Татьяна Летучева
План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе «Удивительные свойства песка»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Удивительные свойства песка»
Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Познание», «Социализация», «Художественное творчество», «Физическая культура», «Музыка», «Здоровье»
Задачи:
1. Развивать устную речь детей, обогащать словарь за счёт слов: вязкий, рассыпчатый, песчинки, свободное общение с взрослыми и детьми, стимулировать собственные высказывания детей. («Коммуникация»)
Публикация «План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе „Удивительные свойства песка“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песок. Свойства песка, опыты и исследования
- Свойства материалов и веществ
- Старшая группа
- Темочки
2. Развивать познавательно – исследовательскую деятельность, желание детей узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно, желания участвовать в исследовательской деятельности. («Познание»)
3. Развивать игровую деятельность детей, умение совместно действовать в физминутке «Песчинки». («Социализация»)
4. Развивать фантазию, воображение, закреплять умение рисовать по песку. («Художественное творчество»)
5. Развивать двигательную активность, координацию движения во время физминутки «Песчинки». Развивать мелкую моторику кисти рук (работа с песком). («Физическая культура»)
6. Определение характера музыкального произведения («Музыка»).
7. Создать эмоциональный фон во время физминутки «Песчинки», развивать музыкальный слух. («Здоровье»).
Методы и приёмы:
- практические: наблюдения, опыты, экспериментирование, рисование.
- наглядные: рассматривание иллюстраций, образцы песка.
- словесные: беседы, словесные игры.
Материалы и оборудование:
на каждого ребёнка: песок на пластмассовых тарелочках, стаканы с водой, лупы, фартуки, колпаки, влажные салфетки, формочки, палочки, контейнеры с сухим и мокрым песком.
Ход занятия
Сюрпризный момент - воспитатель вносит «Волшебный мешочек», предлагает детям опустить в него руку и на ощупь определить, что там находится.
Выслушиваются предположения детей:
Воспитатель: А теперь ребята давайте посмотрим, что же находится, в волшебном мешочке? Воспитатель открывает мешочек, дети проверяют свои предположения.
Воспитатель: Что это?
Дети: Песок.
Воспитатель: Ребята как вы думаете, песок - это живая или неживая природа? Почему?
Дети: Песок - это неживая природа, потому что он не растет, не дышит, не питается, не размножается.
Воспитатель: А вы хотели бы узнать про волшебный песок и его свойства? Я приглашаю вас в нашу волшебную лабораторию. Что такое лаборатория?
Дети: Специальный кабинет, где проводят исследования, ставят опыты, эксперименты.
Воспитатель: Сегодня вы будете исследовать песок, проведёте опыты и эксперименты, познакомитесь с его свойствами. Но для того чтобы проводить опыты необходимо специальное оборудование. Какое оборудование находится у вас на столах?
Дети: Дети перечисляют оборудование.
Воспитатель: Ребята, что такой песок, из чего он состоит? Давайте проведём опыт. Обследование сухого песка пальцами; насыпать его на пластину и рассмотреть в лупу,
Дети: Песок состоит из мелких камешков, песчинок, которые имеют разную окраску, форму, размеры. На ощупь песок шершавый, песчинки лежат отдельно друг от друга, не прилипают друг к другу, сухой песок лёгкий.
Воспитатель: Ребята, а теперь я предлагаю вам, как можно, глубоко погрузив руки в песок, сжимать, перетирать его между ладонями.
Что вы почувствовали, когда погрузили руки в песок? Расскажите о ваших ощущениях:
Дети: "Я чувствую тепло (холод) песка", "Я чувствую маленькие крупинки. Они колются. Мне приятно" Песок сухой, мягкий.
Воспитатель: Значит песок, какой, мелкий и сухой. Ребята, а можно из сухого песка что-нибудь слепить? Дети пытаются что - то слепить, но у них не получается.
Дети: Песок рассыпается, потому что он сухой и песчинки не прилипают друг к другу.
Физ. Минутка. Ребята, давайте с вами немножко поиграем. Выходите на ковёр. Вокруг себя повернитесь и в песчинки превратитесь. Присели все на корточки. Вот сколько много у нас песка. Но вот подул ветерок, поднял песчинки, и они полетели в разные стороны. Ветер стих, и они опустились на землю. Снова подул ветерок, поднял песчинки, и они полетели в разные стороны. Ветер стих, и они опустились на землю.
Воспитатель: Ну, вот ребята мы с вами и поиграли. И я снова приглашаю вас в нашу волшебную лабораторию, где мы продолжим исследовать песок.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, если в баночку с водой опустить горсть сухого песка, что произойдет? Давайте проведём опыт.
Дети: Песок опустился на дно, а на поверхности воды можно увидеть песочную пыль. Если размешать воду, песочная пыль растворится, окрасит воду.
Вывод: песок тяжелый, пыль легкая остается на поверхности, окрашивает воду.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, что нужно сделать, чтобы из песка можно было лепить, строить постройки?
Дети: Намочить песок.
Дети проводят опыт: В стаканчик с песком наливают воду.
Воспитатель: Потрогайте песок. Каким он стал?
Дети: Влажным, мокрым, он потемнел, песок стал тяжёлым.
Воспитатель: А куда исчезла вода?
Дети: Она находится в песке между песчинками. Значит, песок пропускает воду, может изменить свои свойства под воздействием воды.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете какой песок тяжелее?
Сравнение мокрого и сухого песка по весу. Дети насыпают песок в две одинаковые чашечки, пытаются при помощи рук определить вес песка. Воспитатель предлагает определить вес песка при помощи весов. На весах взвешиваем чашечки с песком и определяем, что мокрый песок тяжелее сухого.
Воспитатель: А теперь попробуйте что-нибудь слепить. Получились у вас фигурки? Какой можно сделать вывод.
Дети: Из мокрого песка хорошо лепить.
Воспитатель: А теперь я предлагаю вам поиграть в игру песок «Хорошо – плохо».
Дети:
– Хорошо: в песок можно играть детям, загорать на пляже, ходить по песку босиком, песок нужен для строительства домов, мостов, дорог.
– Плохо: красивые горы и камни постепенно разрушаются, в сухую и ветреную погоду песок поднимается в воздух и попадает в лицо в глаза.
Воспитатель: Ребята, сегодня, «наш герой» – это песок. Мы с вами познакомились и закрепили свойства песка. Какой из опытов вам понравился больше всего? Хотели бы вы исследовать ещё что – нибудь, узнать что – то новое о песке.
Ответы детей:
Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам стать художниками и порисовать на сухом и мокром песке.
Дети пальчиками или при помощи палочки рисуют на сухом и мокром песке.