Анастасия Вишнинская
План-конспект по социально-коммуникативному развитию в старшей группе «Дерево дружбы»
Тема: Основным замыслом НОД является формирование коммуникативных навыков. Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» стоит на первом месте во всех примерных дошкольных образовательных программах, в нашем случае «От рождения до школы».
Цель: Развитие коммуникативных способностей ребенка. «Диагностика развития общения со сверстниками» (Орлова И. А., Холмогорова В. М)
Публикация «План-конспект по социально-коммуникативному развитию в старшей группе „Дерево дружбы“» размещена в разделах
- Дерево дружбы
- Дружба. Конспекты занятий о дружбе
- Дружба. Учимся дружить
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2021
Введение ФГОС дошкольного образования определяет характер взаимодействия взрослых и детей как - личностно-развивающий и гуманистический. Предполагающий уважение к ребенку, создание доброжелательной атмосферы сотрудничества детей в группе, ориентация детей на общечеловеческие ценности. ФГОС дошкольного образования неоднократно указывает на позитивную социализацию ребенка, развитие положительного самоощущения и формирование позитивного отношения к деятельности человека, к окружающей среде.
— вступает в общение, поддерживает и завершает общение;
— умеет общаться в паре, группе, в коллективе;
— проявляет инициативу при взаимодействии с окружающими людьми. Цель: обобщить и расширить знания детей о дружбе.
Задачи 1. Образовательные:
• обогащать лексику дошкольников (дружба, чуткость, взаимопонимание, сопереживание);
• закрепить знание пословиц о дружбе;
• учить понимать и оценивать чувства и поступки других людей, объяснять свои суждения;
2. Развивающие :
• развивать доброжелательные отношения, умение различать и называть эмоциональные состояния людей; совершенствовать культуру речи;
• развивать выразительность движений, умение участвовать в совместной игре, вести короткие диалоги в ситуации творческого и игрового общения.
• 3. Воспитательные: закладывать нравственные основы личности в процессе формирования представлений о дружбе,
• воспитывать культуру общения, дружеские взаимоотношения, желание поддерживать друзей, заботиться о них;
• побуждать дошкольников к добрым поступкам, дать возможность проявить взаимопомощь.
1. Формирование представлений детей о различных чувствах, эмоциях людей.
2. Развитие умений распознавать, изучать, вызывать, понимать различные эмоции и чувства людей, выраженных вербальными и невербальными средствами.
3. Формирование уважительного отношения к праву человека выразить собственные эмоции.
4. Формирование у детей опыта саморегуляции эмоций и чувств в процессе имитационной деятельности (в ситуации).
Оборудование:
В работе использовались ИКТ технологии.
Дерево дружбы, звуковое письмо, песня о дружбе, сюжетные картинки, разрезные картинки, заготовки для продуктивной деятельности.
Логика организации НОД
Ход НОД.
1. 1. Организационный момент, мотивация.
- Ребята, вы слышите, к нам пришло звуковое письмо. Давайте его послушаем.
( Звучит песенка: «Дружба крепкая не сломается, не расклеится от дождей и вьюг…»
Песенка прерывается телефонным звонком. Дети и воспитатель слышат из телефонной трубки: «Кто людям помогает, тот тратит время зря, хорошими делами прославиться нельзя. Поссорю вас, ребята, и буду я права! Ля –ля – ля, ля – ля – ля!»
- Ребята, что же делать? Нельзя допустить, чтобы Шапокляк нас поссорила. Мы покажем ей, что умеем дружить.
2. Основная часть.
-Ребята, вы знаете очень много детей в своём дворе и в детском саду. А всех ли можно назвать друзьями? Почему?
- А кто знает, чем отличается знакомый от друга? А как ты думаешь? Какое твоё мнение? (Друзья стараются помогать друг другу, не жадничать, уступать, чтобы не поссориться, быть вежливыми, честными и внимательными, не злиться, если поссорились, не бояться просить прощения у друга.)
-Ребята, а только люди могут быть нам друзьями? А кто еще? (Собака, кошка и т. д.)
Приведите примеры из книг о дружбе человека и животного. Вспомните сказочных персонажей. (Ответы детей.) Это сказочные друзья человека.
-А дома у вас есть настоящие друзья-животные? (Ответы детей).
- Ребята, а можно подружиться с окружающей природой: с деревьями, травами, цветами? Что нужно делать для того, чтобы они стали нашими друзьями? (ухаживать за ними, поливать, рыхлить).
-Получается, что можно дружить со всеми, лишь бы ты сам был хорошим другом и умел ценит настоящую дружбу.
- Ребята, сегодня я проходила мимо экологического уголка и увидела грустное одинокое дерево. Мне стало его очень жалко, и я принесла его к нам в группу. Оно не цветет. Ребята, а вы хотите, чтобы дерево расцвело? Как вы думаете, что для этого нужно сделать? (Рыхлить, поливать)
- Правильно. Мы постараемся стать друзьями этого дерева, но для этого нам предстоит разгадать секреты дружбы, и каждый разгаданный секрет подарит дереву красивый цветок.
-Готовы? Хотите узнать первый дружбы секрет?
Тогда слушайте песенки детской куплет.
1. 1. Первый секрет дружбы.
(Звучит песня «От улыбки»)
- Скажите мне, пожалуйста, так с чего же начинается дружба? Правильно, с улыбки. Посмотрите как быстро, легко и просто вы разгадали первый секрет.
- Скажите, а с каким человеком приятнее общаться: с тем, который хмурый, злой или с тем, который улыбается? Правильно. Поэтому давайте улыбнемся друг другу и улыбнемся нашему дереву. Ведь мы хотим быть друзьями! У вас такие замечательные, солнечные улыбки, что, глядя на них, ярче становится день и на душе теплеет. Дополните строчку: «С голубого ручейка начинается река, ну, а дружба …» (дополняют)
- Итак, вы разгадали первый секрет. Как называется этот секрет? Правильно.
-А вот и первый цветок, посмотрите, какой он красивый. Давайте подарим его нашему дереву (вешаем цветок на дерево).
1. 2. Второй секрет дружбы.
- Хотите отгадать второй секрет дружбы? Тогда давайте вспомним пословицы о дружбе.
-Нет друга - ищи, а нашел - береги.
-Друзья познаются в беде.
-Крепкую дружбу и топором не разрубишь.
Чтобы следующий секрет узнать
Предлагаю рассуждать.
На картинки посмотрите,
Что увидите, скажите.
Давайте поиграем в игру «Живые картинки».
-А почему вы так решили? (Правильно, друзья должны помогать друг другу.)
- А как вы помогаете друг другу? (ответы детей)
Вот и еще один секрет дружбы разгадан. Как назовем этот секрет? Помощь. Давайте подарим ещё один цветок нашему дереву.
Игра «Живые картинки» (нужно посмотреть на картинку и увидеть, о чём она нам рассказывает)
- Посмотрите на картинку и подумайте, могут ли эти дети быть друзьями?
1. 3. Третий секрет дружбы.
- Хотите узнать третий секрет дружбы? Тогда для вас ещё одно задание.
- Посмотрите, у меня есть две разрезные картинки. Разделитесь на команды, каждая команда должна собрать свою картинку. А я посмотрю, как дружно вы можете трудиться.
(Предлагаются разрезные картинки кошки и собаки.)
-Молодцы. Вы здорово потрудились. Кто изображен на ваших картинках?
-Ребята, а вы слышали выражение: «Живут как кошка с собакой»? Как вы понимаете эти слова? (Значит постоянно ссорятся, ругаются.)
- Скажите, а ссоры, постоянные оскорбления, ругань имеют что – то общее со словом «дружба»?
- А как по-вашему должны жить друзья? Действительно, друзья должны жить дружно, а по-другому можно сказать мирно!
Вот и еще один секрет дружбы вы разгадали. Как назовем этот секрет? Мир. И еще один цветок появляется у нашего дерева.
1. 4. Четвертый секрет дружбы.
- А теперь присаживайтесь на стульчики. Для вас ребята разыграют небольшую сценку.
(На стульчике сидит Максим. Грустит, подперев голову руками. Появляется Семен.)
Семё н: Привет! Как у тебя дела?
Максим: Отстань! Не тронь! Иди своей дорогой!
Хотел Семен уйти, обидеться и отойти, но посмотрел на Максима, подумал и снова вернулся. И вдруг пожалел его и молча протянул ему руку.
Максим: Прости, Семен, меня за грубость!
Семен: Я не сержусь на тебя!
- Ребята, можно этих мальчиков назвать настоящими друзьями? Почему?
Воспитатель: Запомните, дети, если у друга беда, с печалью и злостью поможет вам справиться только одна (доброта).
– Молодцы. Так каким надо быть по отношению к другу? - Добрым. Вот и еще один секрет дружбы вы разгадали. Как назовете этот секрет? Доброта. Не зря пословица гласит: «Доброе слово лечит, а злое убивает». И еще один цветок расцвёл на нашем дереве.
– Скажите, ребята, а у друга может быть плохое настроение? Конечно, иногда и у друга бывает плохое настроение. Давайте вспомним нашу игру про настроение.
Физминутка «Настроение»
Настроение упало,
Дело валится из рук…
Но ещё не всё пропало,
Если есть хороший друг.
С делом справимся вдвоём,
С облегчением вздохнём –
Настроение поднимем
И от пыли отряхнём! Стоят лицом друг к другу, руки вверх.
“Бросают” вниз руки…
Грозят указательным пальчиком.
Хлопают в ладоши.
Берутся за руки.
Вздыхают.
Поднимают сцепленные руки вверх.
“Отряхиваются” от пыли, улыбаются друг другу.
1. 5. Пятый секрет дружбы.
Вы разгадали 4 секрета дружбы. Но есть еще один секрет.
Присядьте тихонько на ваши стульчики
И приготовьтесь вновь рассуждать!
В одном детском саду дружили две девочки Катя и Маша. Очень дружили и всегда говорили друг другу только правду. Но вот однажды, Маша нечаянно сломала Катину куклу.
-Кто сломал мою куклу? – расплакалась Катя.
-Не знаю, - сказала Маша. – Наверное, это Максим.
А надо сказать, что мальчик по имени Максим часто ломал игрушки других детей.
-Зачем ты сломал мою куклу? – спросила Катя у Максима.
-Я не ломал. Это сделала Маша, я видел.
-Не может быть! – воскликнула Катя. – Маша - моя лучшая подруга, а друзья никогда не обманывают друг друга.
Подошла Катя к Маше и спросила (Как вы думаете, о чем спросила Катя свою подругу).
-Зачем ты обманула меня Маша?
-Я испугалась, что ты перестанешь со мной дружить, если узнаешь, что это я сломала твою куклу.
-Не делай так больше Маша! – сказала Катя. – Друзья должны быть честными друг с другом!
- Вот такая история. Скажите мне, пожалуйста, о каком важном секрете дружбы вы узнали из этой истории? Как вы думаете, Катя и Маша останутся друзьями? Конечно, Катя простит Машу. Но знаете ребята, за одним обманом, может последовать другой, третий… А вы захотели бы дружить с человеком, который постоянно вас обманывает? Конечно, обман может разрушить дружбу. Поэтому, какими должны быть друзья по отношению друг к другу. Честными.
Молодцы! Вы разгадали еще один секрет дружбы. Как назовем этот секрет? Честность.
А вот и еще один цветок. Повесим его на дерево.
- Посмотрите, ребята, на наше дерево. Как оно расцвело! Вы разгадали все секреты, и я уверена, что вы готовы дружить с деревом, на котором растут цветы вашей дружбы. Это дерево теперь всегда будет расти в нашей группе. И коварная Шапокляк просто не захочет идти в наш детский сад. Ей здесь делать нечего. Ведь мы знаем всё о дружбе и умеем дружить.
- Ребята, у каждого из вас есть верные друзья, поэтому предлагаю вам сесть за столы и нарисовать у своих деревьев столько крепких корней, сколько у вас друзей.
(Дети показывают свои рисунки).
6. Подведение итогов.
-Я знаю, вы дружные ребята, но даже у друзей бывают разногласия.
И если вдруг вы с другом поругались,
Присядьте здесь, под деревом в тени.
И вспомните секреты дружбы,
Их назовите по порядку вы:
улыбка, помощь, доброта, мир, честность. (называют дети)
-Сейчас вы другу руку протяните, обнимите его и улыбнитесь, и постарайтесь никогда не ссориться.
беседы с детьми о дружбе, обсуждение проблемных ситуаций, разногласий, возникающих между детьми в группе, чтение сказок о дружбе.
Ожидаемый результат Совместная творческая деятельность, направленная на создание «Дерева дружбы»
Закрепление понятий: улыбка, помощь, доброта, мир, честность.
Воспитание в детях чувств духовности и нравственности.
Ожидаемый результат:
-называет и описывает эмоции и чувства сверстников; понимает причину их возникновения;
-умеет использовать вербальные и невербальные средства распознавания эмоций и чувств сверстников
-проявляет уважительное отношение к праву человека выразить эмоции и чувства (позволяет проявить эмоции и чувства, толерантен, не проявляет резкий реакций, адекватно реагирует)-использует освоенные навыки саморегуляции эмоций и чувств в процессе имитационной деятельности.