Светлана Котова
Проектная деятельность как форма сотрудничества педагогов с родителями и детьми
▼ Скачать + Заказать документы
Взаимодействие воспитателей и родителей во все времена является актуальным вопросом. Происходящие изменения в образовании побуждают современного педагога менять своё отношение к воспитательно-образовательному процессу в детском саду в соответствии с новыми требованиями, создавать условия для объединения усилий всех заинтересованных институтов в формировании личности ребёнка.
Публикация «Проектная деятельность как форма сотрудничества педагогов с родителями и детьми» размещена в разделах
Выстраивая свою работу с родителями в соответствии с нормативными документами (ФГОС, Стратегией и др) педагоги применяют различные формы работы, но наиболее часто используют проектную деятельность. Это обусловлено рядом положительных моментов:
1. Педагог может проводить одновременно работу с детьми и родителями, проводимая работа с родителями напрямую влияет на развитие и воспитание детей, как в детском саду, так и дома.
1. Взаимодействие выстраивается на определённый промежуток времени, который могут обозначить сами родители (удобное для них продолжительность и время проекта)
2. В зависимости от социального состава, интересов и проблем родителей выбирается тема, тип проекта (например, творческий или исследовательский, информационно-практический и др.) родители проявляют самостоятельность в выборе.
3. родители наравне с воспитателями подбирают содержание проекта, насыщают его разного рода деятельностью и так же несут ответственность за результат.
4. намечая ожидаемые результаты, родители, ставят самостоятельно задачи для себя, реализацию которых они будут поддерживать и дома, привлекая всю семью
5 Дети подвергаются одинаковым требованиям и образовательно-воспитательным задачам, как со стороны родителей, так и со стороны воспитателей
6. Общение во время проекта носит неформальный, познавательный характер, что приводит к снятию напряжения в отношениях, развивает отношения взаимопонимания, доброжелательности, компромисса.
Проектная деятельность может осуществляться в детском саду, начиная с детей младшего возраста, поэтому проектная форма работы с родителями доступна в каждой группе детского сада. В нашем детском саду реализация проектной деятельности как формы работы с родителями носит регулярный характер на протяжении более 10 лет.
Основная идея применяемой формы работы- это формирование единого пространства деятельности и общения в системе «Родитель-Ребенок-Педагог», единства требований к детям, создание условий для просвещения родителей по различным интересующих их вопросам, поощрение и укрепление родительских объединений по сохранению семейных ценностей и передаче их своим детям, формирование устойчивой мысли, что воспитание осуществляется в семье, а детский сад –помощник в этой работе. .
В зависимости от темы проектов родители решают совместно с педагогом ряд задач : для детей родителей и педагогов. Например, в общесадовском проекте «Семья» (Руководитель Котова С. И) Цель проекта – создание условий для тесного сотрудничества воспитателей, воспитанников, родителей, совершенствование стиля партнёрских отношений
Проблема: недостаточная активность родителей в воспитании и образовании собственных детей.
Задачи:
- Определить формы и методы семейного воспитания на основе возрастных особенностей воспитанников.
- Создать условия для участия семей в воспитательном процессе, ориентированного на личностное развитие детей.
-Привлечь большее количество родителей к управлению воспитательным
процессом в детском саду.
-.Повысить уровень воспитанности дошкольников.
-.Формировать духовно-нравственные качества воспитанников.
-.Повысить осознанность родителей в воспитании своих детей.
-Укрепление и сплочение семейных отношений.
В рамках проекта были разработаны следующие модели :
1. Модель работы детского сада по семейному воспитанию
2. Модель работы с родителями заведующего детского сада
3. Модель работы воспитателя с семьей
4. Модель сотрудничества родителей с
В реализации проекта средней группы «Неразлучные друзья – взрослые и дети».(руководитель Мельникова Е. В и О. В. Ефимова) решались следующие цели и задачи:
Приобщение дошкольников к русской народной культуре через народные праздники и совместную работу с родителями.
- познакомить дошкольников и родителей с древнерусскими народными традициями;
- обогащать детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности;
- показать детям красоту русского языка через фольклорные произведения;
- вызвать интерес к истории и культуре родного края, России;
- развивать поисковую деятельность, творческую активность, коммуникативные навыки;
- воспитывать нравственно-патриотические чувства дошкольников посредством
приобщения к истокам русской народной культуры.
Н. П. Ваганова, Косова Е. Б с родителями разработали экологический проект «Юные защитники природы Саргатского района» (старший возраст).Цель и задачи проекта : формирование у детей и родителей чувства сопричастности ко всему живому, гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы; Поддерживать экологически благоприятную среду на территории детского сада; Развивать познавательные умения, коммуникативные навыки детей и родителей при овладении исследовательскими методами познания окружающей природы; Развивать взаимопонимание и взаимопомощь между детьми, педагогами, родителями, потребность в постоянном саморазвитии экологической культуры; Воспитывать внимательное, разумное, бережное отношение к природе своего края.
Очень интересный и познавательно-исторический проект в подготовительной группе «Детям о ВОВ» реализовали родители и воспитатель Шапочка Т. Н. Цель данного проекта –воспитание гражданско-патриотических чувств у дошкольников и их родителей, гордости за подвиги своего народа в ВОВ, уважение к ветеранам и труженикам тыла. Задачи: обобщить и расширить знания детей и родителей о ВОВ; дать представления о героях войны, о том, как народ чтит их память. Познакомить с жизнью детей-героев во время ВОВ. Создать памятную доску «Дети – герои ВОВ» на территории детского сада. Проект успешно реализован. Родители приняли в нём активное участие. Многие из них пополнили и уточнили свои личные знания о великой войне.
Детский сад сегодня, соответствуя новым требованиям, представляет собой изменяющуюся организацию, которая быстро реагирует на изменения социального состава родителей, их потребности, желания в образовании и воспитании детей, поэтому меняются формы и направления работы детского сада с семьёй. Проектная деятельность является одной из эффективных форм работы.
Данная форма позволяет улучшить взаимопонимание родителей и детей, педагогов и родителей, через взаимопомощь и поддержку. Создаётся атмосфера эмоционально-психологического комфорта содержания ребёнка в детском саду, формируется единая развивающая среда, которая содержит одинаковые подходы к развитию дошкольника в семье и в детском саду. Дети находятся в состоянии эмоционального благополучия, радости от совместной деятельности с родителями и педагогом. Обучающиеся получают знания в разных областях через мероприятия, которые подготовили для них родители, дети видят, как родители заинтересованы в их участии, как они гордятся их успехами и это побуждает ребят стремиться к новым достижениям «взявшись за руки» с родителями и воспитателями.
Проектная деятельность была неоднократно представлена педагогами детского сада на конкурсах педагогического мастерства и в печатных изданиях. Проект «Неразлучные друзья – взрослые и дети» регулярно освещался в муниципальной газете «К новым рубежам» для нас была выделена рубрика «Традиции», диплом 2 степени во Всероссийском конкурсе «Патриот». Проект «Юные защитники природы Саргатского района» был представлен на районном методическом объединении Вагановой Н. П., Косовой Е. Б. представлен на Всероссийском конкурсе «Природа великий художник» -диплом 2 степени, на Всероссийском конкурсе «Изумрудный город» в номинации «Экологическое воспитание по ФГОС» -1 место. Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Детям о Великой Отечественной Войне» был частично представлен на РМО, описан в опыте работы по теме «Патриотическое воспитание дошкольников на примере героев ВОВ и событий военных лет», представленного на конкурсе «Воспитатель года- 2016», на научно-практической конференции дошкольников в Саргатском районе( 2 место) и лауреат муниципальных педчтений.
Проводимые проекты имеют положительные отзывы со стороны родителей и руководства, проекты размещены в блогах педагогов, сайте детского сада и в МААМ. В детском саду создана педагогическая копилка проектов. Молодые специалисты имеют возможность в свободном доступе ознакомиться с проектами, результатами проектов для получения нужной им информации и повышения профессионального уровня.
Таким образом, проектная форма работы с родителями может быть успешной, если придерживаться ряда требований:
1. Тема проекта должна быть интересна большинству родителей группы, сада
2. Мероприятия должны носить конкретный, практический или лекционно-практический характер, где родителям отводится ведущая роль или одна из ведущих ролей.
3. Установление эмоционального положительного и взаимно необходимого диалога между родителями, воспитателями и детьми.
4. Подбирать место проведения с учётом методов и приёмов сотрудничества, количества присутствующих.
5. Продумывать занятость детей, учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка и их семьи.
6. Умело оказывать помощь родителям, но без рационального и оценочного стиля общения.
7. Поощрение каждой семьи на протяжении работы проекта за их участие и успехи в проекте.