Подтелкова Татьяна
План-конспект занятия по ФЦКМ «Зимующие птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Формировать знания детей о зимующих птицах своего родного края.
Задачи:
-Закреплять знания о зимующих птицах родного края, выяснить причину, почему они не улетели в теплые края, как будут зимовать, чем будут питаться.
-Расширять и активизировать словарь по теме «Зимующие птицы».
-Воспитывать любовь к птицам своего края, желание помогать им в зимних условия
Публикация «План-конспект занятия по ФЦКМ „Зимующие птицы“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Темочки
Ход занятия:
Воспитатель: Отгадайте загадки,
1. Чик-чирик! К зернышкам прыг!
Клюй не робей, кто это? (воробей)
2. Красногрудый, чернокрылый,
Любит зернышки клевать.
С первым снегом на рябине
Он появится опять (снегирь)
3. Черный жилет, красный берет,
Хвост как упор, нос как топор (дятел)
4. Белые щечки, синяя птичка.
Остренький клювик, собой невеличка,
желтая грудка-это… (синичка)
5. Непоседа пестрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Везунья белобока, а зовут ее (сорока)
Воспитатель: Ребята, а как одним словом можно назвать этих птиц?
Дети: -Зимующие.
Воспитатель: - какие птицы остаются зимовать? (снегири, синицы, воробьи, сороки, вороны).Показываем картинки птиц.
Воспитатель: Хорошо, молодцы!. А знаете, ребята, птицам очень трудно зимой, стоят сильные морозы и птицам сложно находить корм.
Как мы помогаем птицам зимой? (строим кормушки)
А зачем птицам кормушка? (чтобы есть птицам)
— А скажите, что птицам на самом деле страшнее всего голод или холод? (голод)
-Почему вы так думаете?
-Конечно, ребята самое страшное для птиц - это не холод (у них к зиме вырастает пушок под перышками, самое страшное - это голод. Ведь с приходом зимы снегом засыпает все деревья, землю и птицам приходится нелегко добывать себе корм. И если мы не будем помогать им, они погибнут.
Воспитатель: К нам в гости сегодня прилетела Сорока с письмом от зимующих птиц, им очень не легко приходится зимой, мы должны помогать. А чем мы можем помочь зимующим птицам? (подкармливать их)
Воспитатель: Первое задание от Сороки:
Давайте вспомним, чем питаются птички? Чем мы можем их покормить? (хлеб, зерно, семечки, сало, семена растений)
Воспитатель :Молодцы. а теперь дорогие ребята вместе с Сорокой приглашаю Вас в увлекательное путешествие, в котором вы узнаете много интересного о, зимующих птицах, а самое главное – поможете зимующим птицам перезимовать.
Дети садятся за столы и выполняют второе задание : «Сложи птицу!» На столах лежат детали частей тела птицы, из которых дети собирают птицу.
Рассмотрите фотографию первой птицы. Кто из вас видел эту птицу? Как она называется? (Снегирь). Послушайте рассказ о снегире.
- У снегиря, важного и гордого, ярко-красная грудка, черная шапочка, белые полоски на крыльях. Когда снегирь взлетает с ветки, кажется, на солнце вспыхивают два зеркальца. Но такими щеголями выглядят только папы – снегири. Снегири – мамы гораздо скромнее. У птиц это вообще заведено. Грудка у них не красная, а серовато-бурая. Шапочка не такая бархатистая, и зеркальца на крыльях поменьше. Все снегири неутомимые путешественники: всю осень и зиму они проводят в странствиях, перелают с дерева на дерево, ищут ягоды рябины, бузины, ясеня, клена т. д. Чуть подкрепились, передохнули и вновь замелькали в припорошенных снегом перелесках.
- А теперь обратите внимание на клюв снегиря. Как вы думаете, таким клювом удобно извлекать семена? (Ответы детей). Следовательно, снегирь - птица (Зерноядная).
- Итак, чем питается снегирь? Как его клюв приспособлен к добыванию семян и почек? Запомните, если найдете под деревом выеденные плоды, значит, «столовались» тут именно снегири.
Рассмотрите фотографию второй птицы. Это тоже наш зимний гость - свиристель. И по красоте оперения эта птица не уступит снегирю : розовато - серые перья, на конце черного хвоста желтая полоса, на шее - черный шарф, на голове - большой хохол. Красавица, да и только! Смотрите (показывает иллюстрацию) : птицы облепили куст рябины, весь обсыпанный красные ягоды, а вот те же птицы торопливо клюют калину, боярышник. В отличие от снегирей свиристели глотают плоды целиком. Наедятся, рассядутся на высоких деревьях и тихонько свиристят.
Сравните внешний вид свиристели и снегиря.
Вспомните, где вы видели этих птиц?
Подумайте и ответьте, почему их так называют: снегирь и свиристель? Можно ли свиристелей назвать зерноядными?
Физкультминутка:
Скачет шустрая синица
Скачет шустрая синица, (Прыжки на месте на двух ногах.)
Ей на месте не сидится, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Завертелась, как волчок. (Кружимся на месте.)
Вот присела на минутку, (Присели.)
Почесала клювом грудку, (Встали, наклоны головы влево-вправо.)
И с дорожки — на плетень, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Тири-тири, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Тень-тень-тень! (Прыжки на месте на двух ногах.)
(А. Барто)
Воспитатель: а теперь давайте рассмотрим еще одну птицу.
Зимой в наших краях можно увидеть и клеста. Это - большеголовая птица с красно- коричневым оперением. Одиночества они не любят, держатся стайками. Небольшие стайки клестов можно увидеть на хвойных деревьях. Почему? Семена шишек - их основная пища, но достать семечко из закрытой шишки не так - то просто. Обратите внимание на клюв. На что он похож? Клюв у клеста напоминает щипцы: толстый, сплюснутый по бокам, а на конце устроен так, что верхняя и нижняя части его перекрещиваются. Таким клювом пара пустяков раздвинуть чешуйки шишки и достать семена. Шишки, после того как над ними потрудился клест, кажутся растрепанными. Клест сбрасывает их на землю. Шишку, обработанную клестом, узнать легко: клест отрывает ее вместе с веткой. И что еще интересно: клест вьет гнездо и выводит птенцов обычно в конце зимы - в феврале. Это - единственная птица, которая выводит птенцов зимой.
Давайте, ребята выполним третье задание от Сороки и вспомним правила отношения к птицам.
Дети:
• Нельзя разорять гнезда.
• Нельзя подбирать и брать домой здоровых птенцов: мама-птица сама позаботится о них.
• Нельзя убивать птиц : они не только способны доставлять нам радость, но и необходимы природе.
• Зимой надо помочь птицам пережить тяжелые времена: делать кормушки, не забывать класть туда корм.
Воспитатель: Молодцы, видите как много вы знаете. Задание от Сороки игра с мячом «Назови ласково» :
Игра
Слова: птица, крыло, лапа, клюв, кормушка, синица, голубь, воробей.
Воспитатель: еще одно задание от Сороки:
Составление рассказа описания
Дети составляют рассказ-описание зимующей птицы (По картинке).
«Синичка – зимующая птица. Тело у нее покрыто перьями; есть голова. Шейка, туловище, два крыла, две лапки, хвост. Грудка у нее желтая: желтогрудая синичка. Зимой она питается ягодами рябины, семенами из шишек, почками деревьев».
- Как можно назвать этот рассказ? (Синичка.)
Воспитатель: Осталось последнее задание от Сороки!
Давайте нарисуем зимующую птицу Снегирь и поселим в нашей группе.
Итог:
Воспитатель: Посмотрите, сколько зимующих птиц прилетело к нам. Давайте еще раз их назовем. (перечисляют)
Воспитатель: Молодцы! Ребята, посмотрите, что я сегодня приготовила, чем сегодня мы будем угощать птичек? (на тарелочках лежат семечки, орехи, зерно, хлебные крошки, сало.)
Воспитатель: Когда мы пойдем на прогулку, то мы обязательно покормим птичек
-А куда мы насыплем им угощение? (в кормушки)
-Правильно, а на территории детского сада есть кормушки? (да)
Кого угостим салом?
Семечками?
Орехами?