Эльвира Гуськова
План-конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе «Любимый край Самарский»
▼ Скачать + Заказать документы
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 3 г. о. Чапаевск Самарской области
структурное подразделение «Детский сад № 19 «Колокольчик»
План – конспект
непосредственно образовательной деятельности
в старшей группе по теме «Любимый край Самарский»
Публикация «План-конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе „Любимый край Самарский“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Республика, область, край. Список городов
- Самарская область, Самара
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2014
Воспитатель:
Гуськова Э. Г.
07.03.2014 г.
2014 г.
Программное содержание:
воспитывать чувство гордости, любви к родному краю; ответственности за родную природу, бережное отношение к ней;
обобщать и закреплять знания детей о растительном и животном мире родного края;
развивать внимание, память, активизировать речь детей
Предварительная работа: беседа о городах Самарской области; рассматривание иллюстраций; альбомов, фотографий, открыток с изображением памятных мест, пейзажного природного ландшафта.
Материал и оборудование:
карта Самарской области, иллюстрации с видом на Волгу, письмо от Щуки, набор иллюстраций «Рыбы», дидактическая игра «Что есть у рыб».
Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг,
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
- Что такое Родина?
(это страна, в которой мы родились и живем, наша Родина – это поля, леса, реки; это земля, где трудились и жили наши предки; Родина – это наш край, город, детский сад; Родина – это место, где живут близкие и дорогие нам люди: мамы, папы, бабушки, дедушки; это место, где стоит наш детский сад).
Самое прекрасное слово на свете – Родина. У каждого человека есть Родина и все любят ее. Любит место, где он родился и живет.
- А как называется наша Родина? (Россия)
Много городов в России.
- А какой главный город России? (Москва)
- А как называется наш город, в котором мы живем? (Чапаевск)
- А в какой области находится г. Чапаевск (в Самарской)
(Показать карту и иллюстрации природы)
- Самарская область – гигантский край, прекрасная часть нашей огромной России.
Мой край родной, горжусь тобой,
Живу тобой, дышу тобой,
Мой край родной, мой край родной.
- А сейчас послушайте загадку – стихотворение и попробуйте отгадать, о чем в ней говориться:
«Красавица народная,
Как море полноводная,
Как Родина свободная,
Широка, глубока, сильна…»
- Как вы думаете, о чем стихотворение? (Это стихотворение о реке Волга)
- Правильно, сегодня мы поговорим о великой русской реке Волге (рассмотреть иллюстрации)
- Великой ее называют, потому что она действительно велика.
Физминутка
К Волге быстро мы спустились
Наплескались и умылись
1,2,3,4 –
Вот как славно освежились!
А теперь поплыли дружно
Делать так руками нужно:
Скажу раз – это брасс,
Один, другой – это кроль,
Все, как один поплывем.
Вышли на берег крутой
И отправимся домой.
- Посмотрите на карту.
Это самая большая река нашей страны.
Название «Волга» означает «святая, священная».
- Волга – это не просто красивые берега.
Это пресная вода.
- А кому она нужна?
(без воды не могут жить животные, люди, растения)
- Верно, без воды не могут жить ни животные, ни растения, ни люди.
- Это бесценное богатство, которое надо беречь и охранять.
- А чем еще богата река? (рыбой)
- Конечно, рыбой. Волга всегда кормила и кормит людей своими богатствами.
Посмотрите на реку.
И кажется в ней
Нет ни малявок, ни окуней.
Только бежит голубая вода,
Петляя по лугу незнакомо куда.
Но если поглубже в нее заглянуть,
С маской и трубкой тихонько нырнуть,
Сразу увидишь, что это не так,
Здесь проживает сазан и судак,
Река ведь не просто течет,
Она интересной жизнью живет!
- Ой, посмотрите, здесь письмо от щуки.
Щука приглашает нас в свой мир, мир воды, чтобы мы поближе познакомились с ее соседями – рыбами.
- Хотите отправиться в путешествие, в подводный мир реки?
Закроем глаза и представим, как опускаемся на дно.
(перейти в другую часть группы).
- Какие рыбы окружают нас?
(лещ, окунь, налим, щука, чехонь, жерех, сом, судак, сазан)
Поиграем «Возьми рыбку и расскажи о ней» :
Окунь - полосатый красавец, у него красивые красные плавники.
Лещ - плоский, как крышка от кастрюли.
Сом - это речная акула, ест все подряд и может напасть на людей.
Судак - хищная рыба, чистюля, судак не живет в загрязненных водоемах.
Налим - ручной слизняк, все тело покрыто очень мелкими, нежными чешуйками, которые скрыты толстым слоем слизи.
Ёрш - чем-то напоминает ежа, такой же, колючий.
Жерех - шумный охотник, обнаружив стайку рыб, жерех стремительно врывается в нее, круто разворачивается и одновременно с большой силой бьет хвостом и съедает оглушенную рыбу.
Чехонь - «речная сабля», по форме тело напоминает саблю.
Сазан - речная золотая рыбка, имеет крупную чешую, золотистого цвета.
Щука - прозвали «речным волком», она охотится из-за засады, притаившись где-нибудь в камыше, нападает на мелких рыбешек и на крупных, если голодна, может утащить на дно утенка или гусенка. У нее сильные плавники.
Щуку называют речным санитаром. Она нападает на больных рыб и тем самым очищает водоемы, не дает распространяться болезням.
Игра «Хлопни в ладоши, если услышишь речную рыбу».
Дидактическая игра «Что есть у рыбы»
- Из каких частей состоит рыба?
(плавники служат рулём и тормозом;
хвост служит мотором рыбы;
с помощью парных плавников она может подниматься вверх и опускаться вниз;
слизь, покрывающая все тело, помогает рыбе плавать, не допустить
проникновения вредных бактерий).
- А для чего жабры?
(через жабры рыбы вдыхают воздух)
- Чем питаются рыбы?
(водорослями, червяками, насекомыми, мелкой рыбешкой, часто лакомятся
икринками других рыб).
- Как называются детеныши рыб? (мальки)
- Из чего они выводятся? (из икринок)
- Давайте вспомним и расскажем, как это происходит.
1. Взрослая рыба откладывает в воде икру в виде длинной ленты.
2. Множество круглых икринок прилепляются к водорослям под водой. В икринках развиваются зародыши рыб.
3. Из икринок начинают вылупляться мальки – маленькие рыбки.
4. У мальков имеется специальный листочек с питательными веществами, за счет которого сначала они питаются.
5. Потом мальки начинают добывать пищу из воды – мелких рачков, водоросли, и постепенно растут, становятся похожими на маленьких рыб.
6. Малек развивается во взрослую рыбу.
Игра «Волга волнуется…»
- Ребята, всё бы было хорошо, но есть большая проблема. Люди сильно загрязняют реки и озёра, сбрасывают промышленные отходы, различные предметы и мусор. Вода становится грязной и ядовитой. От этого задыхаются водоросли, мелкие рыбешки, гибнут рыбы и птицы.
Разве будет в реке кто водиться?
Засорили, замутили всю водицу,
На дне его бутылки и рваные ботинки.
Бумага, тряпки, склянки, консервные банки.
Гибнут растения, раки, рыбешки,
Вы помогите, друзья, хоть немножко!
- Хорошо ли живется речным рыбам среди мусора?
- Что надо сделать, чтобы река стала чистая? (собрать мусор).
Игра – эстафета «Очистим Волгу от мусора»
- Вот мы очистили водоем от мусора.
(подойти к плакату)
- А сейчас я вам предлагаю запустить своих мальков в чистую речку.
Возьмите своих рыбок и прикрепите на плакат.
- Волга остается в сердце у нас.
Пусть никогда не пересохнет маленький ручеек, с которого начинается Волга, а вода в ней будет чистой и серебристой.