плохо только, что теперь здесь на много-много лет останется мёртвая гарь. Нескоро ещё на месте пожарища зазеленеют первые деревца. Это большой ущерб природе. Будьте всегда осторожны с огнём!
Жизнь людей зависит от состояния природы. На земле возникают проблемы, которые надо решать. Для этого созданы различные международные организации, служащие делу охраны природы. Это ГРИНПИС и ВСЕМИРНЫЙ ФОНД ДИКОЙ ПРИРОДЫ
СЛАЙД
-Это всё в больших масштабах.
А что мы с вами можем сделать для решения этих проблем?
-Предложите свои варианты.
-Обсудите в группе именно по своей проблеме!
- Обсуждают в группах и один человек от группы отвечает.
- Какая у вас проблема? (Вырубка лесов)
Давайте превратим этот знак в запрещающий. (КРАСНЫЙ МАРКЕР)
З А Ч Е Р К Н У Т Ь
Это делать нельзя! А какие варианты решения вашей проблемы?
1. Надо сажать деревья….
2. Посадка деревьев после рождения ребёнка…
3. Учителя на субботнике сажали дубки, значит скоро в нашем крае вырастут ДУБРАВЫ.
4. Знаете ли вы, что Чернянский район называют краем реликтовых сосен и липовых аллей?
СЛАЙД
Древние реликтовые сосны это вид деревьев, сохранившийся с ледникового периода и занесённый в красную книгу. Они расположились на меловой горе у реки Оскол.
СЛАЙД
Липовая аллея в хуторе Коммуна является достопримечательностью Чернянского района. Она расположена на территории бывшей барской усадьбы княгини Касаткиной – Ростовской. Усадьба не сохранилась до наших дней, а 40 лип, высаженных в 19 веке – единственное о ней напоминание.
Недалеко от нашей школы, вдоль дороги, вырубили заросшую посадку. Там рос американский клён. …. А теперь здесь растут липы.
7. Первичное закрепление.
ЛЕС ВАЖЕН ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА?
-Нам нужно сохранить для потомков наши леса? Конечно, каждый из нас должен задуматься, какими увидят леса наши потомки через век, через тысячелетие, и сможет ли лес дать им то, что даёт нам сейчас!
- А давайте составим правила поведения в лесу!
(Вы можете пользоваться материалом учебника стр. 106)
- А в конце напишите свой призыв к людям!
ЗАПОЛНЯЮТ памятки.
- А что мы дальше будем делать с этими памятками?
А мы их размножим и будем раздавать в школе и на улице.
Оцените работу на этом этапе.
- Природа мудра. Она научилась восстанавливаться, даже если кто-то нарушил эти «правила». А на восстановление нарушенной экосистемы уходят годы, иногда – столетия! Так давайте же будем вежливы с природой и будем соблюдать правила поведения в лесу!
-Лес важен для человека?
-Соберите пословицы.
Лес- наше богатство!
Много леса – не губи!
Мало леса – береги!
Нет леса – береги!
Меняем знак!
ЛЕС ВАЖЕН ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА!
8. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
Составить свои памятки
9. Рефлексия (подведение итогов занятия)
Закончи фразу
1. Сегодня на уроке я узнал…
2. Мне было интересно….
3. Я хочу узнать подробнее о ….
4. Теперь я буду….