Юлия Юрьевна Карачкова
План-конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР по теме «Земля — наш общий дом! Насекомые»
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция областей: «речевое развитие», «познавательное развитие», «физическое развитие», «социально-коммуникативное развитие».
Цель: расширение представлений о насекомых.
Речевое развитие:
1. Обогащать словарный запас детей по теме «Насекомые»;
2. Формировать умение детей образовывать слова при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов;
3. Формировать умение детей образовывать множественное число существительных, согласовывать существительные с числительным, использовать глаголы, прилагательные;
Публикация «План-конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР по теме „Земля — наш общий дом! Насекомые“» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Насекомые. Конспекты занятий, НОД
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Планета Земля - наш дом
- Планета Земля. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
4. Формировать умение детей использовать в речи предлоги из-за, из-под, около, под, на, над.
5. Формировать умение подбирать слова-действия, слова-антонимы;
5. Формировать умение детей составлять описательный рассказ о насекомых, передавать характерные черты их строения используя мнемотаблицу;
6. Формировать умение развивать связную речь.
Познавательное развитие:
1. Обобщить представления детей о многообразии насекомых;
Социально-коммуникативное развитие
1. Формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками.
2. Воспитание любви и бережного отношения к природе.
Физическое развитие:
1. Развивать координацию речи с движением.
Методы и приё мы:
Наглядные - картинки с изображением насекомых; плакат, где спрятались насекомые; мнемотаблица.
Практические - Д/И «Кто где находится?», «Четвёртый лишний», «Назови ласково», «Один – много», речевое упражнение с движением «Насекомые», «Что умеют делать насекомые?», «Сосчитай».
Словесные - беседа о насекомых; рассказ-описание по мнемотаблице; чистоговорки.
Материал: проектор, экран, мяч, картинки с изображением насекомых, плакат, где спрятались насекомые : муравей, божья коровка, пчела, гусеница, бабочка, жук, Д/И «Кто где находится?», «Четвёртый лишний», «Назови ласково», «Один – много», речевое упражнение с движением «Насекомые», «Что умеют делать насекомые?», «Сосчитай», мнемотаблица.
Ожидаемые результаты: дети верно используют в речи предлоги, называют обобщающее слово, определяют лишнее слово на слух и на доске и объясняют свой ответ, образовывают слова с уменьшительно-ласкательным суффиксом, образовывают существительные в форме множественного числа, подбирают слова - действия, слова-антонимы, согласовывают существительные с числительными,составлять описательный рассказ по мнемотаблице, проговаривать чистоговорки.
№ Деятельность педагога Деятельность воспитанников Ожидаемые результаты
1. Учитель-логопед показывает плакат с игрой «Кто где находится? :
Ребята посмотрите за нами наблюдает множество глаз.
Давайте скажем, кто наблюдает и откуда?
Как мы их назовём одним словом?
Но вот беда, злой паук со своими братьями-пауками замотал их всех в своей паутине. Что же делать?
Учитель-логопед: Верно.
Учитель-логопед: А для того, чтобы выручить наших насекомых нужно выполнить несколько заданий.
Вы согласны? Из-за цветка наблюдает бабочка.
Из-под листа наблюдает муравей и т. д.
Насекомые
Надо их освободить
Да
Дети верно используют в речи предлоги из-за, из-под, около, под, на, над.
Дети верно называют обобщающее слово
2. Первое задание:
Игра «Четвёртый лишний»
(Вначале учитель-логопед называет четыре слова, а дети на слух определяют лишнее слово, составляя предложение со словом потому что; затем идёт работа на доске).
На слух:
- жук, пчела, муравей, кошка;
- слон, бабочка, шмель, гусеница;
На доске:
- божья коровка, жук, кузнечик, заяц, бабочка;
- бабочка, муравей, синичка, стрекоза;
- оса, золотая рыбка, комар, паук.
- Кошка, потому что это домашнее животное;
- Слон, потому что это животное
- Заяц, потому что это животное;
- синичка, потому что это птица;
- Золотая рыбка, потому что это рыба.
Дети верно определяют лишнее слово на слух и на доске и объясняют свой ответ.
3. Второе задание:
Игра с мячом «Назови ласково»
Муравей –
Гусеница –
Комар –
Пчела –
Жук –
Стрекоза –
Муха –
Молодцы! И с этим заданием справились.
муравейчик
гусеничка
комарик
пчёлка, пчёлочка жучок
стрекозочка
мушка Дети верно образовывают слова с уменьшительно-ласкательным суффиксом
4. Третье задание.
А сейчас мы проверим, кто сообразительней, кто быстрее называет.
Игра «Один – много»
Кузнечик –
Муравей –
Гусеница –
Комар –
Стрекоза –
Пчела –
Жук –
Бабочка –
Муха –
Учитель-логопед: Молодцы!
много кузнечиков много муравьёв
много гусениц
много комаров
много стрекоз
много пчёл
много жуков
много бабочек
много мух Дети верно образовывают существительные в форме множественного числа
5. Четвё ртое задание:
Игра «Что умеют делать насекомые?»
Бабочка
Кузнечик
Пчела
А чем насекомые отличаются друг от друга.
Жук летает быстро, а бабочка.
Кузнечик прыгает высоко, а муравей.
У бабочки усики короткие, а у жука.
У бабочки широкие крылья, а у стрекозы.
У кузнечика толстые ножки, а у комара.
- летает, порхает, садится, взлетает. - прыгает, усиками шевелит, сидит. - летает, жужжит, ползает, собирает нектар.
- медленно
-низко
- длинные.
- узкие.
- тонкие
Дети верно подбирают слова- действия
Дети верно подбирают слова-антонимы
6. Речевое упражнение с движением «Насекомые».
Прилетела к нам вчера
Полосатая пчела.
А за нею - шмель-шмелек
И веселый мотылек,
Два жука и стрекоза,
Как фонарики глаза.
Приходили муравьи
И травинку принесли.
Пожужжали, полетали,
От усталости упали.
Н. Нищева
Имитируют полет насекомых
Машут руками- крылышками;
Имитируют полет насекомых;
Изображают большие глаза;
Машут руками, кружатся;
Ложатся на ковёр
Дети правильно выполняют движения
7. Пятое задание:
Игра «Сосчитай»
Посчитай, сколько божьих коровок? –
Посчитай, сколько кузнечиков? –
Посчитай, сколько комаров? –
Посчитай, сколько шмелей? –
Посчитай сколько муравьев?-
- Одна божья коровка, две божьи коровки, пять божьих коровок. - Один кузнечик, два кузнечика, пять кузнечиков
- Один комар, два комара, пять комаров. - Один шмель, два шмеля, пять шмелей. - Один муравей, два муравья, пять муравьев. Дети верно согласовывают существительные с числительными
8. Шестое задание:
Давайте составим рассказ про паука и он освободит всех насекомых
Рассказ о пауке по мнемотаблице.
- Посмотрите на таблицу и составьте рассказ в соответствии с картинками - подсказками.
1. Кто это?
2. Какого цвета?
3. Какого размера?
4. Какие части тела?
5. Чем питается?
6. Как передвигается?
Примерный рассказ
Это паук. Паук коричневого цвета. Паук маленького размера. У паука есть 8 лап, голова, глаза и брюшко. Питается паук насекомыми. Паук быстро ползает и плетет паутину.
Дети верно по цепочке составляют описательный рассказ по мнемотаблице.
9. Учитель-логопед:
Молодцы ребята, со всеми заданиями справились, насекомых своих освободили, посмотрите, вот они.
Проговаривание чистоговорок
Вей-вей – это муравей.
Овка-овка – божья коровка.
За-за-за – это стрекоза.
Очка-очка – это бабочка.
Чик-чик – зелёный кузнечик.
Са-са-са – полосатая оса
Дети верно проговаривают чистоговорки
10. Итог занятия
Логопед: Какие задания мы выполняли, чтобы их спасти?
Что вам понравилось больше всего?
Что было для вас трудным? Называли насекомых ласково, считали их и т. д. Дети делятся своими впечатлениями и эмоциями