Татьяна Мишина
Конспект открытого фронтального занятия в подготовительной речевой группе «Весенний переполох»
▼ Скачать + Заказать документы
Учитель-логопед Мишина Т. А.
Предварительная работа:
Логопеда: работа над звуком [ц] (знакомство с артикуляцией, характеристика звука, автоматизация в слогах, словах, во фразе); звуко-слоговой анализ; знакомство с буквой Ц; работа над развитием общих речевых навыков, усвоение навыков самомассажа рук; понимание лексического значения предлогов (на, в, с, за, из-за, из-под, проведение занятий на тему «Перелётные птицы»; дидактические игры: «Назови птицу», «Четвёртый лишний», «Угадай какую птицу показала», «У каждой птицы свой домик»;
Публикация «Конспект открытого фронтального занятия в подготовительной речевой группе „Весенний переполох“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Воспитателя: экскурсия в «грачевник»; рассматривание картины «Грачи прилетели», «Скворцы»; проведение занятий на тему «Перелётные птицы»; чтение художественной литературы; разучивание стихотворений о птицах; поделки оригамских птиц; лепка, аппликация на тему «Перелётные птицы»; беседа о перелётных птицах.
Оборудование: природный материал (шишки, каштаны, веточки, фасоль, звуковые пеналы; веточки для схемы предложений, слов; поделки оригамских птиц, ребусы.
Образовательные задачи:
1. Закрепить лексические темы: «Середина весны», «Перелётные птицы».
2. Обогащение словаря словами: капель, белогрудая, белокрылая, говорливая, любопытная, белобокая.
3. Образование ласковых слов с суффиксами: - ок, - ушк
4. Составление распространённых предложений с использованием прилагательных белогрудая, белокрылая, говорливая, любопытная, белобокая.
5. Закрепление лексического значения предлогов: на, в, под, из-за, из-под.
Коррекционные задачи:
1. Продолжать развивать правильное речевое дыхание с проговариванием слов.
2. Автоматизация правильного произношения звука [ц] в слогах, словах, во фразе.
3. Из природного материала выкладывать заданные слова (Птица).
4. Звуко-слоговой анализ слова Птица и анализ предложения о Птице.
5. Продолжать воспитывать фонетико-фонематический слух.
6. Координировать движения со словами игр, чистоговорок.
7. Развитие внимания, памяти, логического мышления.
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать заботу и бережное отношение к птицам, природе, родному краю.
2. Воспитание дружеских взаимоотношений, отзывчивости, чувства взаимопомощи, сотрудничества, эмоционально-положительного настроя.
Оздоровительные задачи:
1. Продолжать воспитывать у детей отношение к здоровому образу жизни посредством дыхательной гимнастики, самомассажа рук, эфирных масел «Лаванды».
2. Повышать умственную, физическую работоспособность и профилактика простудных заболеваний.
План занятия :
1. Организационный момент. Дыхательное упражнение «Апрель, апрель…».
2. Активизация словаря по теме «Весна», «Перелётные птицы».
3. Образование прилагательных о сороке.
4. Самомассаж рук «Скворцы».
5. Звуко-слоговой анализ слова Птица.
6. Динамическая пауза.
7. Составление и анализ предложения.
8. Зрительная гимнастика «Птица».
9. Упражнение в употреблении предлогов с помощью ребусов.
10. Звучание музыки «Весенний лес». Назвать семейство скворцов (папу, маму, детёнышей) и всех вместе ласково.
11. Самомассаж рук с шишками. Автоматизация звука Ц.
12. Заключительная часть. Сюрпризный момент.
Ход занятия:
1. Л. - Сегодня, когда шла на работу, через парк, я услышала крик. Оказывается - это кричали птицы. В семействе скворцов скворчата выпали из гнезда. И теперь в любой момент с ними может произойти беда. Как вы думаете, что с ними может случиться? (хищная птица или животное может их съесть, они могут замёрзнуть, умереть от голода). Поможем птицам? (Да). А для этого нам надо попасть на поляну, где это произошло. Закройте глаза (звучит музыка «Лес»).
Л. - Вот мы и в парке. Вдохните, чем пахнет? (Весной). А какой сейчас весенний месяц? (апрель). Апрель-это начало, середина или конец весны? Глубоко вдохнё м и на выдохе скажем:
- Апрель, апрель….
Еще раз вдохнё м и скажем:
- Апрель, апрель, на улице звенит капель.
Какие приметы середины весны вы знаете? (день становится длиннее, ярче светит солнце, появляются насекомые и т. д. Дети называют приметы весны).
2. Л. Ребятки, вы сказали, что прилетают птицы. Как их назовём двумя словами? (перелётные птицы). Вспомните, каких перелётных птиц вы знаете, а поможет нам наш мяч. Называя птицу, ударяем мячом об пол.
3. Вы не забыли, мы сюда пришли, чтобы найти птенцов - нужна помощь птицы, которая знает в лесу все новости (звучит стрекот сороки). Вы догадались, кто эта птица? (сорока). Вот и она? Она прострекотала нам, что найти птенцов мы сможем, выполнив несколько заданий. Но просто так она помогать нам не станет. Надо чтобы она поверила, что мы друзья птиц и хотим помочь семье скворцов. Давайте расскажем о сороке. Какая она? (говорливая, шустрая, белобокая, белогрудая, длиннохвостая).
4. Самомассаж «Скворцы». Мы знаем стихотворение о скворцах и давайте расскажем его с помощью рук:
Раз и два - звенят капели (пробежаться пальчиками от кисти к плечу,
Три, четыре - мы запели (погладить ладонью,
Пять и шесть – летят скворцы (пошлёпать ладошкой,
К нам летят скворцы-певцы (круговые движения кулачками,
Семь и восемь – песни льются (поколачивание кулачком,
Девять, десять – все смеются (поглаживание ладонью).
- А теперь выложим слово «Птица». Посмотрим, что нам пригодиться (дети у себя на столе находят каштаны, веточки). Спрашиваю, кто из какого материала будет выкладывать. Дети отвечают полными предложениями (Сначала выкладывают слово из природного материала, читают его, затем с помощью разноцветных пробок делают звуко-слоговой анализ слова «Птица»).
- Прочитай, что вы выложили? (слово).
- Сколько слогов в слове Птица? (два).
- Почему? (сколько в слове гласных звуков, столько и слогов).
- Назвать первый слог, второй.
- Характеристика звуков (рассказать про звуки). Назвать гласные звуки в слове.
5. Динамическая пауза. Руки в стороны. Потянуться, дотронуться до деревьев - вправо, затем влево. Руки в «замок».
- А теперь составьте предложение со словом Птица. Но в предложении должно быть маленькое слово. Сделать схему предложения с помощью природного материала. Ответить на вопросы:
- что ты выложил? (предложение)
- что такое предложение? (предложение-это законченная мысль)
- из чего состоит? (предложение состоит из слов)
- для чего нужны маленькие слова? (маленькие слова дружат слова в предложение)
Назовите первое слово, второе, третье…
6. Гимнастика для глаз. Наши глаза устали, поможем им отдохнуть. Смотрим внимательно глазами на мою руку и проговариваем вместе:
Верх птицу подними, на неё ты посмотри.
Вниз птицу опусти, только глазками смотри.
Вверх и вниз, и вправо-влево.
Глазками моргаем, глазки закрываем.
7. (Раздаётся стрекот сороки). Сорока прострекотала, что нам надо пройти к деревьям, где будут последние задания, которые помогут нам найти птенцов. Она ведёт нас к дереву (находим возле дерева ребусы) Как вы думаете, что это? (ребусы). В каждом ребусе подсказка. Попробуем их отгадать? (да). (Ребусы - пень, листья, куст, трава). Первый ребус-пень. Где будем искать скворчат? (за пнём, возле пня). Откуда их возьму- подниму (из-за пня). Со всеми словами-отгадками (под листом, за кустом, в траве, из-за пня, из-под листа, из-за куста, с земли, из травы). Вот и нашли мы птенцов. Куда их посажу? (в скворечник). Посажу их сама. Почему? (птенцов нельзя трогать, иначе птицы от них откажутся и не прилетят больше в гнездо).
8. Мы помогли семье скворцов, послушайте, какая тишина наступила в лесу. Слышно только пение птиц (звучит музыка «Весенний лес»). Назовите маму семейства (скворчиха, папу (скворец, детёнышей (скворчата). Назовём ласково всех вместе (скворушки).
9. Самомассаж ладоней с помощью шишек. Ребятки, в лесу ещё прохладно, наши руки замёрзли. Погреем их, взяв в руки шишки, и расскажем о скворцах, прокатывая шишку в ладонях:
Ца-ца-ца- есть птенцы у скворца;
Цы-цы-цы- сидят на дереве скворцы;
Цу-цу-цу- помогали мы скворцу;
Ца-ца-ца- радостно польётся песенка скворца.
10. (Раздаётся стрекот сороки). Сорока благодарит нас за помощь, она рада - вы смогли доказать, что вы настоящие друзья птиц! Она принесла нам картинки с контуром своих птенцов и дарит их на память об этом маленьком приключении. А вы дорисуете их в группе.