Софья Лебедева
План-конспект занятия «Береги край, где живёшь»
▼ Скачать + Заказать документы
КЕДР
Шапкою крона
Ствол шершавый кремнист
Как таежный охотник
Он могуч и плечист
Корни жилы навечно
В берег речки вросли.
Что за буйная, слава у сибирской земли.
НА САМОТЛОРЕ
Всех главнее из озер в нашем крае Самотлор.
Тут повсюду буровые - на воде по берегам.
Ночью звезды огневые светят с них буровикам.
В глубь земли идут долота, день и ночь кипит работа
В трубы длинные стальные реки льются нефтяные.
Выйдут из тайги олени и замрут от удивленья.
Всех богаче из озер в нашем крае Самотлор.
Программное содержание:
Публикация «План-конспект занятия „Береги край, где живёшь“» размещена в разделах
Продолжать знакомить детей с ханты-мансийским национальным округом, его фольклором, творчеством писателей, природой.
Развивать находчивость, мышление детей в умении задавать вопросы и отвечать на них.
Упражнять в подборе прилагательных и наречий.
Прививать любовь к родному краю, бережное отношение к природе.
Ход ЗАНЯТИЯ.
Звучит Хантыйская народная мелодия.
Дети входят, садятся.
Ведущая: Ребята, кто скажет, как называется наша Родина?
Наша Родина велика и могуча. Разнообразна природа нашей Родины. Народы разных национальностей проживают в ней.
Какие народы проживают в нашем крае?
Сейчас я вам прочту стихотворение поэта Микуля Ивановича Шульгина.
Внимательно послушайте и скажите, о чем пишет поэт в стихотворении?
Можно надо мной по-улыбаться,
Что мол, каждый славит край родной
Я не перестану восторгаться,
Воспевать любимый север мой
Трудимся без устали и лени.
Знаете на небе сколько звезд?
Не хвалюсь я: столько вот оленей
Вырастил один лишь наш колхоз.
И живем, как никогда не жили.
Слышу не удары топора,
А поют в лесу электропилы,
Возят лес стальные трактора
Паровоз - к нему уже привыкли,
Самолет - летали и давно!
Стало электричество обычным!
Радио, газеты и кино.
Пастухи на нартах возят рации,
Знаю, каждый славит край родной.
Но не перестану восторгаться,
Воспевать любимых север мой!
Дети: Это стихотворение о нашем крае, о нашем округе.
Ведущая: Как называется наш округ?
Почему он так называется?
Дети: Потому что в нашем округе живут ханты и манси.
Ведущая: Чем славится наш северный край?
Дети: наш край богат нефтью, газом, лесом, пушниной, рыбой.
Ведущая: Правильно дети, в этом стихотворении, которое я вам прочитала, поэт прославляет наш край, людей севера. И стихотворение он так и назвал “Любимый Север”. И другие поэты, и писатели Севера с любовью пишут стихи, сказы о своем крае, его людях, обычаях. Они выражают в своих, произведениях чувство любви к родному краю, к северной природе, призывают бережно относиться, к природе.
Мы предлагаем вам путешествие в мир сказов писательницы Анисимковой Тасиньи,Сегодня я расскажу вам сказ “Гнев тайги”.
В давние времена в нашем крае столько водилось всякой птицы, что шум да свист стоял от ее крыльев. И зверя всякого было полным-полно. Люди тоже жили привольно. Да только люди, когда живут в достатке, не замечают, что все, что дано природой, беречь надо. Ай-ай, что делаете? Зачем птицу зря губите? - говорили старые люди парням, которые для потехи стреляли серых уток. Подраненная утка, чуть взлетев, падала на озерную зыбь. Осиротевшие утята, громко крича, прятались в зарослях камыша и осоки, а озорник шел дальше.
Богата тайга, шибко богата! Ну, зачем бьют зверей, птиц?
Если не надо?
Увидела, лежит олень. Олень пытается встать.
0й, олень подраненный! Хочет встать и не может подняться. От боли закинул на спину тяжелую голову с большими рогами.
Олень: Добрый человек, помоги мне встать на ноги и тогда он; - понесут меня как ветер. Олень встает, вздыхает.
Олень: Спасибо тебе, добрый человек. Если трудно будет тебе, ищи меня, помогу.
/Олень уходит из зала/
Тасинья /снимая зверей с декорации/ : Шло время, озорники не слушали стариков и били не жалеючи зверя. А однажды проснулись люди - вокруг не ветерка, ни свиста, ни взлета птиц, ни шороха зверей. Люди вышли из чумов. Светило солнце. Они стояли и смотрели друг на друга, не зная, что сказать. Озера и болота вымерли. Не стало уток. В лесах потерялся зверь. Стал одолевать голод. Большая беда пришла в тайгу. И тут стали люди спрашивать стариков, куда делись звери и птицы. Они отвечали: “Это великий Гнев Тайги. Тайга рассердилась”. Что же делать? Как помочь людям. Не поможет ли нам олень?
Олень: Не меня ли ты ищешь? Проси, что тебе надо, только быстрее. Я помогу тебе.
Тасинья: Вижу я, что ты торопишься. Помоги добрый зверь нашим людям. Страшный голод пришел в наш край.
/Олень молчит/
Олень: Это Гнев Тайги. Он наказал всех, кто не берег добро ее.
Тасинья: Горе, горе!
Олень: Всех зверей, птиц спрятал Гнев Тайги от человека.
Тасинья: Веди, добрый олень к Гневу Тайги. Хочу его видеть!
Олень: Да знаешь ли ты как далеко живет Гнев? Никто еще не бывал у него и не видел его.
Тасинья: Веди, /запрягает, бегут/
Олень: Здесь живет Гнев Тайги /показывает/
Тасинья: Гнев Тайги, где ты? 0тзовиеь! /встает кукловод с Кикиморой/
Гнев Тайги /Отвечает как эхо низким голосом/ : Где ты?
Гнев Тайги: Зачем ты пришла в мое царство?
Тасинья: Я пришла к Гневу Тайги спросить - 3ачем он упрятал все живое от людей? За что он так сердит на людей?
Гнев Тайги: Искать долго не надо. Я - Гнев Тайги. Я и доброта, я и гнев.
Когда люди разоряют лесное царство - уходит доброта, прячется, остаются гнев и голод. Когда люди добры - плачу я им щедро грибами, ягодами, шишками, лесными зверями и птицами. В такую пору сама дружу с человеком, помогаю ему.
Тасинья: Не прав ты! Не все виноваты в тайге, а ты наказал всех!
Гнев Тайги: А кто в тайге не грешен? Все разоряют тайгу!
Тасинья: Нет, не все!
Гнев Тайги: Нет, все! Ладно, сейчас мы посмотрим, виновата ли ты?
Попробуй-ка из пчелиного роя взять пригоршню меда. Если возьмешь - твоя правда! Помогу тебе. Если нет - разговаривать с тобой не о чем.
/Танец пчёлок. Пчелка-ведущая дает ложку. Тасинья берет мёд, пробует/
Гнев Тайги: Твоя, правда, Тасинья, виноват перед тобой я. Я верну людям богатство тайги, если они, будут бережно относиться к зверям и птицам.
Тасинья: Э-ге-ге! Где ты, быстроногий олень?
/Вбегает олень с оленятами. Увозят Тасинью. Оленята танцуют танец. По пути Тасинья, развешивает зверей, птиц на декорацию/
Тасинья: Теперь надо людям помнить всегда о Гневе Тайги и беречь лесные богатства. И вы ребята всегда берегите богатство тайги.
/Тасинья прощается, уходит/
Ведущая: А сейчас я с вами поиграю в игру “Скажи какой”.
Вопросы:
1. Как человек должен относиться к тайге?
2. Какая тайга?
3. Каким должен быть человек? /до6рый, справедливый, аккуратный/
4. Как вы будете беречь природу когда, будете взрослыми?
Ведущая: А теперь, дети, вы можете задавать вопросы.
Дети читают стихи
Ю. И. Шульгин.
АВКА
Авка, Авка, оленёнок
Милый мой, иди сюда
Будешь мыться, как ребёнок,
Есть горячая вода.
Я сама тебя помою,
Чтоб не зяб ты на ветру.
Спинку мокрую укрою,
Рукавицей разотру.
В тундре много спелых ягод,
Только я их не брала,
Для тебя, мой Авка, ягель
Я из тундры принесла.
Вырастай быстрей, мой милый
Мчись как ветер по снегам,
Будешь сильный и счастливый,
Будешь сильный и красивый
У тебя, мой Авка милый,
Скоро вырастут рога.