ирина осипова
Обучение дошкольников правилам дорожного движения в ДОУ
Обучение дошкольников правилам дорожного движения в ДОУ
Все мы - педагоги, родители, воспитатели - пытаемся ответить на вопрос: "Как обеспечить безопасность и здоровый образ жизни нашим детям?". Поскольку одной из главных задач детского сада является сохранение и укрепление физического и психического здоровья дошкольников. Обеспечение безопасности детей на дороге остаётся приоритетной проблемой общества
Двадцать первый век- век скоростей. Стремительно растет число транспортных средств. Все острее становится проблема дорожно-транспортного травматизма, особенно детского.
Публикация «Обучение дошкольников правилам дорожного движения в ДОУ» размещена в разделах
ДТП с участием детей происходят не всегда по вине водителей автотранспорта.
Незнание детьми правил поведения на дорогах, неумение управлять своим поведением зачастую является основной причиной ДТП.
Поэтому формирование дисциплинированности,
организованности надо начинать в детстве, когда усвоенные правила
становятся в дальнейшем нормой поведения.
Дети — самая уязвимая категория участников дорожного движения. Максимально защитить их от возможной беды — обязанность взрослых.
Если эти правила не поддерживаются родителями, то можно с уверенностью утверждать, что ребенок не будет их выполнять, находясь вне поля зрения воспитателя.
Несмотря на то, что многие педагоги и родители обучают детей правилам дорожного движения, ребенок все равно оказывается неподготовленным к ответственности за свою и чужую жизнь. Почему так происходит? Эти причины можно разделить на объективные и субъективные причины:
Объективные причины Субъективные причины
Значительное увеличение интенсивности движения на дорогах Низкий уровень общего и психофизиологического развития детей дошкольного возраста
Плохое состояние дорожного покрытия Недостаточный опыт общения детей с дорогой, неумение использовать правила безопасности на дороге
Увеличение количества современных
автомобилей – более скоростных и бесшумных Стремление ребенка к самостоятельности и неумение ребенка адекватно оценить свои силы и возможности
Снижение культуры поведения участников движения на дорогах, в том числе культуры поведения в общественном транспорте Отрицательные примеры взрослых,
особенно родителей
Чтобы уметь хорошо ориентироваться на дорогах, необходим высокий уровень самоконтроля и воли, способность координировать свое внимание. Поэтому в процессе обучения дошкольника ПДД мы обращаем внимание на развитие его психо-физиологических качеств, которые обеспечивают его безопасность на улице.
Следующая причина - недостаточный опыт поведения на дороге. Именно от знаний и опыта в большей степени зависит способность человека к безопасному существованию в окружающей среде. Воспитатели дошкольных организаций планируют целевые прогулки и экскурсии. Но не всегда такая возможность имеется у педагогов учреждения - могут сказываться погодные и климатические условия, диагнозы детей, уровень профессиональной подготовки воспитателей.
Необходимо выработать единый подход к ребенку по этому вопросу со стороны детского сада и родителей. Как бы добросовестно не работал педагог, как бы он не старался дать всестороннее развитие ребёнку, если в семье не поддерживают его требований, воспитание не даст желаемых результатов. На решение большинства из них педагогическое сообщество никак повлиять не может.
Однако, обращаем внимание на снижение уровня культуры поведения всех участников дорожного движения. Проблема, несомненно, касается всего современного общества в целом.
Наш детский сад стремится обеспечить своим воспитанникам высокий уровень общей культуры, в том числе и культуры на дороге. Чтобы соблюдение правил безопасной жизни стало для дошкольника осознанной необходимостью.
Заглядывая в будущее можно выстроить план: в учреждениях необходимы условия для отработки у дошкольников практических навыков соблюдения правил дорожного движения - это специально оборудованные площадки с велосипедами и машинками, наборы дорожных знаков, макеты светофора, атрибуты для сюжетно-ролевых игр и другое. На территории учреждений можно разместить настоящий автодром. Ведь главная цель - это не просто дать детям знания о правилах дорожного движения, а сформировать у них необходимые умения и навыки, выработать положительные, устойчивые привычки безопасного поведения на дорогах. Для этого нужны условия, отвечающие современным требованиям.
Таким образом, проблема обучения дошкольников правилам дорожного движения очень актуальна на современном этапе, поскольку круг проблем, связанных с безопасностью ребенка - дошкольника невозможно решить только в рамках дошкольного учреждения.
Мы акцентировали внимание на детских садах с использованием новых форм обучения и профилактических мероприятий, как в очной форме, так и в дистанционной.
Также сошлись на том, что в совместной работе по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма по-прежнему пристального внимания заслуживают родители. В данном вопросе, отмечаем, что вовлечение родителей в совместную деятельность, направленную на профилактику детского дорожно-транспортного травматизма позволяет им и их детям повысить грамотность в вопросах безопасного поведения на дороге, поскольку родители - безусловный авторитет для своих детей и именно на них лежит основная ответственность за умение ребенка оценить опасность на дороге.
Отметили, что в этом году в связи с эпидемической ситуацией детские сады долгое время работали в дистанционном режиме. При этом перестройка формата – из очных в формат онлайн позволила охватить более широкую аудиторию участников дорожного движения. Благодаря онлайн формату появилась возможность использовать разные технические средства и интерактивные формы взаимодействия с ребятами. Поэтому и сейчас нужно варьировать разные форматы в соответствии с поставленными целями для достижения необходимых результатов