Марина Столярова
План-конспект НОД по познавательному развитию в средней группе «Путешествие в сказку «Зимовье зверей»
«Путешествие в сказку «Зимовье зверей»
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Задачи:
Познавательное развитие
1. Уточнить у детей представление о геометрических фигурах: квадрат, круг, прямоугольник, треугольник и их основных признаках, упражнять детей в конструировании из простых геометрических фигур.
Публикация «План-конспект НОД по познавательному развитию в средней группе „Путешествие в сказку „Зимовье зверей“» размещена в разделах
- Дикие животные зимой. Зимовье зверей
- Дикие животные зимой. Конспекты
- Дикие животные, лесные звери
- Дикие животные. Конспекты занятий, НОД
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Сказки, литература
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- «Зимовье зверей», сказка
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2017
2. Закреплять у детей количественный счет в пределах 5, правильно пользоваться количественными числительными, отвечать на вопросы: «Сколько всего?».
3. Формировать у детей умение называть числа по порядку, правильно пользоваться порядковыми числительными, отвечать на вопросы: «Который (какой) по счету?».
4. Развивать у детей умение сравнивать предметы по размеру, располагая их в определенной последовательности - от самого большого до самого маленького.
5. Продолжать формировать у детей умение определять местоположение предмета (слева, справа, рядом, около).
6. Развивать у детей умение классифицировать предметы по цвету и форме, декодировать (расшифровывать) информацию, изображенную на карточках, используя логические блоки З. Дьенеша.
7. Расширять представления детей о домашних и диких животных (домашние животные живут рядом с человеком, дикие – в лесу).
8. Продолжать формировать у детей умение сравнивать следы диких и домашних животных, птиц, человека.
Речевое развитие
1. Продолжать формировать у детей умение называть местоположение предмета (слева, справа, рядом, около).
2. Активизировать речь детей словами «большой, маленький, слева, справа».
Социально-коммуникативное развитие
1. Продолжать воспитывать у детей любовь к природе и бережное отношение к ней.
2. Формировать у детей интерес к совместной деятельности со сверстниками. 3. Воспитывать доброжелательные отношения между детьми.
Физическое развитие
1. Способствовать формированию потребности в двигательной активности.
2. Развивать у детей мелкую моторику.
Методы и приемы: практические (упражнение с логическими блоками З. Дьенеша, конструирование из геометрических фигур, наглядные (презентация «Путешествие в сказку «Зимовье зверей», словесные (беседа, вопросы поискового характера).
Материалы и оборудование: логические блоки З. Дьенеша, карточки-схемы для работы с блоками, наборы счетных геометрических фигур на каждого ребенка, маски животных для подвижной игры, карточки со следами: диких животных (волк, медведь, заяц, птицы (ворона) и человека, шишки, корзинка, указка, ноутбук, экран, проектор.
Предварительная работа
Чтение русской народной сказки «Зимовье зверей».
Рассматривание иллюстраций к сказке в исполнении разных художников.
Пересказ сказки по алгоритмам.
Наблюдения за погодой, за изменениями в живой и неживой природе.
Совместное с детьми составление мнемотаблицы о характерных признаках зимы, весны.
Конструирование различных построек из геометрических фигур с использовани-ем схем и алгоритмов.
Выполнение пальчиковых гимнастик по лексической теме.
Самостоятельные зарисовки по сказке «Зимовье зверей».
Формы организации совместной деятельности
Детская деятельность Формы и методы организации совместной деятельности
Игровая Игровое упражнение «Чьи следы в лесу?»
Цель: продолжать формировать у детей умение сравнивать следы диких и домашних животных, птиц, человека).
Дидактическая игра «Посчитаем и узнаем»
Цель: закреплять у детей количественный счет в пределах 5, правильно пользоваться количественными числительными, отвечать на вопросы: «Сколько всего?»
Дидактическая игра «Считаем животных Зимовья»
Цель: закреплять у детей порядковый счет в пределах 5, правильно пользоваться порядковыми числительными, отвечать на вопросы: «Который (какой) по счету?»; развивать у детей умение сравнивать предметы по размеру, располагая их в определенной последовательности – от большого к маленькому.
Дидактическая игра «Построй дорожку».
Цель: развивать у детей умение классифицировать предметы по цвету и форме, декодировать (расшифровывать) информацию, изображенную на карточках, используя логические блоки З. Дьенеша.
Дидактическая игра «Строим дома».
Цель: уточнить у детей представление о геометрических фигурах: квадрат, круг, прямоугольник, треугольник и их основных признаках, упражнять детей в конструировании из простых геометрических фигур, развивать мелкую моторику.
Двигательная Упражнение «Одеваемся на улицу»
Цель: снять у детей усталость и напряжение.
Дыхательная гимнастика «Ветерок»
Цель: улучшить деятельность дыхательной мускулатуры, усилить обменные и восстановительные процессы, развить сильную воздушную струю, которая необходима для правильной речи.
Физминутка «В Зимовье».
Цель: снять у детей усталость и напряжение
Коммуникативная Беседа «Дикие и домашние животные»
Цель: расширять представления детей о домашних и диких животных (домашние животные живут рядом с человеком, дикие – в лесу).
Дидактическая игра «Посчитаем и узнаем»
Цель: продолжать формировать у детей умение называть местоположение предмета (слева, справа, рядом, около).
Логика образовательной деятельности
Этап занятия
Задачи
(с обозначением обр. области) Деятельность воспитателя Деятельность воспитанников Ожидаемые результаты
Мотивационно-организационный Игровая ситуация «Приглашение в сказку» Мотивированы на предстоящую деятельность.
Воспитатель приглашает детей в путешествие в сказку. Загадывает детям загадку: «В чаще бык построил дом. Жить один хотел он в нём. Но к нему явились звери – выломать хотели двери, выщипать мох из щелей. Он пустил их всех скорей!» Дети отгадывают загадку, узнают, в какую сказку они отправятся в путешествие
Деятельностный Познавательное развитие : развивать у детей умение классифицировать предметы по цвету и форме, декодировать (расшифровывать) информацию, изображенную на карточках, используя логические блоки З. Дьенеша. Дидактическая игра «Построй дорожку» Закрепляют умение классифицировать предметы по цвету и форме, декодировать (расшифровывать) информацию, изображенную на карточках, используя логические блоки З. Дьенеша.
Воспитатель предлагает проложить каждому ребенку свою дорожку по схеме с использованием логических блоков З. Дьенеша (по 5 блоков). Дети выкладывают из логических блоков З. Дьенеша дорожки к Зимовью зверей, используя карточки.
Физическое развитие : снять у детей усталость и напряжение.
Упражнение «Одеваемся на улицу» Снимают напряжение и усталость
Воспитатель предлагает идти в Зимовье. Обращает внимание на погоду и время года и предлагает детям встать в круг и одеться. Дети называют признаки зимы, встают в круг и выполняют имитацию движений одевания зимней одежды.
Познавательное развитие : продолжать формировать у детей умение сравнивать следы диких и домашних животных, птиц, человека. Игровое упражнение «Чьи следы в лесу?» Умеют сравнивать следы диких и домашних животных, птиц, человека.
«Здравствуй лес, дремучий лес, полный сказок и чудес! Все открой, не утаи
ты же видишь, мы свои»!
Задает вопрос:
«Что можно увидеть в лесу на снегу?»
Предлагает рассмотреть следы, используя карточки. Дети исследуют следы животных, человека и называют их.
Познавательное развитие : закреплять у детей количественный счет в пределах 5; правильно пользоваться количественными числительными, отвечать на вопрос: «Сколько всего?»; определять местоположение предмета.
Речевое развитие : продолжать формировать у детей умение называть местоположение предмета (слева, справа, рядом, около). Дидактическая игра «Посчитаем и узнаем» Умеют считать в пределах 5; используют в речи количественные числительные, отвечают на вопрос: «Сколько всего?»
Умеют определять и называть местоположение предмета (слева, справа, рядом, около).
Слайд ЭОР (лес)
Воспитатель предлагает сесть на пенечки и полюбоваться лесом.
Слайд ЭОР (домик в лесу)
Воспитатель задает вопросы:
1. Куда дорожки нас привели?
2. Что вы видите в середине леса?
3. Что растет рядом с домом?
Предлагает назвать деревья в лесу и их отличительные признаки.
4. С какой стороны растут березы? Сколько их?
5. С какой стороны растут ели? Сколько елей?
6. Сколько всего деревьев в лесу?
Дети называют деревья в лесу, считают их и находят пространственное расположение деревьев от домика.
Физическое развитие : улучшить деятельность дыхательной мускулатуры; усилить обменные и восстановительные процессы; развить сильную воздушную струю, которая необходима для правильной речи.
Дыхательная гимнастика «Ветерок» Улучшают деятельность дыхательной мускулатуры; усиливают обменные и восстановительные процессы; развивают сильную воздушную струю, которая необходима для правильной речи.
Обращает внимание детей на то, что хозяева Зимовья не встречают ребят. Дом их завалило снегом. Предлагает детям подуть на дом (снег осыпается с крыши дома и с деревьев) Дети выполняют дыхательные движения (дуют на экран)
Познавательное развитие : расширять представления детей о домашних и диких животных (домашние животные живут рядом с человеком, дикие – в лесу).
Беседа «Дикие и домашние животные» Расширяют представления детей о домашних и диких животных (домашние животные живут рядом с человеком, дикие – в лесу).
Слайд ЭОР (домашние животные)
Воспитатель:
1. Назовите сбежавших в лес животных. 2. Какие это животные?
3. Почему их называют домашними? 4. Почему других животных называют дикими? Дети называют животных, выделяют признаки отличия домашних от диких животных
Познавательное развитие : Закреплять количественный счет в пределах 5; сравнивать предметы по размеру Дидактическая игра «Считаем животных Зимовья» Закрепляют Закрепляют количественный и порядковый счет в пределах 5; сравнивают предметы по размеру
Задает вопросы: 1. Сколько всего животных в Зимовье?
Слайд ЭОР
2. Назовите самого большого и самого маленького животного.
3. Назовите животных по порядку.
Дети считают их количество животных, сравнивают их по размеру, отвечают на вопросы воспитателя.
Дети считают животных по порядку.
Физическое развитие : снять усталость и напряжение, удовлетворяют потребность в движении. Развивать внимание, быстроту реакции при выполнении действий на сигнал (по окончанию слов) Физминутка «В Зимовье» Снимают усталость и напряжение, удовлетворяют потребность в движении. Развивают внимание, быстроту реакции при выполнении действий на сигнал (по окончанию слов)
Проводит физминутку.
Предлагает детям выбрать маски животных по желанию (5 волков, бык, баран, кот, свинья, петух) Проводится игра в кругу по типу игры «Мышеловка».
«Раз, два, три – лови!»
Проводит игру 2 раза Дети выбирают маску понравившегося животного, делятся на две группы : 5 чел. (домашних животные) встают по кругу взявшись за руки (руки поднять вверх – двери, окна дома, а другие 5 чел. (дикие животные – волки) бегают под слова воспитателя, забегая в круг и выбегая из него. По окончанию слов дети опускают руки и, попавшиеся волки выполняют задание (похлопать в ладоши 3 раза, 5 раз)
Познавательное развитие : уточнить у детей представление о геометрических фигурах: квадрат, круг, прямоугольник, треугольник и их основных признаках, упражнять детей в конструировании из простых геометрических фигур. Дидактическая игра «Строим дома» Уточняют представление о геометрических фигурах: квадрат, круг, прямоугольник, треугольник и их основных признаках, упражняются в конструировании из простых геометрических фигур.
(Пока дети играют в игру на слайде ЭОР наступает весна и дом зверей разрушается). Предлагает детям построить новые дома из наборов счетных фигур для каждого животного и заселить его в новый дом. Называют признаки весны.
Строят дома для домашних и диких животных каждый по одному. Заселяют в дома зверей и волков (снимают маски животных и кладут рядом с домами)
Заключительный Игровая ситуация «Возвращение» Закреплены: умение классифицировать предметы по цвету и форме, декодировать (расшифровывать) информацию, изображенную на карточках, используя логические блоки З. Дьенеша; представление о геометрических фигурах: квадрат, круг, прямоугольник, треугольник и их основных признаках; количественный и порядковый счет; представления о диких и домашних животных; умение определять местоположение предмета.
(По завершению строительства домов разбрасывает шишки незаметно). Предлагает вернуться детям в детский сад, собрав в лесу с собой шишки для поделок. (Волшебная корзина с шишками возвращает детей в детский сад).
Задает вопрос: «Ребята, чем запомнилось вам наше путешествие в сказку? Что понравилось?» Дети прощаются с животными, собирают шишки и уходят в детский сад. Отвечают на вопросы воспитателя полным предложением.