Екатерина Епифанцева
План-конспект познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в подготовительной группе «Воздух вокруг нас»
▼ Скачать + Заказать документы
План-конспект познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в подготовительной к школе группе.
Тема:»Воздух вокруг нас»
Виды детской деятельности : коммуникативная, познавательно-исследовательская, игровая, восприятие художественной литературы,двигательная, продуктивная.
Публикация «План-конспект познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в подготовительной группе „Воздух вокруг нас“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2014
Задачи: закрепление представлений о воздухе и его свойствах. Формирование представлений о значении воздуха для практических целей человека, развитие исследовательских способностей, любознательности, наблюдательности, совершенствование работы с бумагой, расширение словарного запаса детей.
Методы и приемы:
* практические: опыты с воздухом и водой, бумагой и камнем, с воздушным шариком, конструирование из бумаги
* наглядные: рассматривание иллюстраций, наблюдение за опытами, проводимые воспитателем
* словесные: загадывание загадок, словесная игра
Материалы и оборудование: стакан, вода в аквариуме, камушек, бумага, игрушечная ветреная мельница, картинки (корабль под надутыми парусами, ветреная мельница, самолет, птицы, воздушные шарики и листы по количеству детей, мыльные пузыри.
Формы организации совместной деятельности
Детская деятельность Формы и методы организации
Познавательно-исследовательская Наблюдение за опытом со стаканом и аквариумом с водой. Эксперементирование с листом бумаги и камнем, воздушными шариками.
Цель: развивать наблюдательность, видеть изменения, сравнивать и обобщать.
Коммуникативная Словесная игра «Скажи наоборот».
Отгадывание загадок о воздухе и ветре.
Беседа о значении воздуха в жизни человека. Объяснение, откуда появляется ветер.
Двигательная Физкультминутка «Деревья в лесу»
Цель: развивать координацию движений, снятие напряжения, утомления.
Дыхательная гимнастика «Подуем на плечо»
Цель: снятие утомления, напряжения, восстановление дыхания.
Чтение художественной литературы Отгадывание загадок о воздухе и ветре. Чтение стихотворения Н. А. Рыжова «Ветер – это чудеса»
Игровая Игры с воздухом : надувание воздушных шаров, пускание мыльных пузырей.
Цели: формировать умения давать причинно-следственные объяснения своим опытам, проявлять любознательность, интерес к эксперементированию.
Продуктивная Мастерская по изготовлению предметов детского творчества: конструирование из бумаги «Самолетик».
Цели: продолжать совершенствовать приемы складывания из бумаги, развивать самостоятельность, творчество.
Логика образовательной деятельности
№ Деятельность воспитателя Деятельность воспитанников Ожидаемые результаты
1. Воспитатель загадывает загадку о воздухе : «Через нос проходит в грудь и обратно держит путь. Он невидимый и все же без него мы жить не можем» Дети заинтересованно слушают и отгадывают загадку. Дети отгадали загадку.
2. Воспитатель предлагает понаблюдать за опытом со стаканом и аквариумом с водой, попутно задавая вопросы детям:
1. Как показать, что в стакане есть воздух?
2. Как следует опускать стакан в воду?
3. Если в стакане ничего нет, что же тогда не пускает водичку? Дети наблюдают, отвечают на вопросы воспитателя, сравнивают, делают выводы. Дети пришли к выводу, что стакан не пустой, в нем есть воздух.
3. Воспитатель загадывает загадку о ветре: «Носится, свищет, мечется, рыщет. Где пробежит – листик дрожит, где пронесется – дерево гнется». Рассказывает детям о возникновении ветра и как это связано с воздухом. Дети отгадывают загадку. Слушают воспитателя, принимают активное участие в беседе, задают вопросы. Дети отгадали загадку. Получили новые знания, сделали вывод, что ветер – это движение воздуха.
4. Воспитатель проводит физкультминутку «Деревья в лесу»
Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Руки нагнули, кисти встряхнули – ветер сбивает росу. В стороны руки, плавно помашем – это к нам птицы летят. Как они сядут, тоже покажем, крылья сложили назад. Дети выполняют движения в соответствии с текстом. Дети сняли напряжение, утомляемость.
5. Воспитатель показывает картинки (корабль, ветреная мельница, самолет, птица) и рассказывает детям о значении воздуха для практических целей человека. Дети рассматривают картинки, слушают, воспитателя, задают вопросы. Дети делают выводы, что жизнь человека без воздуха невозможна.
6. Воспитатель предлагает детям поиграть: надуть мыльные пузыри. После игры спрашивает, как они появляются и почему летают. Дети играют с мыльными пузырями. Отвечают на вопросы воспитателя. Созданы условия для вовлечения в исследовательскую деятельность. Дети приходят к выводу, что пузыри надуваются теплым воздухом, поэтому поднимаются вверх.
7. Воспитатель предлагает понаблюдать за опытом с камушком и листом бумаги, попутно задавая вопросы. (Одновременно бросить камень и лист бумаги. Что быстрее упадет) Дети наблюдают, размышляют, делают предположения и выводы. Дети пришли к выводу, что каждый предмет встречает сопротивление в виде воздуха.
8. Воспитатель предлагает провести дыхательную гимнастику «Подуем на плечо» :
Подуем на плечо мы,
Подуем на другое,
Нам солнце горячо
Пекло дневной порою.
Подуем и на грудь мы,
И грудь свою остудим.
Подуем мы на облака,
И остановимся пока.
Потом повторим
Все опять - раз, два, три,
Четыре, пять.
Дети выполняют дыхательную гимнастику в соотвествии с текстом. Дети сняли напряжение, усталость.
9. Воспитатель предлагает детям поиграть с воздушными шариками : надуть его, а потом направить струю воздуха на себя; надуть и отпустить его. Спрашивает детей, что происходит с шарами. Дети играют с воздушными шарами, отвечают на вопросы воспитателя, делают предположения и выводы. Созданы условия для вовлечения в исследовательскую деятельность. Дети приходят к выводу, что внутри шара находится теплый воздух, поэтому он поднимается вверх.
10. Воспитатель предлагает словесную игру «Скажи наоборот» :
Воздух теплый – холодный
Ветер сильный – слабый
Ветер медленный – быстрый
Ветер порывистый – спокойный
Воздух свежий – душный
Ветер южный – северный
Воздух сухой – влажный.
Дети подбирают слова противоположные по смыслу. Дети закрепили знания о словах антонимах.
11. Игра малой подвижности «Сели – встали». По окончании игры воспитатель спрашивает: везде ли воздух одинаков? Дети выполняют условия игры, сравнивают, делают выводы. Дети сняли напряжение, утомляемость, получили положительный эмоциональный настрой. Пришли к выводу, что внизу воздух прохладнее, вверху – теплее.
12. Воспитатель предлагает детям сконструировать из бумаги «самолетики» и запустить их. Дети конструируют из бумаги. Дети выполнили констуирование.