Светлана Курдова
План-конспект НОД «Царица русских рек»
▼ Скачать + Заказать документы
План-конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе
«Царица русских рек»
Цель: Обобщать представления детей о реке Волге, её значении для жителей Тольятти.
Задачи:
Образовательная:
- обобщить представления детей о природных богатствах реки России Волги. - формировать познавательный интерес к реке Волге.
- формировать умение классифицировать понятия,
- закреплять умение определять цветовые оттенки,
Публикация «План-конспект НОД „Царица русских рек“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Реки и озера
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2014
- продолжать формировать умение смешивать краски на палитре для получения желаемого оттенка
Развивающая:
- развивать умение детей видеть красоту реки, восхищаться ею.
-способствовать развитию у детей активности, инициативы, умению делать самостоятельные выводы.
-развивать способность к эмоциональному восприятию произведений искусства.
- развивать способность адекватно оценивать действия и решать проблемные ситуации.
Воспитывающая:
-воспитывать патриотизм, любовь к своей малой родине и к реке Волге.
- совершенствовать умение общаться со взрослыми и сверстниками
- воспитывать любовь к своей малой Родине.
Приоритетные образовательные области: "Познание", "Коммуникация"
Интеграция образовательных областей: : «Социализация», «Коммуникация», «Познание»,«Художественное творчество»
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная,
познавательно-исследовательская, музыкально-художественная,
продуктивная.
Оборудование:
1. Пароход из бумаги,
2. Карта России с изображёнными на ней реками, верёвочки для сравнения,
3. Морфологическая таблица,
4. Ноутбук, медиапрезентация,
5. Д/и «Подбери палитру»,
6. Палитры, кисти, банки для воды, гуашь, 2 листа пластмассы, 1 лист бумаги А3
Ход непосредственной образовательной деятельности
(Воспитатель начинает мастерить из бумаги пароход в технике оригами.) Ребята, вам интересно, что я делаю? Подойдите сюда. Что у меня получилось? (Пароход).
Наш пароход мечтает отправиться в плавание по реке, да не по какой-нибудь, а по царице рек русских. Что же это за речка такая? Кто-нибудь из вас знает? И я не знаю… Какую же реку называют «Царицей русских рек»? Надо посмотреть на карте России. Синим цветом здесь обозначены реки. (Дон, Енисей, Волга, Обь, Иртыш, Лена). Какая же из них царица? Неизвестно. Но я знаю один секрет: длина этой реки на карте равна длине этой верёвочки. Давайте разобьёмся на пары и попробуем это выяснить. Длина какой реки на карте совпадает с длиной верёвочки, та и называется царицей рек русских.
Дети, разбившись по парам, измеряют веревочкой длину всех изображенных рек. Длина веревочки совпадает с длиной изображения Волги. Дети приходят к выводу, что именно Волгу называют царицей русских рек.
«Интересно, а за что же её так назвали? Вы знаете, ребята? (Нет). Может быть, она самая длинная? Нет. Есть реки длиннее Волги (например, Лена) Может быть, мы найдем ответ, если вспомним, какую же пользу приносит Волга людям. За что мы её так любим?
Вспомогательные вопросы:
1. Что есть у Волги, чем мы пользуемся? (вода, рыба)
2. Почему лампочка горит? (Тольяттинская ГЭС вырабатывает электричество)
3. А для нашего парохода Волга чем будет? (Дорогой. Волга – крупный транспортный путь)
4. Вы замечали, как дышится на берегу? (Экология, свежий воздух, водоросли вырабатывают очень много кислорода)
6. Почему говорят, чтобы не болеть, надо купаться? (Закаливание)
Ребята, мне кажется, забыли одну очень важную пользу. А какую, нам подскажет фильм. (Медиапрезентация, которая содержит репродукции картин художников Тольятти, на всех картинах изображена Волга, под музыку народной песни «Волга-реченька) и декламирование стихотворения Дмитрия Садовникова «Тебе несу стихи, река моя родная.
Они навеяны и созданы тобой
– Мелькали предо мной, окраскою сверкая,
Как рыбки вольные сверкают чешуёй.
Простор песков твоих, лесов живые краски,
Разливы вешние ликующей воды.
И темных Жигулей предания и сказки
В стихах оставили заметные следы.»
(Дмитрий Садовников из цикла «Волжские этюды»
)
Игорь Панов «Цветы над Волгой»
Игорь Панов «По тихой воде»
Денис Елисеенко «Вечерний рейс»
Игорь Панов «Вечер»
А эти картины написаны нашими земляками, тольяттинскими художниками.
Какую же мы пользу забыли, что дала Волга поэтам, музыкантам, художникам, что они захотели нарисовать Волгу, написать стихи, музыку о ней? Какая она для них? Красивая. Красота. Это тоже польза, что получилось из этой пользы? Художники, вдохновившись, нарисовали… (картины, поэты – (стихи, музыканты – (музыку, режиссёры – (фильмы).
А другие реки могут приносить такую же пользу? (да) Так что же в ней царского? Надо поближе рассмотреть её портреты. На всех картинах Волга, на всех – вода, но одинаковая ли она по настроению? (Нет, разная)
У Юрия Гаврилёнка – Волга какая? (красивая, торжественная, яркая, Михаил Федотов изобразил Волгу какой? (безмятежной, радостной, Игорь Панов написал Волгу какой? (воздушная, спокойная, на картине Дениса Елисеенко Волга какая? (добрая, сильная, кормилица) А как получилось у воды разное настроение? Как его передали художники? (цветом).
Давайте подберём палитру этих цветов и узнаем, какими цветами можно изобразить разное настроение реки.
Д/и «Подбери палитру» (множество бумажных полосок различных цветов и оттенков, сложенные в коробку, карточки с липкой полосой по числу детей. Дети берут полосочки из коробки и прикладывают их к репродукции картины. Если цвет и оттенок полоски совпал, то приклеивают на карточку. Подбираем цвет Волги. Покажем друг другу.
Какое настроение получилось у вас на палитре?
Веселое настроение передают яркие цвета, спокойное - приглушенные полутона.
Может если мы сами ее нарисуем, тогда поймем что в ней царского? Но и у других рек может быть разное настроение. а чтобы нарисовать надо самим представить себя Волгой.
Физминутка.
Давайте встанем в круг и представим себя Волгой. Закроем глаза. Покачиваясь, медленно бежит она с севера на юг, её волны набегают на берег, наступила зима, её сковывает лёд, она замёрзла, стала твёрдой, но пришла весна, выглянуло солнышко, Волга освободилась ото льда и побежала дальше.
Давайте зажмуримся и представим, какое настроение сейчас у нашей Волги, какими цветами вы бы его обозначили? (У Маши своё настроение, у Саши – своё).
А теперь нарисуем Волгу в том настроении и теми цветами, какими мы её увидели. Каждый составит у себя на палитре цвета. Девочки нарисуют Волгу на этом листе,а мальчики на этом. Создаём коллективное панно в технике монотипия.
Если я захочу сделать свою Волгу лёгкой, воздушной, светлой, то какая мне поможет краска? (белая) А если я захочу её сделать яркой, солнечной, то какую краску надо использовать? (жёлтую).
А сейчас соединим всё вместе, положим сверху лист бумаги, погладим его все вместе, считаем до трёх и поднимем его и посмотрим, что у нас получилось. (Уточнить настроение)
Вот и Волга для нашего парохода! Счастливого пути, кораблик!
А нашли ли мы ответ, почему Волгу называют царицей русских рек? (ответы детей) А другие реки тоже большие, а другие реки тоже дают рыбу. Тогда нам с вами ещё предстоит узнать об этом. У кого можно спросить? (У мамы, папы)
Где можно об этом прочитать? (В книгах, в интернете)
А всё, что вы узнаете, мы положим в вот в эту книгу и, наверное, тогда мы найдём ответ на этот вопрос.
Если хотите, можете сделать свои пароходики и пустить их в плавание по Волге.