Лидия Смирнова
Социально значимая экологическая акция — форма сотрудничества с родителями воспитанников ДОУ в условиях ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
«Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес, степи, горы.
А человеку нужна Родина.
И охранять природу - значит охранять родину»
М. М. Пришвин.
Семья и детский сад – два важных института социализации детей. Воспитательные функции их различны, но для гармоничного развития личности ребёнка необходимо их взаимодействие.
Публикация «Социально значимая экологическая акция — форма сотрудничества с родителями воспитанников ДОУ в условиях ФГОС» размещена в разделах
- Акции для детей, участие в акциях
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Экологические акции в детском саду
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция май 2017
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования от «17» октября 2013 г. № 1155, прописаны требования по взаимодействию ДОУ с родителями. Если раньше педагоги ограничивались просвещением родителей, то теперь, как гласит ст. 44 ФЗ, «родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка». Взаимодействие педагогов с родителями воспитанников всегда было и остается актуальным вопросом. Одна из сторон этого вопроса - поиск рациональных путей взаимодействия, где значение слова «взаимодействие» (сотрудничество, соучастие, партнерство) объясняется как «взаимная поддержка, участие в каком-либо общем деле, совместные действия, в результате которых все стороны получают ту или иную выгоду».
Цель педагогов - создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками полноценного воспитательного процесса. В условиях реализации ФГОС, работа по вовлечению родителей в воспитательно – образовательный процесс должна проводиться в 4 основных направлениях:
1. Познавательное - направлено на ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формирование у родителей практических навыков воспитания детей.
2. Информационно – аналитическое - направлено на выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми.
3. Наглядно – информационное
4. Досуговое - призвано устанавливать теплые доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми.
На мой взгляд, досуговое направление самое привлекательное, востребованное и полезное. По данному направлению можно организовать: праздники и дни рождения, которые можно закончить чаепитием, развлечения, выставки; конкурсы к традиционным праздникам; селфи-безопасность; дни добрых дел, акции. Праздники необходимо проводить не для родителей, а с привлечением родителей, чтобы они знали, сколько хлопот и труда надо вложить при подготовке любого торжества.
Встречи с родителями на праздничных мероприятиях всегда мобилизуют, делают наши будни ярче, от этого растёт наша самооценка, как педагога, а у родителей появляется удовлетворение от совместной работы и соответственно авторитет детского сада растет. Поэтому, мы решили, что праздники и социально – значимые акции можно представить как один из результативных способов вовлечения родителей в полноценный воспитательный процесс, основанный на взаимодействии педагога, воспитанников и их родителей. Где семья (родитель, ребенок, педагог выступают как взаимодействующие субъекты образовательного процесса.
Сегодня, в рамках года Экологии, объявленного президентом России В. В. Путиным 5 января 2017 года, мне бы хотелось представить опыт работы нашего ДОУ в организации и проведении социально – значимых акций, в том числе и природоохранных, проводимых совместно и при участии родителей наших воспитанников. Организация и проведение экологических праздников и акций является одной из интереснейших форм экологического воспитания дошкольников, так как она способна вызывать у участников и зрителей положительный эмоциональный отклик на их природное содержание.
Напомню, что акция – это социально значимое, деятельностное, комплексное, событийное мероприятие, действие для достижения какой-либо цели. Цель акции : Привлечение внимания всех участников образовательных отношений детского сада к проблеме, консолидация усилий и формирование положительных взаимоотношений между коллективом ДОУ и родителями.
Природоохранные акции – социально значимые мероприятия, направленные на сохранение объектов природы, улучшение условий жизни людей. Целью данных акций является создание условий для формирования экологической культуры, чувства гражданской ответственности за экологическую обстановку своей «малой родины». Акции проходят под своими девизами (например, «Только вместе, только дружно помогать природе нужно», имеют наглядную агитацию (листовки, плакаты, памятки).
Алгоритм проведения акций :
• цель (каждая акция имеет свою цель);
• задачи (выполняются общие и конкретные);
• объект (на что направлено – птицы, деревья);
• участники (дети + родители, сотрудники + дети + родители);
этапы:
I этап - Подготовительный (мотивация, разработка плана по достижению цели, сбор информации, накопление материала);
II этап - Организационно-практический (т. е. деятельностный, выполнение плана деятельности);
III этап - Аналитически – завершающий (подведение итогов, рефлексия). Может проходить в форме награждения, изготовления фотоальбома, видеофильма, изготовление книжек-самоделок, проведение выставок и т. д.).
Основные требования к использованию этой формы работы заключаются в следующем:
• в основе любой акции лежит проблема, для решения которой требуется творческий поиск;
• акции – это «игра-всерьез» результаты акции значимы для детей и взрослых;
• обязательные составляющее акции : детская самостоятельность (при поддержке взрослых, сотворчество детей и взрослых, развитие коммуникативных способностей детей, познавательных и творческих навыков, применение имеющихся знаний и представлений на практике.
Природоохранные акции являются комплексными мероприятиями, они имеют некоторую протяженность во времени. В процессе подготовки и проведения акций дети вместе со взрослыми (педагогами и родителями) приобщаются к общезначимым событиям, практически (а не только вербально, участвуют в них, что имеет большое воспитательное воздействие на дошкольников, служит хорошей экологической пропагандой среди родителей - это делает такую форму работы особенно ценной.
В нашем дошкольном учреждении экологические акции проходят в течение всего учебного года. Проводимые акции приурочены к датам, событиям, а именно:
- акция «Поможем городской синичке». Акция проводится с 10 по 20 ноября, в целях формирования экологической культуры дошкольников, воспитания гуманного отношения детей и взрослых к зимующим птицам нашего края. В рамках акции организуется экологическое исследование «Птицы нашего края». Дошкольники создают плакаты, рисунки, поделки, сочиняют стихотворения, рассказы о птицах, о необходимости помогать нашим пернатым друзьям в тяжелый для их жизни зимний период. Совместно с родителями проектируют и изготавливают кормушки, заготавливают корм. Одним из центральных моментов акции является выставка - ярмарка кормушек, а также открытие «Птичьей столовой», которое проводится торжественно, а далее дети поочередно ведут наблюдение за «столовой» и дежурят в ней.
- акция «Сохраним живую елочку» проводится в преддверии новогодних праздников с целью формирования элементов экологического сознания, воспитания бережного отношения к природе, сохранения ее богатства. В рамках проведения акции организуется выставка поделок с Новогодней тематикой. Дети, совместно с педагогами и родителями создают плакаты, рисунки в защиту живой ели, сочиняют рассказы о жизни елочки в лесу, распространяют листовки с обращениями – призывами. Выпускается стенгазета «Не рубите, люди, елочку в лесу!».
- акция «Подари книгу библиотеке». 14 февраля отмечается Международный День книгодарения. Начиная с 2012 года, он проводится ежегодно и в нём принимают участие жители более 30 стран мира, включая Россию. Это ежегодное масштабное событие проводится с целью привлечения внимания к проблемам чтения детей и юношества, содействия пропаганде книги, помощь в комплектовании фонда библиотек научно-популярной, художественной, справочной литературой, а также воспитание у детей гуманизма и возрождения в обществе традиции книгодарения.
- акция «Закрывай покрепче кран, чтоб не вытек океан». 22 марта Международный день защиты водных ресурсов. Цель: привлечение внимания дошкольников и взрослых к проблемам охраны источников воды в природе. В ходе акции проводятся такие мероприятия, как: чтение рассказов, загадок и стихотворений о воде, игры, опыты с водой, выпуск и распространение совместно с родителями и детьми листовок с «Берегите воду!», экологической газеты «Вода – источник жизни на Земле».
- акция «Прилетайте птицы» проводится в апреле аналогично акции «Поможем городской синичке». В рамках проведения акции организуется развлечение «День птиц», выставка домиков для птиц, изготовленных родителями, совместно с детьми, торжественное открытие птичьих домиков, наблюдения за «новоселами».
- акция «День Земли» проводится с 10 по 22 апреля. В рамках акции проходят интересные мероприятия: конкурс детских рисунков «Моя Земля», развлечение «Счастья тебе! Земля моя». Целью данных мероприятий является воспитание нравственных чувств, эмоционально-положительного, ценностного отношения детей к природе, окружающему миру. В заключение акции дети оформляют послание Земле, с пожеланиями счастья и благополучия.
- акция «Посади дерево». Цель акции : Воспитание в детях заботливого отношения к природе и вовлечение родителей в воспитательный процесс. Совместная деятельность детей и взрослых доставила массу приятных моментов, каждый вносил свой вклад в озеленении территории. Дети с большим удовольствием помогают взрослым капать ямки, носить песок, придерживать саженцы и т. д. Деревца, посаженные ими, будут радовать многие поколения других ребят, которые будут посещать наш детский сад.
- акция «Наш цветущий детский сад». Цель: Придание эстетического вида летним участкам путем консолидации усилий работников детского сада и родителей.
Таким образом: участие в акциях способствует формированию у детей навыков экологической культуры, дети получают природоведческие знания, учатся практическим действиям по охране природы. Формируется активная жизненная позиция, экологически оправданное поведение и чувство любви к природе, стремление сохранить свою «малую» родину. Акции служат экологической пропагандой и среди родителей, которые становятся активными помощниками в формировании экологической культуры дошкольников. Любовь к природе и заботливое отношение к ней закладывается у детей только тогда, когда они видят примеры ежедневного, внимательного и заботливого отношения со стороны взрослых – воспитателей и родителей. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу, родной природе, и родной стране играет огромную роль в становлении личности.
Проведение экологических акций стало хорошей традицией нашего детского сада. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут бережно относиться ко всему живому, на всю жизнь сохранят любовь к миру природы. Наши дети юные патриоты своей Родины.
Список литературы:
1. Зенина Т. «Экологические акции в работе с дошкольниками: из опыта [Дет. сад N 403 Москвы] / /Дошкольное воспитание. — 2002. — No7. — С. 18 — 21.
2. Масленникова. О. М. «Экологические проекты в детском саду». Волгоград. Издательство «Учитель», 2009г.
3. Николаева С. Н. Парциальная программа «Юный эколог» 3-7 лет М. : Мозаика – Синтез, 2016 г.