Светлана Луничкина
Отчет о работе кружка «Вокал с малых лет»
▼ Скачать + Заказать документы
По мнению японского доктора Шиничи Судзуки, как и по мнению большинства авторов систем музыкального воспитания, все дети музыкальны, без исключения. В мероприятии образовательной деятельности по вокалу для участия в республиканском заочном конкурсе с детьми и молодёжью «Призвание» принимают участие воспитанники подготовительной к школе группы «Солнышко» и старшей группы «Одуванчик», занимающиеся в кружке «Вокал с малых лет» второй год. Дети на начало занятий по вокалу обладали различным ритмическим, звуковысотным и тембровым слухом, певческий диапазон детей был узким. За два года обучения дети не только развили музыкальный слух, но и расширили вокальный диапазон, стали чище интонировать. Помимо этого, занимаясь вокалом, дети стали более открытыми и раскованными.
Публикация «Отчет о работе кружка „Вокал с малых лет“» размещена в разделах
- Вокал. Обучение детей пению
- Вокальный кружок
- Годовые отчеты о проделанной работе
- Отчет о работе кружка
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ работы
- Темочки
Организованная образовательная деятельность проводится в рамках дополнительной образовательной программы – дополнительная общая развивающая программа «Вокал с малых лет» для детей 4-7 лет, посещающих дошкольное учреждение. Данная программа составлена с использованием методик различных авторов (использованная литература).
Целью программы является развитие творческой личности ребёнка посредством приобщения его к певческому искусству.
Задачи программы:
- развитие вокальных способностей;
- развитие ритмического, звуковысотного, тембрового слуха;
- укрепление физического и психического состояния детей;
- развитие памяти и внимания;
- укрепление голосового аппарата;
- развитие речи, совершенствование дикции;
- привить любовь к песне и сценическому искусству.
Программа реализуется в течение 3 лет в возрасте 4 -7 лет. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 30 минут.
Структура мероприятия:
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ:
- приветствие-здоровалка
- упражнения на дыхание
- логопедическая гимнастика
- распевка по системе сольмизации
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ:
- пальчиковые песенки
- распевка на расширение диапазона
-коммуникативная песенка-приветствие «Как здорово»
- песенки-образы с терапевтическим воздействием
- сольное и дуэтное исполнение песен
- повтор выученного репертуара
- музыкальная угадайка
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ:
- исполнение песни «Что такое доброта?»
- прощалка
Использованные методы и технологии:
Упражнения на опору дыхание
Еще древние восточные мудрецы, создатели различных дыхательных систем, придавали большое значение
дыхательным упражнениям.
Считалось, что кроме кислородного питания с помощью дыхания происходит и энергетическая подпитка организма. Правильное дыхание регулирует состояние нервной системы человека. Также от дыхания во многом зависит здоровье человека, его физическая и умственная деятельность. Например, частота дыхания и дыхание попеременно через левую и правую ноздри влияют на функции мозга. На вокальных занятиях дети обучаются нижнему или «брюшному», «диафрагмальному» дыханию (в дыхательных движениях участвует только диафрагма, а грудная клетка остается без изменений; в основном вентилируется нижняя часть легких и немного - средняя). Диафрагмальное дыхание регулирует деятельность кишечника, улучшает пищеварение, положительно влияет на работу сердца, хорошо вентилирует нижние доли легких, успокаивает нервную систему. Дети с удовольствием выполняют несложные дыхательные упражнения по системе А. Н. Стрельниковой: «ладошки», «ёжик», «обними себя», «рок-н-ролл» и др. Именно брюшное или диафрагмальное дыхание способствует пению на опоре ( упражнения: «понюхай цветочек», «свеча», «баян»). Выполнение дыхательных упражнений проходит в форме рассказа сказки с участием детей.
Логопедическая гимнастика
Большую роль в развитии речи ребёнка играют логопедические и артикуляционные гимнастики. Легка и любима для освоения логопедическая гимнастика Марины Картушиной «Язычок».
Правильное, приподнятое положение верхнего нё ба помогают установить следующие упражнения: «лошадка» - цоканье язычком в верхнем и нижнем регистре, «зевок» - открытым и закрытым ртом.
Распевка детей начинается по СИСТЕМЕ РЕЛЯТИВНОЙ СОЛЬМИЗАЦИИ венгерского композитора и педагога Золтан Кодая.
Он совершенно справедливо отмечал,
что: «…в странах и школах, применяющих релятивную сольмизацию, поют чище». При сольмизации, называя звук, мы указываем на его роль в тональности, используя ручные знаки.
По мнению З. Кодая, система взаимосвязи звуков является более значительным фактором, чем их высота. Эта система взаимосвязей – не что иное, как лад. «За отдельными звуками, а при идеальном обучении в ещё большей степени за отдельными оборотами, мелодическими формулами закрепляются хорошо осознаваемые ассоциации – слогов со звуками».
В качестве распевок используются и пальчиковые песенки Екатерины и Сергея Железновых. Эти авторы создали музыкальную методику раннего развития, которая предназначена и для самых маленьких детей, и для детей старшего дошкольного возраста, которая так и называется «Музыка с мамой». Песни Е. Железновой не только развивают мелкую моторику пальцев рук, но и соответственно, речь, музыкальный слух, воображение, настроение («Паучок», «Дятел», «Улитка», «Червячки» и др.).
Поступенная «Распевка про семью» (диапазон – чистая квинта) не только расширяет певческий диапазон, но и развивает артикуляцию, учит детей одновременно брать дыхание.
В попевке «Лифт» певческий диапазон составляет одну октаву (исполняется в тональности Ре-мажор).
Коммуникативная попевка-приветствие «Как здорово, что все мы здесь собрались» исполняется в кругу, дети держатся за руки и поют сначала вместе, затем сольно по желанию, обращаясь к своему другу. В этой песне решается не только коммуникативная задача, здесь каждый ребёнок учится петь сольно, раскрепощается, в нём развивается уверенность в себе.
В качестве отдыха детям предлагается «Минута угадайки». Сидя на стульчиках, дети угадывают на слух количество звуков (1-2-3); в исполнении 3-х звуков используются мажорное и минорное трезвучия («Солнышко» и «Туча» - угадав их, дети распевают трезвучие по ступеням сверху вниз).
Уникальна методология врача-педиатра, АВТОРА СОНАТАЛ-ПЕДАГОГИКИ МИХАИЛА ЛАЗАРЕВА «Я расту, я пою, я здоровым быть хочу».
Его методикой пользуются в специализированных медицинских центрах России (130 городов, США, Израиля. Дети в этих центрах получают не только медикаментозное лечение. В курс лечения входит обязательно занятие вокалом.
Суть вокального лечебного метода лежит в использовании вибрационных звуковых воздействий на органы дыхания. «Звук – это вибрация, Боль – это спазм». Различные звуки могут создавать вибрации в различных частях тела и, соответственно, снимать спазмы, вызывающие боль. Песенки-образы Михаила Лазарева обладают направленным терапевтическим воздействием.
В песенке «Ёжик» многократно повторяется звук «Ф», который имеет эффект релаксации, расслабления мышц тела. Звук «К», стоящий в конце слов имеет воздействие на диафрагму, играет роль внутреннего массажа.
Звук «З» в песенке «Комарик» также имеет физиологический смысл: стимулируется микроциркуляция крови и обмена вещества в области головы и шеи. Что немало важно – активизируется иммунитет. Эта песенка помогает излечиться от катаральной ангины, ларингита.
Песенки «Эхо» и «Синий домик» имеют диапазон более октавы, они также помогают развивать у детей чистоту исполнения, артикуляцию. Во второй песне исполнение нот сопровождается показом ладошки звуков по высоте.
«Голубая песенка» помогает расширить певческий диапазон до ноты «фа» второй октавы.
Песенный репертуар на занятиях «Вокал с малых лет» разнообразен. Девочки, как и мальчики гордо, «по-взрослому» исполняют патриотические песни (В. Шаинский «Идёт солдат по улице»). С искренней, большой радостью дети поют песни на марийском языке (С. Маков «Букет»). На занятиях дети знакомятся с песнями великих классиков (В. Моцарт «Весенняя»). И, конечно, большое внимание уделяется детским песням (Засидкевич «Песенка-здоровалка», Т. и С. Никитины «Маленький ёжик», Р. Котляревский «Весёлый жук», Л. Абелян «Хомячок» и «Манная каша», Г. Струве «Пёстрый колпачок», С. Кожуховская «Мамина сказка»).
АНАЛИЗ МЕРОПРИЯТИЯ:
Воспитание детей на вокальных традициях является одним из важнейших средств нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения. Занятия кружка «Вокал с малых лет» обладают здоровьесберегающим эффектом, основные задачи образовательной программы выполняются. Дети занимаются с радостью и удовольствием, активны на занятии.
В конце учебного года родители приглашаются на отчётный концерт кружка «Вокал с малых лет». В 2017 году отчё т проходил в двух формах: концерт и музыкальная сказка «За солнышком».
В первый же год обучения, воспитанники кружка стали дипломантами II степени городского конкурса детского творчества «Пеледше тукым» в номинации «Вокал» (2017 г.). В том же году был завоёван Диплом Лауреата III степени республиканского фестиваля-конкурса народной культуры «Красный сарафан» в номинации «Марийский край». В апреле 2018 года воспитанник кружка Матвей Головин со своей мамой завоевали Диплом III степени городского конкурса детского творчества «Алло, мы ищем таланты» в номинации «Дуэт». Активную концертную деятельность ведёт воспитанница подготовительной группы Анна Арутюнян. 27 апреля в Царевококшайском Кремле проводилась акция «Мый марла ойлем» («Я говорю по-марийски»). 6-летняя армянка Анна Арутюнян спела песню на марийском языке. 9 мая – в День Победы, Аня в составе звёзд марийской эстрады участвовала в концерте на площади В. П. Никонова.
«Музыка вымывает прочь из души пыль повседневной жизни!», сказал Бертольд Авербах, поэтому музицируйте и просто пойте, и БУДЕТЕ СЧАСТЛИВЫМИ!
Использованная литература:
Щетинин М. Н. Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой. — Метафора, 2010.
Подольянская Е. И., Формы оздоровления детей 4-7 лет: кинезиологическая и дыхательная гимнастики, комплексы утренних зарядок. – Волгоград: Учитель, 2009.
Картушина М. Ю., Конспекты логоритмических занятий с детьми 4-5 лет. – М. : Сфера, 2010.
Овчинникова Т. С., Артикуляционная и пальчиковая гимнастика на занятиях в детском саду. – Спб. : «Каро», 2009.
Буденная Т. В. Логопедическая гимнастика: Методическое пособие. – СПб. : Детство-пресс, 2001.
Мадорский Л., Зак А., Музыкальное воспитание ребёнка. – М. : Айрис пресс, 2011.
Лазарев М. Л., «Песни доктора Лазарева» : лечебный и концертный репертуар для детей дошкольного и школьного возраста от автора Сонатал-педагогики, редактор-составитель И. В. Роганова. – Спб. : «Композитор», 2014