Приложение МААМ

«Работа над пьесами кантиленного характера». План-конспект открытого индивидульного урока ДШИ в 7 классе

Ковалёва Людмила
«Работа над пьесами кантиленного характера». План-конспект открытого индивидульного урока ДШИ в 7 классе
▼ Скачать + Заказать документы

План – конспект открытого урока

дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной

программы в области музыкального искусства

«Фортепиано» 8/9-летний курс обучения

учебный предмет «Специальность и чтение с листа»

тема: «Работа над пьесами кантиленного характера»

Преподаватель 1 категории

МБУ ДО «ДШИ №2» МО г. Братска

Ковалева Людмила Ивановна

План – конспект открытого урока

преподавателя I категории

МБУ ДО «ДШИ № 2» МО г. Братска

Ковалевой Людмилы Ивановны

с ученицей 7 класса Ш. Ариной

Темочки:

«Работа над художественным

образом, начинается с первых

шагов изучения музыки и

музыкального инструмента»

Г. Нейгауз

Дата проведения урока : 15.02.2024 г.

Время проведения урока : 15:30

Место проведения урока : МБУ ДО «ДШИ №2» МО г. Братска

Наименование предмета: специальность (фортепиано)

Присутствовали:

Зам директора по учебной части преподаватель высшей категории МБУ ДО «ДШИ №2» МО Карпенко Н. Г.

Зав. школьной методической секции фортепиано преподаватель высшей категории МБУ ДО «ДШИ №2» МО г. Братска Морозова А. С.

Преподаватель первой категории МБУ ДО «ДШИ №2» МО г. Братска Кузнецова О. Н.

Преподаватель высшей категории МБУ ДО «ДШИ №2» МО г. Братска Третьякова О. Н.

Преподаватель высшей категории МБУ ДО «ДШИ №2» МО г. Братска Кривец Т. Э.

Тема урока : «Работа над пьесами кантиленного характера»

Урок был проведен с ученицей 7 класса Ш. Ариной

План урока :

1. Вступление.

2. Первый этап – ознакомление.

3. Практическая часть.

4. Заключение.

Цель: развитие мышления учащегося, создание художественного образа произведения.

Задачи урока :

Образовательные: – сформировать пианистические умения с помощью образных впечатлений, расширить музыкально – теоретические представления учащейся;

Развивающие: – работа над выразительным интонированием мелодической линии, развитие эмоционального отношения к исполнению изучаемого музыкального произведения;

Воспитательные: - воспитание эмоциональной отзывчивости, активизация интереса к занятиям на инструменте.

Тип урока : комбинированный

Оборудование: музыкальный инструмент, стул, нотный материал, ноутбук.

Приемы и методы работы :

Словесные: сравнения, анализ, обобщение навыков, метод звуковой наглядности, метод диалога.

Практические: показ правильного исполнения произведения с использованием видеоматериала.

Используемая образовательная технология: личностно – ориентированная

Цель технологии личностно-ориентированного обучения – нацелено, прежде всего, на раскрытие и развития личности каждого ребенка, его индивидуальности.

Задача преподавателя – раскрыть творческую индивидуальность каждого ученика, создать условия для развития с учетом их возрастных и индивидуальных способностей, прививать любовь к музыке, к искусству. Превратить традиционное обучение, направленное на накопление знаний, умений, навыков, в процесс развития личности учащегося.

Признание ученика главной действующей фигурой всего образовательного процесса и есть личностно – ориентированная педагогика. (И. С. Якиманская)

Ход урока:

В начале урока были сформулированы цели и задачи основных этапов работы над пьесами кантиленного характера.

Работа над музыкальным произведением: И. Эгард Ноктюрн ор. 144 №3 начинается с предварительного прослушивания, что облегчает разбор текста. Есть два способа ознакомления с новым сочинением:

- первый – с помощью педагога, который своим исполнением знакомит ученика с произведением, вдохновляя и стимулируя его к предстоящей работе;

- второй – прослушивание изучаемого произведения в аудиозаписи, в исполнении лучших пианистов.

После предварительного ознакомления с новым произведением надо сделать его анализ:

- охватить общее строение и характер;

- характер частей и соотношение между ними;

- основные моменты трактовки;

- характерные технические приемы.

Работа над художественным образом – одна из важнейших задач в фортепианной педагогике.

Как известно процесс изучения произведения делится на несколько этапов:

первый этап – ознакомление;

второй этап – детальная работа над произведением;

третий этап – подготавливающий к концертному исполнению.

Цель первого этапа создание первоначального представления о произведении, о характере.

На занятиях с педагогом первоначальный образ создается в основном, с помощью преподавателя, который знакомит учащегося с произведением, проигрывает его на инструменте, рассказывает о нем.

Перед началом работы над произведением : И. Эгард Ноктюрн op.144 №3, определяем основные моменты: тональный план, размер, форму произведения. Пьеса Ноктюрн состоит из 3х частей, основная тональность соль минор, середина в си бемоль мажоре, третья часть в соль миноре, размер 4/4.

Ноктюрн – пьеса лирического, мечтательного характера. Этот жанр возник ещё в средневековье. В основе ноктюрна лежит обычно широко развитая, певучая мелодия.

Переходим к следующему этапу, разучиванию произведения. Ведется детальная работа над пьесой, дальнейшее углубление в образный строй музыки: в содержание произведения. По времени это наиболее протяженный период работы, совпадающий с техническим, пианистическим освоением музыкального материала.

Основная работа ведется над мелодией, как основа создания художественного образа. Определяется смысловое соотношение основной и сопровождающих линий, уделяется внимание технике, исполнение пассажей, а так же украшений. Второй этап это работа над деталями, звучанием инструмента, умением «слушать вперед». Работа над любым произведением медленного, кантиленного типа сводится главным образом к работе над звуком.

Кантилена происходит от итальянского слова канти - пение. На нашем фортепианном языке это означает - умение «петь» на инструменте. Крупнейшими педагогами – пианистами рекомендуется работать над произведениями кантиленного характера в медленном темпе, со всеми оттенками. Ученик, работая медленно, получает возможность внимательно вслушиваться во все детали произведения. В ходе исполнения кантиленной музыки заметно улучшается мелодический слух.

Существует ряд практических приё мов и методов:

1. Проигрывание мелодии без сопровождения.

2. Воспроизведение мелодии на более простом сопровождении (сопровождение педагога).

3. Исполнение на фортепиано аккомпанемента и пропевание мелодии, желательно «про себя».

4. Исполнение мелодии на форте, а аккомпанемента на два пиано.

Выразительность, эмоциональность во многом зависит от исполнения мелодической линии. В работе над мелодией – пальцы не должны «склеиваться», надо их хорошо поднимать и переносить вес руки с пальца на палец. Определяем границы фраз, следим за развитием мелодии. В пьесе необходимо добиться хорошего легато, глубины звучания мелодии. Работаем над исполнением фраз на одном дыхании, на хорошем легато. Каждая фраза динамически выстроена (начало, подъем, кульминация, спад).

Арина старается провести мелодию пьесы певучим, выразительным звуком.

Работа над аккомпанементом.

Аккомпанемент опора мелодии, он поддерживает её гармонически и ритмически, следует за развитием мелодической линии, способствует усилению звучности в кульминационных местах. Работаем над ровностью восьмых в аккомпанементе.

Ноктюрн начинается в соль миноре, заканчивается модуляцией в соль мажоре. Определяем границы фраз, следим за развитием мелодии, находим интонационные вершины. Работаем над исполнением фраз на одном дыхании, на хорошем легато.

Чтобы добиться певучего звука, нужно использовать важные приемы звукоизвлечения:

- держать пальцы ближе к клавишам;

- играть подушечкой, мясистой частью пальца;

- ощущать клавишу «до дна», но не давить на неё;

- кисть должна быть гибкой, упругой, наподобие «рессоры».

Играя целиком I часть стараемся слышать горизонтальное движение мелодии.

Выразительность, эмоциональность во многом зависит от исполнения мелодической линии. В пьесе необходимо добиться хорошего легато, глубины звучания мелодии, похожей на человеческое пение. Каждая фраза динамически выстроена (начало, подъем, кульминация, спад).

Важную роль в пьесе играет педаль. Правая педаль связывает различные звуки в одну гармонию, помогает объединить различные элементы фактуры, важен постоянный слуховой контроль за чистотой звучания.

Во II части – меняется характер пьесы. Мелодия звучит очень взволнованно, эмоционально. Главная кульминация этой пьесы находится во II части. Работаем над гибкостью кистевых движений, динамическим развитием, «дыханием» во фразах.

Затем звучит III часть, лирическая, мечтательная. Цель третьего этапа достижение целостности исполнения произведения, овладением навыками горизонтального мышления. Исполняя пьесу, нужно внимательно вслушиваться в музыкальную речь, работать над качеством звучания. Важно дослушать каждую фразу до конца, научиться «брать дыхание» перед следующим построением. Основная задача в работе над художественным образом – создать условия для художественного исполнения учеником выученного им сочинением.

Заключение

При исполнении кантиленных произведений необходимо стремиться приблизить звучание фортепиано к пению, к человеческому голосу. Изучение кантиленных произведений активно воздействует на развитие разных сторон музыкального мышления учащихся, навыков выразительной певучей игры и педализации.

Список литературы

Крюкова В. «Музыкальная педагогика». – Ростов на Дону, Феникс, 2002 г.

Милич Б. Воспитание ученика-пианиста 5-6классы. Изд. : Музична Украина, 1979 г.

Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. Москва «Музыка» 1988 г.

Баренбойм Л. Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства. Ленинград Издательство «Музыка»1969 г.

Коган Г. Работа пианиста. Москва Издательство «Музыка» 1979 г.

Публикации по теме:

Конспект открытого урока музыки в 3 классе «Симфоническая сюита «Пер Гюнт» Конспект открытого урока в 3 классе по теме: «Симфоническая сюита «Пер Гюнт». Цель: познакомить учащихся с жанром сюита на примере симфонической.

Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе «Устойчивые сочетания слов» ]Тема «Устойчивые сочетания слов» Цель: создать условия для открытия детьми новых знаний по теме урока Тип урока: урок открытия новых знаний.

Конспект открытого урока русского языка в 3 классе по теме «Изменение имён прилагательных по падежам» Урок русского языка в 3 классе «Изменение имен прилагательных по падежам». Цель: формировать умения определять падеж имени прилагательного;.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Работа над пьесами кантиленного характера». План-конспект открытого индивидульного урока ДШИ в 7 классе
Опубликовано: 23 января 2025 в 07:27
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Работа над пьесами кантиленного характера». План-конспект открытого индивидульного урока ДШИ в 7 классе» (включая файлы) размещена пользователем Ковалёва Людмила (УИ 3526453) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
03 февраля 2025 понедельник
Покормите птиц зимой!

Дипломы!
Добавьте фото кормушки!
04 февраля 2025 вторник
Секреты хорошего настроения
Читаем произведения Пришвина



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД