Наталия Ковальчук
План-конспект игротренинга для детей старшего дошкольного возраста «Буква «Щ-шипящая»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Познакомить детей с мягким, шипящим, согласным звуком «Щ» и с печатным написанием буквы «Щ».
Задачи
Коррекционно-образовательные:
• закреплять понятия звук и буква;
• совершенствовать навыки выделения изучаемого звука в словах;
Коррекционно-развивающие:
• развивать зрительное и слуховое восприятие;
• развивать межполушарное взаимодействие посредством координации речи с движением;
• развивать связную речь.
Коррекционно-воспитательные:
• развивать навыки сотрудничества;
• формировать интерес к речевой деятельности.
Публикация «План-конспект игротренинга для детей старшего дошкольного возраста „Буква „Щ-шипящая“» размещена в разделах
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2017
Оборудование: демонстрационный материал «Слова, слоги, звуки» Е. В. Колесниковой, магнитная доска, магниты, интерактивная доска, видеозапись развивающего мультфильма «Предки - Азбука. Буква Щ».
Организационный момент
Логопед: Доброе утро, дети! Я хочу пожелать вам добра и хорошего настроения на весь день!
(логопед читает стихотворение, все вместе выполняют движения по тексту)
Доброе утро! Птицы запели!
Добрые люди, вставайте с постели.
Вся темнота расползлась по углам,
Солнце встаёт и идёт по домам.
Доброе утро и солнцу и птицам.
Доброе утро улыбчивым лицам!
Повторение правил поведения на занятии
(дети отвечают полным ответом по очереди)
- на занятии мы говорим вполголоса;
- на занятии мы стараемся не перебивать друг друга;
- если мы хотим ответить, то поднимаем руку;
- когда сидим, держим спинку прямо и т. д.
Просмотр мультфильма и сообщение темы занятия
(Развивающий мультфильм студии «Предки-Азбука» - «Буква Щ»)
Игра «Кто внимательный?»
(на доске прикреплён наглядный материал лист 16, карточка 33А)
Ребята, к нам в гости заглянул Незнайка. Он принёс вам стихотворение, а художник написал к нему картину. Послушайте его.
Щука в речке жила,
Щёткой воду мела,
Щи варила для гостей.
Угощала пескарей.
(Г. Сапгир)
Ребята, назовите слова, в которых есть звук «Щ». (Щука, щётка, щи, угощала.)
Назовите первый звук в словах «щука», «щётка», «щи». (Звук «Щ».)
Анализ звука (характеристика)
Звук «Щ» - согласный звук, всегда произносится мягко. В алфавите он обозначен синим цветом. При произношении звука, кончик языка находится за верхними зубами. Артикуляция: (от опорного звука) детям предлагается длительно произносить звук «Ч» - чщщщ… Звук «Щ» называют шипящим. Так шипит яичница на сковородке, такой звук издает щётка, когда ею чистят вещи и т. д.
Упражнение на основе фонетической ритмики
Щёточки Щётки автомобиля
И. п. : пальцы раскрыты и сильно напряжены. Произнося (щ-щ-щ, дети выполняют в воздухе зигзагообразные движения кистями рук сверху вниз. Движения быстрые, мелкие, напряжённые. И. п. : руки согнуты на уровне груди, локти вниз, ладони от себя. Коротко и многократно произнося звук «Щ», дети ритмично двигают руками вправо-влево, имитируя работу щёток автомобиля.
Логопед: А сейчас подумайте и дайте ответ.
Если щетка нам нужна для обуви, значит она какая? (Обувная)
Если щетка нам нужна для чистки зубов, значит она какая? (Зубная)
Если щетка нам нужна для платья, значит она какая? (Платяная)
Игра «Сделай слово огромным»
Кулак (кулачище)
Сила (силища)
Сапоги (сапогищи)
Дом (домище)
Кот (котище)
Усы (усыщи)
Голос (голосище)
Топор (топорище)
Рука (ручище)
Зубы (зубищи)
Губы (губищи)
Нос (носище)
Пальчиковая гимнастика «Весёлые прищепки»
Слова Действия
Мы весёлые прищепки,
Коль поймам держим крепко!
Раз, два, три, четыре, пять!
Прищепки будем мы катать! (Прищепка лежит на левой руке, любуемся ею, покачивая головой вправо-влево, накрываем её правой рукой и прокатываем между ладонями)
Большой пальчик мы поймаем
И немного покачаем! (Ловим прищепкой большой палец левой руки и качаем пальчик с прищепкой)
Указательный поймаем
И немного покачаем! (Ловим указательный палец левой руки и качаем)
Средний пальчик мы поймаем
И немного покачаем! (Ловим средний палец левой руки и качаем)
Безымянный мы поймаем
И немного покачаем!
(Ловим безымянный палец левой руки и качаем)
И мизинец мы поймаем
И немного покачаем! (Ловим мизинец левой руки и качаем)
Раз, два, три, четыре, пять!
Прищепки будем мы катать! (Прищепка лежит на правой руке, накрываем её левой рукой и прокатываем между ладонями, затем выполняем аналогичные действия на правой руке)
1, 2, 3, 4, 5!
Мы закончили играть.
Пальчики свои встряхни
И немного отдохни!
(Соединяем поочерёдно пальцы обеих рук, встряхиваем кисти рук, закрываем глаза, отдыхаем)
Загадка
Логопед: Ребята, а вы загадки отгадывать умеете? Ответы детей (Да).
А это мы сейчас проверим! Слушайте внимательно.
Этот маленький комок
В дом несётся со всех ног.
Нос наморщил и чихнул,
Папе руку он лизнул.
Я люблю тебя, дружок,
Рыжий, маленький. (Щенок)
Динамическая пауза
(логопед читает, дети выполняют движения в соответствии с текстом)
«Щенок»
Во дворе щенок играл,
Прыгал, бегал и считал:
«Раз – прыжок и три кивка,
Два – направо голова,
Три – налево поворот» –
И помчался до ворот,
А потом вздохнул и сел:
Он устал и присмирел.
Итог занятия (рефлексия)
Логопед: Ребята, с какой буквой мы познакомились сегодня? Что вам понравилось больше всего? А что было самым трудным? (ответы детей)
Какие слова со звуком «Щ» вы запомнили?
Вы молодцы, были внимательными, дружными и старались не нарушать правила.
Используемая литература:
1. Иванова Ю. В. Дошкольный логопункт. – М. : Издательство ГНОМ и Д, 2008.
2. Колесникова Е. В. Слова, слоги, звуки. Учебно-методическое пособие к демонстрационному материалу. – М. : «Ювента», 2008.
3. Костылева Н. Ю. Покажи и расскажи. Игровые упражнения на основе фонетической ритмики. – М. : ТЦ Сфера, 2014.
4. Токарева С. И. Коррекция речевых нарушений у детей 5-7 лет : игровые методы и приёмы: пальчиковый тренинг, сопряженная гимнастика. – Волгоград: Учитель, 2012.
5. Шумаева Д. Г. Как хорошо уметь читать. Обучение дошкольников чтению: Программа – конспект. – СПб: «Детство-Пресс», 2002.