Беляева Юлия
«Дом для матрёшки». План-конспект НОД по конструированию из деревянного конструктора в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».
Цель: формировать у детей элементарное представление о постройке дома из конструктора.
Задачи:
1. «Познавательное развитие»:
Развивать познавательные процессы. Познакомить детей с разнообразными видами построек домов, с их особенностями строений, их назначений. Расширять представление детей о деталях конструктора: кирпичик, кубик, призма, различать их по форме и цвете. Учить понимать взрослого, думать, находить решение. Упражнять в подборе нужных деталей конструктора для будущей постройки. Способствовать развитию умения анализировать готовую постройку, определять пространственное расположение частей (сзади, спереди, сверху и т. п.); закреплению умения детей делать постройки устойчивыми, прочными. Развивать у детей творчество, воображение, умения комбинировать детали, сочетать их по форме, величине и цвету.
2. «Социально - коммуникативное развитие»:
Воспитывать дружеские взаимоотношения со сверстниками в группе, эмоциональную отзывчивость, желание оказывать помощь. Способствовать сплочению детского коллектива.
3. «Речевое развитие»:
Развивать речь детей; называть детали конструктора (кирпичик, призма, кубик, их форме (треугольник, прямоугольник, квадрат). Обогащать словарный запас прилагательными, обозначающими форму деталей постройки домика: квадратной, треугольной, прямоугольной, их цвет. Упражнять детей в умении отвечать на вопросы педагога полным предложением.
4. «Физическое развитие»:
Развивать двигательную активность детей. Закреплять умение выполнять простейшие действия по тексту игры, развивать координацию движений, снять мышечное напряжение.
5. «Художественно-эстетическое развитие»:
Создать положительный эмоциональный настрой.
Предварительная работа:
рассматривание картин и иллюстраций домов в книгах, разных домов по дороге в сад с родителями, чтение художественно литературы (сказок, стихов, потешек, постройка домов для животных, гараж для машин.
Материал и оборудование:
Демонстрационный: постройка из деревянного конструктора Томик, игрушка Медведь, машина, иллюстрации домов (3-4 шт.)
Раздаточный: деревянный конструктор Томик, маленькие матрёшки на каждого ребёнка.
Методы и приёмы:
наглядные: рассматривание готовой постройки
словесные: загадка, рассказ воспитателя, объяснение и пояснение, вопрос-ответ, проговаривание слов
практические: игровая ситуация, сюрпризный момент - приход героя – игрушки Медведя с матрёшками, физкультминутка.
Формы организации совместной деятельности
Детская деятельность Формы и методы организации совместной деятельности
Двигательная Физминутка «Строим дом». Цель: развивать двигательную активность детей. Закреплять умение выполнять простейшие действия по тексту игры, развивать координацию движений, снять мышечное напряжение.
Игровая Игровая ситуация «Встреча с гостем Медведем». Цель: создать положительный эмоциональный настрой, мотивировать на предстоящую деятельность.
Познавательная «Работа с иллюстрациями». Цель: познакомить детей с разнообразными видами построек домов, с их особенностями строений, их назначений.
«Обследование домика». Цель: расширять представление детей о деталях конструктора. Учить понимать взрослого, думать, находить решение. Упражнять в подборе нужных деталей конструктора для будущей постройки. Способствовать развитию умения анализировать готовую постройку, определять пространственное расположение частей (сзади, спереди, сверху и т. п.)
Коммуникативная Физминутка «Строим дом». Цель: чётко проговаривать слова.
«Обследование домика». Цель: упражнять детей в умении называть детали конструктора (кирпичик, призма, кубик, их форме (треугольник, прямоугольник, квадрат). Обогащать словарный запас прилагательными, обозначающими форму деталей постройки домика: квадратной, треугольной, прямоугольной.
Конструирование «Постройка домика». Цель: учить детей самостоятельно сооружать постройку в соответствии с размером игрушки.
Логика образовательной деятельности
Этап занятия
Задачи
(с обозначением обр. области) Деятельность воспитателя Деятельность воспитанников Ожидаемые результаты
Мотивационно-организационный Встреча с гостем Медведем
Мотивированы на предстоящую деятельность.
Раздаётся стук в дверь. В гости к детям приходит Медведь (игрушка). Педагог ведёт диалог от имени медведя. Приветствует детей, загадывает загадку: «В городах и в деревнях,
Ты везде их повстречаешь,
В них тепло, светло, уютно,
Ну и как их величают?» (дом)
Медведь: - Ребята, а вы знаете, где находится мой дом? (В лесу) - А как он называется? (Берлога) - Я к вам приехал за помощью. Помогите мне. Нахожусь я в своей берлоге, и тут ко мне гости пришли – матрёшки, и попросились пожить у меня. А я их пустить не могу.
Педагог: - Ребята, а почему медведь не может пустить матрёшек к себе в берлогу? (зимой медведь должен спать, матрёшки не живут в берлоге)
- А где могут жить матрёшки? (на полке, в коробке, в ящичке)
Медведь: - Но я живу в своём доме. И вы постройте для Матрёшек дома, я вам буду очень благодарен. Я оставляю вам матрёшек, а сам поеду обратно в лес, берлогу к зиме готовить!
(Педагог вывозит машину с медведем за дверь) Дети приветствуют Медведя, отгадывают загадку, отвечают на вопросы героя и педагога
Деятельностный ПР. Познакомить детей с разнообразными видами построек домов, с их особенностями строений, их назначений.
РР. Упражнять детей в умение отвечать на вопросы педагога полным предложением Работа с иллюстрациями Знакомятся с разными видами домов.
Отвечают на вопросы полным предложением
Педагог предлагает рассмотреть с детьми иллюстрации с разными домами. Определяет с детьми особенности строений, их назначение (3-4 иллюстрации) Дети рассматривают иллюстрации домов, участвуют в беседе, отвечают на вопросы
Деятельностный ФР: развивать двигательную активность, снять напряжение
РР: чётко проговаривать слова физминутки Физминутка «Строим дом» Удовлетворена потребность детей в движении, снимается мышечное напряжение;
Дети проговаривают слова
Воспитатель проводит физминутку:
«Строим дом».
Целый день тук да тук-
Раздаётся звонкий стук.
(Руки сжаты в кулаки, большой палец поднят вверх, постукивает по указательным пальцам)
Молоточки стучат,
(Стучать кулаком о кулак)
Матрёшкам домик мастерят.
(Пальцы соединить, показать «крышу»)
Вот какой хороший дом,
(Сжимать-разжимать пальцы)
Как все славно заживём.
(Вращать кисти рук)
- Вот наши воображаемые домики и готовы.
Педагог предлагает построить
настоящие домики предварительно рассмотрев построенный им дом Дети выполняют упражнения физминутки в соответствии со словами текста.
Деятельностный ПР: расширять представление детей о деталях конструктора. Учить понимать взрослого, думать, находить решение. Упражнять в подборе нужных деталей конструктора для будущей постройки.
Способствовать развитию умения анализировать готовую постройку, определять пространственное расположение частей (сзади, спереди, сверху и т. п.)
РР: развивать речь детей. Упражнять детей в умении называть детали конструктора (кирпичик, призма, кубик, их форме (треугольник, прямоугольник, квадрат). Обогащать словарный запас прилагательными, обозначающими форму деталей постройки домика: квадратной, треугольной, прямоугольной Обследование домика Определяют, подбирают и называют детали конструктора для постройки домика.
Определяют пространственное расположение частей (сзади, спереди, сверху и т. п.)
Используют в речи прилагательные, обозначающие форму деталей
Педагог проводит обследование построенного им домика с детьми и задаёт вопросы:
- Что есть у домика? (стены)
- Из чего они сделаны? (из кубиков).
- Сколько кубиков слева? Сколько их справа? (по 2 кубика). Какой формы кубик? (квадратной) Сколько сзади? (один) Что у домика сзади? (окно) Что у домика сверху? (крыша) Из чего сделана крыша? (из большой призмы) какой формы призма? (треугольник) А что впереди домика? (двери) Из чего они сделаны? (из двух кирпичиков) какой формы кирпичики? (прямоугольной) (Если дети затрудняются в ответах, педагог говорит сама и предлагает повторить 1-2 детям)
Обращает внимание на цвет стен, крыши. Уточнить, что стены у домика построены из деталей одного цвета, а крыша из детали другого.
- Ребята, с чего вы начнете делать постройку? (сначала надо сделать стены)
Педагог не показывает детям всего процесса стройки, а только объясняет и показывает, как определять расстояние между стенами: положить кирпичик на длинную узкую сторону для задней стены, к нему приставить кирпичики для боковых стен. Дети включаются в работу по обследованию построенного педагогом домика; определяют и называют детали постройки, стороны и форму деталей конструктора.
Деятельностный ПР: учить детей самостоятельно сооружать постройку в соответствии с размером игрушки.
РР: продолжать упражнять в умении отвечать на вопросы педагога полным предложением.
С-КР: воспитывать дружеские взаимоотношения со сверстниками в группе, эмоциональную отзывчивость, желание оказывать помощь; способствовать
сплочению детского коллектива. Самостоятельная работа детей Самостоятельно сооружают постройку в соответствии с размером игрушки.
Педагог предлагает детям самостоятельно построить домик для матрёшки. Помогает в случае затруднений. Побуждает детей к активизации речевой деятельности. Задаёт вопросы: - Из чего ты строишь стены? - Чем ты украсишь крышу? - Какие кирпичики ты выберешь по цвету? - Прочно ли стоят твои стены и т. д. Дети самостоятельно выполняют работу по созданию постройки дома для матрёшки, отвечают на вопросы педагога
Заключительный Итог. Анализ построек. Рефлексия. Закреплены представления о деталях постройки домика (кирпичик, кубик, призма, их формах (прямоугольник, квадрат, треугольник, о размере постройки домика в соответствии с размером игрушки;
умения анализировать готовую постройку, определять пространственное расположение частей (сзади, спереди, сверху и т. п.); закреплению умения детей делать постройки устойчивыми, прочными; умения комбинировать детали, сочетать их по форме, величине и цвету.
Педагог проводит беседу и анализирует постройки детей:
- Вот какие домики у нас получились. Давайте полюбуемся ими! Найдите самый прочный дом? Дом, в котором матрёшке удобно жить. - Почему ты так считаешь?
Раздаёт матрёшек детям, помогает советом:
- А если матрёшки захотят сходить друг к другу в гости, что нужно построить (дорожку между домами) Дети отвечают на вопросы педагога, обыгрывают постройки и продолжают строить дорожки, украшают домики, продолжают игру,
испытывают эстетические чувства радости от выполненной работы