Приложение МААМ

Письменная характеристика компонентов предметно-пространственной среды в старшей группе

Ольга Бондаренко
Письменная характеристика компонентов предметно-пространственной среды в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы

Письменная характеристика компонентов предметно-пространственной среды в старшей группе

Все дети, разные, и каждый дошкольник имеет право на собственный путь развития. Поэтому в дошкольном учреждении (ДОУ) должны быть созданы условия для воспитания, обучения и развития детского коллектива в целом, а также каждому воспитаннику предоставлена возможность проявить индивидуальность и творчество.

Публикация «Письменная характеристика компонентов предметно-пространственной среды в старшей группе» размещена в разделах

Важной задачей ДОУ при введении Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) становиться совершенствование педагогического процесса и повышение развивающего эффекта образовательной работы с детьми посредством организации предметно – пространственной среды, обеспечивающей творческую активность и наиболее полно реализовать себя.

Предметно-пространственная среда ДОУ является одним из основных средств, формирующих личность ребенка, источником получения знаний и социального опыта. Так как именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент начальных знаний об окружающем мире, культура взаимоотношений ребенка с взрослыми и детьми.

Поэтому созданная в нашем детском саду предметно-пространственая среда многогранно влияет на развитие наших воспитанников, способствует их всестороннему развитию и обеспечивает психическое и эмоциональное благополучие.

При создании развивающей образовательной среды в нашей группе я руководствовалась ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы ДОУ и к условиям ее реализации. Организуя предметную среду в групповом помещении, я учитывала всё, что способствовало бы становлению базовых характеристик личности воспитанников группы, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также эмоционально - потребностной сферы.

Не секрет, что развитие ребёнка совершается в процессе воспитания и обучения, то есть, в активной, содержательной деятельности, организуемой педагогами в разнообразных формах его общения со взрослыми и детьми.

В этой среде дошкольник развивает свои физические функции, формирует сенсорные навыки, накапливает жизненный опыт, учит упорядочивать и сопоставлять разные предметы и явления, получает опыт эмоционально-практического взаимодействия с взрослыми и сверстниками, на собственном опыте приобретает знания.

В соответствии с ФГОС основная общеобразовательная программа дошкольного учреждения строится с учетом принципа интеграции образовательных областей, в соответствии с возрастными возможностями и индивидуальными особенностями воспитанников. Решение же программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности педагогов и воспитанников, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов.

Таким образом, организация предметно - пространственной среды в ДОУ с учетом ФГОС должна строиться так, чтобы дать возможность наиболее

эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.

Важно при формировании предметно-пространственной среды учитывать следующие принципы её построения, рекомендованные ФГОС:

1. Принцип дистанции, позиции при взаимодействии.

Размер и планировка помещений должны быть таковы, чтобы каждый ребенок мог найти место, удобное для занятий и комфортное с точки зрения его эмоционального состояния: достаточно удаленное от детей и взрослых или, наоборот, позволяющее ощущать тесный контакт с ними, или же предусматривающее в равной мере контакт и свободу.

2. Принцип активности, самостоятельности, творчества.

Например, ребенок очень любит рисовать, — в группе для таких детей есть мольберт, листы бумаги разного формата, мелки, краски, кисточки, при этом малыш имеет возможность рисовать не только сидя, но и стоя. Игра в шашки в шахматы требует сосредоточенности и тишины, поэтому целесообразно в спальне около стены поставить столик, где дети могли бы играть под наблюдением помощника воспитателя.

З. Принцип стабильности — динамичности развивающей среды.

Легкая мебель, ширмы позволяют ограничивать или расширять игровое пространство. Если в группе по списку больше мальчиков, то целесообразно приобрести разные наборы конструктора, машинки, ковровые напольные покрытия, что позволит детям строить дома, арки, мосты, гаражи не только на столе, но и на полу, играть вместе, планировать свою деятельность.

4. Принцип комплексирования и гибкого зонирования.

Жизненное пространство в детском саду должно давать возможность построения непересекающихся сфер активности. Это позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями в одно и то же время свободно заниматься, не мешая друг другу, разными видами деятельности: физкультурой, музыкой, рисованием, конструированием, шитьем, моделированием, экспериментированием Они могут рассматривать альбомы и книги, слушать запись любимой сказки и т. д.

5. Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого.

Учитывая то, что ребенок в детском саду находится целый день, необходимо создавать ему оптимальные условия игр, обучения и развития в разных видах деятельности. Если ребенок нуждается в уединении, то в группё он найдет специально выделенное для этого место. Каждому ребенку в детском саду должно быть обеспечено личное пространство кровать и шкаф для одежды, место для хранения принесенных из дома игрушек, семейного альбома.

6. Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды. В группе должно быть не только уютно и комфортно, но

и красиво. Хороший интерьер группы развивает вкус, чувство прекрасного. Педагогу нужно тщательно продумать, где повесить классические произведения живописи, куда поставить вазу с цветами.

Интерьер группы должен меняться. Тематические выставки помогают ребенку лучше познакомиться с народным творчеством.

7. Принцип открытости — закрытости может быть представлен в нескольких аспектах.

Открытость природе. Единство человека и природы.

Наблюдая за окружающим миром, они постепенно приходят к пониманию того, что природой можно не только наслаждаться, восхищаться, любоваться, но что она нуждается в помощи, в заботливых руках и охране.

Открытость культуре.

Элементы культуры — живопись, литература, музыка — не могут носить чисто оформительский характер украшения помещений, а должны органически входить в дизайн интерьера.

Открытость своего «Я».

Среда организуется таким образом, чтобы способствовать формированию и развитию «Я-образа».

8. Принцип учета половых и возрастных различий детей.

При создании среды педагоги учитывают возрастные особенности воспитанников, интересы, наклонности мальчиков и девочек. Наблюдения за играми детей показывают, что мальчики любят играть с крупным строительным набором, машинками, конструктором «Лего», а девочки охотнее играют с куклами — лечат, купают их, «ходят в магазин», играют в школу.

Оснащение предметно-развивающей среды

Построение развивающей среды в нашем ДОУ определяется целями и задачами примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой

Развитие ребенка совершается в процессе воспитания и обучения – в активной, содержательной деятельности, организуемой педагогом в разнообразных формах его общения со взрослыми и сверстниками. Вокруг ребенка создается специальная педагогическая среда, в которой он живет и учится самостоятельно. В этой среде дошкольник развивает свои физические функции, формирует сенсорные навыки, накапливает жизненный опыт, учится упорядочивать и сопоставлять разные предметы и явления, на собственном опыте приобретает знания. Предметно-развивающая среда выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции.

Таким образом, в подготовительной группе ДОУ создана развивающая среда с учетом возрастных особенностей, с учетом потребностей, интересов и эмоционального благополучия детей, с учетом выбранной программы.

В группе я создала такие условия, при которых ребёнок чувствует себя психологически защищенным, использовала следующие секторы:

1. Сектор сюжетно ролевых игр – атрибуты к играм подбираются так, чтобы создать условия для реализации интересов детей в разных видах игр. Эстетичность и изысканность оформления, современность материалов вызывают у дошкольников желание играть. Подобранный игровой материал позволяет комбинировать различные сюжеты, создавать новые игровые образы. Здесь же уместны игры-драматизации по знакомым сказкам, тем более что для них созданы необходимые условия. В одной и той же зоне согласно принципу интеграции можно заниматься различными видами деятельности. Можно поиграть в сюжетные игры «Семья», «Магазин», «Больница», «Парикмахерская :Атрибуты к играм подбираются так, чтобы создать условия для реализации интересов детей, в разных видах игр. Вся мебель мобильна, поэтому по желанию детей все перемещается и обустраивается по их желанию. Дети с удовольствием играют и в уголке мальчиков и в уголке девочек. Совместные игры детей сплачивают.

2. Сектор физической культуры - создавая условия для занятия физическими упражнениями в группе, стимулировать желание детей заниматься двигательной деятельностью. Воспитывать у детей осознанное отношение к своему здоровью. Укрепление мышц нижних и верхних конечностей, профилактика плоскостопия; профилактика простудных заболеваний; укрепление мышц спинного позвоночника, предупреждение сколиоза. Сектор пользуется популярностью у детей, поскольку реализует их потребность в двигательной активности. В этом уголке дети могут играть в различные спортивные игры (настольные и малоподвижные игры). С помощью картотеки детям легче освоить то или иное движение, элементы гимнастики.

3. Сектор музыкально – театральный - важный объект развивающей среды, с которого можно начать оснащение группы, поскольку именно театрализованная деятельность помогает сплотить группу, объединить детей интересной идеей, новой для них деятельностью. В театре дошкольники раскрываются, демонстрируя неожиданные грани своего характера. Робкие и застенчивые становятся уверенными и активными. Тот, кто без желания шел в детский сад, теперь с удовольствием спешит в группу. В театральном уголке размещаются ширма, маски сказочных персонажей, различные виды театра - кукольный, пальчиковый, настольный, теневой, би-ба-бо. Педагог вместе с воспитанниками готовит костюмы, атрибуты и декорации к маленьким представлениям. Дети – большие артисты, поэтому с радостью участвуют в постановках и с удовольствием выступают в роли зрителей.

4. Сектор книжный – имея в группе такой сектор, я могу почитать детям их любимые сказки и рассказы, а также организовать в литературном центре

выставку произведений того или иного автора (например, к юбилейным датам). Дети с удовольствием рассматривают красочные иллюстрации любимых книг, пересказывают понравившиеся сказки

5. Сектор строительных игр – способствует развитию детского творчества, конструкторских способностей. Центр может быть достаточно мобилен. Практичность его состоит в том, что любой конструктор легко перемещаются в любое место. Содержимое строительного уголка (конструкторы разного вида, кубики, крупный и мелкий деревянный строительный материал, схемы и чертежи построек) позволяет организовать конструктивную деятельность с большой группой воспитанников, подгруппой и индивидуально, развернуть строительство на ковре либо на столе. Дети, особенно мальчики, всегда с удовольствием занимаются постройками, обыгрывая их, комбинируя с другими видами деятельности.

6. Сектор природы – служит не только украшением группы, но и местом для саморазвития дошкольников. У детей формируются предпосылки экологического сознания, развивается экологическая культура, познавательный интерес к экологии, проблемам природы, желание и

стремление разрешить некоторые из экологических проблем, доступными ребенку – дошкольнику средствами. В уголок природы я подобрала и разместила растения, требующие разных способов ухода, приготовила необходимое оборудование для трудовой деятельности в уголке природы имеются: передники, палочки для рыхления, леечки. природном уголке находятся детские поделки из природного материала, экспонаты природы, гармонично расставленные на полках. С подгруппой дошкольников я провожу в природном уголке наблюдения, простые опыты и занятия природоведческого характера

7. Сектор учебный – в игровом уголке представлены, как различные виды мозаик, так и современные пазлы. Достаточно широкий выбор игр на развитие мелкой моторики руки. Ребята по интересам находят себе любые игры, переходят к столам или на ковер и с удовольствие проводят время.

Всё групповое пространство распределено на центры, зоны, сектора доступны детям. Учебная зона расположена таким образом, чтобы свет на рабочие столы падал с левой стороны. Каждый стол и стул промаркирован в соответствии с ростом детей.

8. Сектор художественного творчества – формирует интересы детей к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворения потребностей детей в самовыражении. Здесь воспитанники в свободное время рисуют, лепят, выполняют аппликационные работы. В распоряжении детей представлен разнообразный изобразительный материал: мелки, акварель, тушь, гуашь и сангина, бумага разной фактуры, размера и цвета, картон, дидактические игры.

Здесь же есть место для небольшой выставки с образцами народного художественного промысла (полочка красоты).

В центре должны присутствовать альбомы с образцами народно-прикладного искусства, иллюстрации известных художников. Детские работы (рисунки, поделки и коллажи) выставляются на всеобщее обозрение на специальном стенде, к которому имеется свободный доступ.

9. Сектор безопасности дорожного движения - интересен в первую очередь мальчикам. Он оснащен необходимыми атрибутами к сюжетно-ролевым играм, занятиям для закрепления знаний правил дорожного движения. Это всевозможные игрушки – транспортные средства, светофор, фуражка милиционера, жезл регулировщика, макет улицы, дорожные знаки. Хорошим дидактическим пособием служит напольный коврик с разметкой улиц и дорог.

Таким образом, разнообразие и богатство сенсорных впечатлений, возможность свободного подхода к каждому центру в группе способствуют эмоциональному и интеллектуальному развитию воспитанников.

10. Открытая площадка – важное составляющее звено предметно – развивающей среды ДОУ. Любой посетитель, войдя детский сад, сразу отметит ухоженность и красоту участка. Особый интерес вызывает экологическая клумба, которая помогает решать одну из важнейших задач – формирование осознанно бережного отношения к природе в процессе общения с природными объектами.

Возле клумбы дети слушают сказки, пословицы, стихи, играют; воспитатели проводят конкурсы, развлечения, экологические праздники для детей. Все это способствует воспитанию бережного отношения к природе, формированию экологической культуры у детей. Занятие на свежем воздухе расширяют знания детей о природных явлениях и погодных условиях, помогают установить причинно – следственные связи между этими явлениями, что, в свою очередь, влияет на развитие умственных способностей, психических процессов, речи. Открытая площадка – это еще и место для организации различных физических упражнений и подвижных игр на воздухе, которые укрепляют здоровье детей, повышает их работоспособность. А также оказывает положительное влияние на эмоциональное состояние детей. Открытое пространство представляет детям естественные условия для того, чтобы побегать, попрыгать, подвигаться без всяких ограничений. Открытая площадка предлагает детям неограниченные возможности исследования окружающего мира и нахождение своего места в нем. В вопросе оптимальной насыщенности предметной среды группового помещения следует придерживаться меры «необходимого и достаточного» для каждого вида деятельности, чтобы в итоге дети имели материал, с которым можно действовать, но и пространство для этого действия.

Публикации по теме:

Анализ-описание предметно-пространственной развивающей среды в старшей группе компенсирующей направленностиАнализ-описание предметно-пространственной развивающей среды в старшей группе компенсирующей направленности Анализ-описание предметно-пространственной развивающей среды В старшей группе компенсирующей направленности В центре предметно-пространственной.

Характеристика компонентов образовательной среды Характеристика компонентов образовательной среды. Предметно-развивающая среда в группе учитывает все направления развития ребенка. Она направлена.

Характеристика компонентов предметно-развивающей среды во второй младшей группеХарактеристика компонентов предметно-развивающей среды во второй младшей группе Характеристика компонентов предметно – развивающей среды во 2 младшей группе «Задоринка». Предметно - развивающая, игровая среда – это.

Организация предметно-пространственной среды в группеОрганизация предметно-пространственной среды в группе В разделе «Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования» ФГОС большое внимание уделяется.

Организация развивающей предметно-пространственной среды дошкольного образования в старшей группе Организация развивающей предметно-пространственной среды дошкольного образования в старшей группе «Солнышко» Воспитатель: Кондрашова С. В.

Преобразование предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС в старшей разновозрастной группе .

Письменная характеристика компонентов предметно-развивающей среды во второй младшей в группе «Радуга»Письменная характеристика компонентов предметно-развивающей среды во второй младшей в группе «Радуга» Современный детский сад – это место, где ребенок накапливает опыт широкого эмоционального – практического взаимодействия с взрослыми и.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе в соответствии с ФГОСОрганизация развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе в соответствии с ФГОС Слайд №1Главным условием реализации программы «От рождения до школы» является создание развивающей, эмоционально комфортной образовательной.

Создание развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе в соответствии с ФГОС дошкольного образованияСоздание развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе в соответствии с ФГОС дошкольного образования Цель: проектирование развивающей образовательной среды с учетом ФГОС. Создавая развивающую среду в старшей группе, я, прежде всего, уделила.

Вариативность развивающей предметно — пространственной среды старшей группы компенсирующей направленности. Развивающая предметно-пространственная среда – это окружающее ребенка образовательное пространство (пространство Организации, Группы, территории,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Письменная характеристика компонентов предметно-пространственной среды в старшей группе
Опубликовано: 31 января 2017 в 20:05
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Письменная характеристика компонентов предметно-пространственной среды в старшей группе» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Бондаренко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


МААМ-картинки

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД