Шишкина Александра
План-конспект Организованной образовательной деятельности в старшей группе по образовательной области «Познание»
▼ Скачать + Заказать документы
План-конспект Организованной образовательной деятельности
в старшей группе по образовательной области "Познание"
Разработала: Воспитатель
Кончина Александра Витальевна
г. Николаевск-на-Амуре
2020
Тема: «Путешествие в лес»
Цель: Уточнить и закрепить знания детей о значении леса в жизни человека и животных, воспитывать любознательность.
Задачи:
Основная образовательная область.
Публикация «План-конспект Организованной образовательной деятельности в старшей группе по образовательной области „Познание“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2020
Познание: закрепить знания детей о деревьях, развивать экологическое мышление и экологическую культуру, воспитывать интерес к растениям.
Задачи интегрируемых образовательных областей.
Социализация: воспитывать умение детей слушать друг друга, умение поддерживать дружеские взаимоотношения со сверстниками.
Коммуникация: продолжать расширять, развивать диалогическую речь ребёнка.
Здоровье: продолжать развивать активность детей в играх.
Предполагаемый результат: дети могут называть строение дерева, собирать модель дерева. Дети могут рассказать о значимости леса для человека, о том, как человек может сохранить лес.
Виды деятельности: коммуникативная, двигательная, игровая, художественное творчество.
Формы организации совместной деятельности: дидактические игры, малоподвижная подвижная игра с правилами, беседа, обсуждение, работа по составлению панно.
Предварительная работа: чтение литературы о лесе; наблюдение на прогулках; разгадывание загадок; рассматривание иллюстраций о растительном мире, просмотр видео мультфильмов о природе, составление коллажей.
Материал к занятию: иллюстрации с изображением леса; модель дерева, листья берёзы, клёна, дуба; заготовки для составления панно; обручи (красный и зелёный); запрещающие и разрешающие знаки; мольберт.
Методы и приёмы: словесные – дидактические игры экологической направленности, практические - малоподвижные игры, изготовление панно, наглядные – иллюстрации с изображением различных деревьев.
Ход ООД :
Вступительная часть: Играет музыка "звуки леса"
Воспитатель: Ребята скажите, вы были с родителями в лесу?
Дети: Да.
Воспитатель: А что больше всего вам понравилось в лесу?
(ответы детей: отдыхать, грибы, ягоды собирать и т. д.)
Воспитатель: Ребята, а вы хотите отправиться в лес и узнать для чего он нужен всем жителям планеты Земля?
Дети: Да!
Воспитатель: Ну тогда в путь ребята!
Мы шагаем друг за другом
Лесом и зеленым лугом
Крылья пестрые мелькают,
В поле бабочки летают.
Раз, два, три, четыре
Полетели, закружились.
И в лесу мы очутились.
Музыка стихает.
Воспитатель: Ой, ребята, лес почему то замолчал, он наверно нас испугался. Алина, прочти стихотворение лесу и он опять с нами заговорит.
Здравствуй лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою?
Что там шепчешь на заре,
Весь в росе и в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи:
Ты же видишь – мы свои (дети говорят вместе)
Снова включаю звуки леса.
Воспитатель: Вы слышите, он снова с нами заговорил!
И так, маленькие знатоки, для начало отгадайте загадку.
Основная часть:
Педагог загадывает детям загадку:
Его весной и летом
Мы видели одетым,
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки.
Но зимние метели
В меха его одели. (Дерево)
Воспитатель: Совершенно верно это дерево.
Как вы думаете, дерево живое или нет?
Дети: Живое.
Воспитатель: Почему так думаете?
Дети: Потому что, как все живые существа, питаются, спят, размножаются и дышат.
Воспитатель: С помощью чего деревья дышат (ответы детей).
Воспитатель: Правильно, с помощью листьев.
- Ребята, а кто из вас знает, из каких частей состоит дерево? (ответы детей).
Воспитатель: Лес приготовил вам задание и нам пора в путь ребята (под музыку)
Мы шагаем друг за другом
Лесом и зеленым лугом
Крылья пестрые мелькают,
В поле бабочки летают.
Игра «Части дерева» (подходят к модели дерева).
(Дети подходят к частям дерева, собирают модель дерева на мольберте и озвучивают значение каждой части)
Если ребенок затрудняется в ответе педагог помогает.
Воспитатель: Семён начни. Какую ты часть взял?
- Корни.
Воспитатель: Корни, что делают? - поглощают воду и питательные вещества из почвы.
Семён: Корни удерживают дерево.
Воспитатель: Маша, ты какую часть взяла? (ствол)
Воспитатель: Какую функцию выполняет ствол?
- По стволу и веткам вода и питательные вещества поступают к листьям.
- Катя, что есть на ветках? - есть листья, цветы, плоды.
Катя: Плоды падают, семена, падая в землю, прорастают.
Воспитатель: Ребята, что выделяют листья?- кислород, а поглощают свет.
-Когда листья падают, что происходит - гниют, образуют питательные вещества для дерева.
- Молодцы.
- Предлагаю вам сыграть в игру «Для чего нужно дерево?».
Но тогда в путь ребята!
Мы шагаем друг за другом
Лесом и зеленым лугом
Крылья пестрые мелькают,
В поле бабочки летают.
Д/И «Для чего нужно дерево?» – в этой игре вам нужно рассказать о значении дерева (кидаю мяч ребёнку).
-Ответы детей:
- это столовая для животных, насекомых, птиц, так как листьями деревьев питаются: лось, птицы, гусеницы и другие обитатели леса;
- это место для постройки гнезда;
для жука это жилище где можно найти добычу, место для откладывания личинок;
- для зайца это пища, зимой кора, укрытие;
- для художника это объект для картин;
- для усталого путника это раскидистое дерево укрыться от знойного солнца, отдохнуть;
- дерево для горожанина это чистый воздух, прохлада в жаркую погоду, место отдыха).
- Молодцы.
- Ребята посмотрите сюда и скажите, что изображено?
(деревья)
- Какие?
Береза, дуб, клён.
Игра «С какого дерева листок».
- Давайте подберем листочки для каждого дерева.
(дети определяют принадлежность листьев к тому или иному дереву и «оживляют деревья»)
Воспитатель, предлагает определить с какого дерева один из образцов листа, затем дети находят рисунок с аналогичными листьями и «оживляют» соответствующее дерево. (приклеивают к веткам)
- Молодцы, посмотрите, как наши деревья ожили с листочками!
Физ. минутка «Мы по лесу погуляли».
Мы по лесу погуляли
И немножечко устали.
Встанем, глубоко вздохнём
Руки дружно разведём.
Чудеса у нас на свете:
Стали карликами дети,
А потом все дружно встали,
Великанами все стали.
Дружно мы похлопаем!
Тихонечко потопаем!
Хорошо мы погуляли и нисколько не устали!
- Как вы думаете, приятно находиться в таком лесу?
- Конечно?
- А как же нужно вести себя в таком красивом лесу?
- Чего нельзя делать, чтоб сохранить такое лесное богатство?
Проводится малоподвижная д/и «Можно - нельзя» (дети складывают запрещающие знаки в красный обруч, а разрешающие знаки в зелёный обруч).
Предположительные ответы детей:
(Ломать ветки, кувыркаться в траве, разжигать костер, любоваться красотой природы, рвать цветы, собирать грибы, разорять гнезда, уничтожать ядовитые грибы, собирать ягоды, оставлять мусор после себя)
-Давайте мы проверим, правильно вы разложили знаки?
- Молодцы!
- Если вы пришли в лес не шумите, не беспокойте лесных жителей. И тогда лес откроет вам свои секреты. Давайте ещё раз вспомним правила поведения в леу и в этом нам поможет Вероника, она прочитает стихотворение (под музыку).
Мир лесной кто бережет,
Тот, кто веток не сломает,
Тот, кто птичку не спугнет,
Мухомор сшибать не станет,
И костер не разведет,
Кто всегда, всегда в лесу. Уважает тишину!
- Ребята, давайте, мы с вами вспомним, какие деревья растут в нашем краю?
- И поиграем в игру «Что растёт в нашем лесу?».
- Я буду называть деревья, если дерево растет в наших лесах, хлопай те в ладоши, если нет – то показываете пальчиком «отрицание». (Яблоня, груша, ель, малина, береза, вишня, осина, каштан, лимон, сосна, кедр, липа и т. д.)
- Ребята, какие молодцы.
- Расскажите, без чего дерево и лес не может существовать?
(ответы детей: без света, воздуха, тепла, почвы, влаги).
- Ребята, если в лесу растут одни ели, сосны, кедры, как можно назвать такой лес одним словом?
(хвойный).
- Правильно.
- А если в лесу больше всего берёз, рябин, осин, тополей, как мы назовём такой лес?
(лиственный).
- А как будет называться лес, в котором есть и хвойные и лиственные деревья?
(смешанный).
- Я вам предлагаю создать панно смешанного леса, чтобы не обидеть ни лиственные, ни хвойные деревья.
Дети проходят за столы, на которых заранее приготовлены силуэты различных деревьев и наклеивают, получается панно смешанного леса.
- Молодцы ребята!
- Как вы думаете, мы выяснили, для чего лес нужен всем жителям планеты Земля?
-Сейчас Света прочитает нам стихотворение и мы ещё раз вспомним где мы с вами побывали. (под музыку)
Сказка леса!
Из душистых веток сплетена завеса,
Не пускают ветра сосны к сердцу леса.
Там в тиши прохладной есть ручей журчащий,
Свежий и прохладный, чистый и блестящий.
И, пугливо прячась в травке побережной,
В тот ручей глядится ландыш белоснежный,
И хранит из веток крепкая завеса
Дремлющую сказку — сказку в сердце леса.
Заключительная часть:
- Давайте, ребята мы наше с вами панно отправим маленьким детям, чтобы и они могли полюбоваться красотой природы. И придя от них, мы вернёмся снова в нашу группу. (на столах угощения от лесных жителей: печенье орешки.)