Дина Беляева
План-конспект мастер-класса «Веточка вербы» по правополушарной живописьи
▼ Скачать + Заказать документы
План-конспект мастер-класса
«Веточка вербы» (правополушарная живопись)
Цель: Познакомить участников мастер-класса с методикой правополушарного рисования.
Оборудование:
Мини выставка собственных работ.
Раздаточный материал:
Гуашь 10 цветов;
Набор кистей №8, №16 (щетина); №3, №5 (пони);
Баночка с водой;
Тряпочка для рук и кистей;
Ламинированный планшет с заготовленной акварельной бумагой (планшет формат А4, бумага формат А5).
Публикация «План-конспект мастер-класса „Веточка вербы“ по правополушарной живописьи» размещена в разделах
- Дерево Верба, веточки вербы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» март 2021
Ход мастер-класса
Что такое правополушарная живопись?
Абсолютно в каждом из нас заложен потенциал творческих способностей, которые легко реализовать, если не ограничивать себя. В детстве, мы не боимся браться за новое, а когда становимся взрослыми, то считаем, что творчеством должны заниматься только одарённые люди.
На самом деле, эти рамки ставим мы сами. Достаточно перестать бояться и поверить в собственные возможности!
Творческий процесс оказывает благоприятное влияние на правое полушарие мозга, что позволяет развивать интуицию, воображение, делает наши эмоции ярче!
ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ:
Ученые долгое время воспринимали правое полушарие как ненужную часть, полагая, что это такой же атавизм, как и аппендикс.
Психоаналитик Мэрили Зденек утверждал, что ребенок, у которого доминирует левое полушарие, лучше учится, отличается прилежанием, добивается в будущем успехов. Ребенок с преобладающей активностью правого полушария, склонный к мечтаниям и сочинениям, меньше внимания уделяет учебе, не добивается успехов в школе, так как стремления его не поощряются обществом.
Взгляды ученых изменились благодаря работам американского невролога Роджера Сперри. Стало понятно, что правое полушарие не только не является бесполезным, но и выполняет чрезвычайно важные функции. Оно отвечает за все, что связано с творчеством и образным мышлением. Исследования показали, что именно правое полушарие доминировало у выдающихся художников, писателей и других деятелей искусства.
Основная концепция данного метода базируется на его работах. Он доказал, что правое и левое полушария человеческого мозга отвечают за совершенно разные виды деятельности.
Левое (вербальное) – за логику и аналитическое мышление, с его помощью обрабатывается речь, математические вычисления, звуки, а правое (образное) – за творчество и интуицию, восприятие формы и цвета.
Известно, что в детском возрасте человек использует оба полушария одинаково активно, но со временем левое начинает преобладать, так как в процессе взросления человек начинает узнавать и использовать для обработки все большее количество информации.
В конце 70-х годов американский преподаватель искусства Бетти Эдвардс, в своей книге «Открой в себе художника» доказала, что умение рисовать, как и любой другой навык (чтение, письмо, вождение автомобиля) можно легко развить.
Бетти Эдвардс пишет в своей книге: «Рисование доступно каждому: для этого нужно «включить» правое полушарие мозга».
Для «включения» правого полушария мы попробуем выполнить несколько простых упражнений.
УПРАЖНЕНИЕ 1: Возьмитесь левой рукой за кончик носа, а правой за мочку левого уха. Затем опустите руки, и сделайте хлопок в ладоши. Поменяйте руки, и повторите упражнение
УПРАЖНЕНИЕ 2: Возьмите в обе руки по воображаемому карандашу, и начинаете рисовать симметрично-зеркальные рисунки. Пусть они будут сначала простыми, например, буквы или цифры. Если обеими руками сложно это делать, придется сначала выполнять упражнение с каждой рукой по отдельности.
УПРАЖНЕНИЕ 3: Возьмите лист бумаги обеими руками и помашите им, задействуя не только кисти, но и локти, и плечи.
У многих детей присутствует боязнь «чистого листа», поэтому данная технология уделяет большое внимание созданию фона за считанные минуты.
Чтобы не сковывать движения, не сдерживать творческий порыв – предварительно, бумажным скотчем закрепляют лист для рисования меньшего формата по периметру на специально заламинированном планшете формата А4.
Создание фона
- Для начала необходимо избавиться от чистого листа, для этого нам нужно её загрунтовать. Берём широкую кисть, опускаем её на 1см в воду, отжимаем о край баночки лишнюю влагу, набираем белую краску и начинаем покрывать ею нашу поверхность горизонтальными мазками, спускаясь сверху вниз.
Дальше на круглую кисть набираем краску и ставим точки, кляксы, черточки, «червячки» в разных местах листа. Здесь нужно делать это быстро и не задумываясь, пусть рука сама выбирает цвета, именно рука, а не голова. Совсем не обязательно делать именно такой как у меня. Выбирайте цвета только по своему настроению и не задумывайтесь, сочетаются ли они между собой, и что в итоге получится, это не важно.
И еще несколько мазков, не обязательно заполнять все пространство. Как видите, ничего сложного.
А теперь начинаем волшебство: берем на сухую широкую кисточку белый цвет и начинаем вести ее поверх наших пятнышек.
Так мы смело, быстро и с удовольствием закрашиваем всю поверхность листа, смешиваем, наблюдая, как из наших трех-четырех цветов получаются сотни оттенков.
Важно делать это быстро. Не останавливаться на краю и не бояться выходить за рамки листа, для этого у нас листы закреплены на большем листе бумаги, по которой мы можем спокойно рисовать дальше, несмотря на то, что лист закончился.
Таким образом, у каждого из нас получился свой фон, который можно использовать и для других картин. Результат может быть непредсказуем!
Для дальнейшей работы наш фон должен подсохнуть, я предлагаю вам немного поиграть.
Игра на развитие воображения «Очки-воображалки»
Предлагаются карточки с заранее заготовленными цветными кляксами.
- Когда я одеваю «очки-воображалки», то сразу в обычной кляксе вижу необычный предмет (первую кляксу делаю сама, затем предлагаю каждому выбрать свою кляксу и дорисовать предмет).
- Давайте вернёмся обратно к своим шедеврам, они уже подсохли.
Переход к рисованию веточки вербы.
Кистью пони №3 мы рисуем веточки коричневой краской, затем №5 белой краской способом «примакивания» ворса кисти ставим «почки».
«Набрызгом» белой краской при помощи сухой щетинной кисти №8 «оживляем» картину.
Убираем малярный скотч.
- Посмотрите еще раз на ваши работы. Мы рисовали все вместе, все делали одинаково, а получилось у всех по-разному. Такие разные - очень красивые!