сидоренко кира
Песочная терапия как средство адаптации детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети переживают адаптационный стресс. Адаптивные возможности ребенка раннего возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития.
Поскольку ребенок раннего возраста ограничен в способах избегания стресса, который связан с периодом адаптации, на помощь ему может прийти только игра. Занимаясь любым видом игры, малыш отвлекается от своих переживаний, связанных с отсутствием мамы, учится ориентироваться в новой для себя ситуации общения с детьми. Таким образом, привыкание ребенка к детскому саду будет максимально безболезненным, при использовании комплексного подхода к решению проблем адаптации каждого малыша. Именно от того, как пройдёт привыкание ребёнка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, будет зависеть дальнейшее развитие малыша и его благополучное пребывание в детском саду.
Важная задача педагогов, помочь детям преодолеть стресс при поступлении в дошкольное учреждение и успешно адаптироваться к нему.
Одним из эффективных средств адаптации является «Песочная терапия». Песочная терапия – разновидность игровой терапии.
Маленькие дети часто не могут выразить свои переживания из-за отсутствия активной речи. Песочная терапия может оказаться полезной для установления взаимопонимания со сверстниками, взрослыми и новой средой пребывания в период адаптации. Так же песочная терапия стабилизирует психоэмоциональное состояние ребенка.
При работе с детьми рекомендуется использовать простые упражнения, которые основываются на таких особенностях детей раннего возраста, как: эмоциональность, впечатлительность, способность быстро заражаться, как положительными, так и отрицательными, эмоциями от взрослых и сверстников и подражать их действиям.
Песочница является привлекательной средой для осуществления сказкотерапевтического подхода. Для занятий с детьми подбираются задания и игры в сказочной форме. Например: "Заборчики". (Дети руками лепят заборчики по кругу, за таким забором можно спрятать зайку от злого серого волка). При этом полностью исключается негативная оценка действий и результатов ребенка и максимально поощряется фантазия и творческий подход. Случается, так, что в процессе работы дети заболевают, и это факт. И после того как ребенок поправится и придет в детский сад, работу следует начинать сначала. Работу с песком завершают, когда у ребенка стабилизируется эмоциональный фон, он легко расстается по утрам с близкими, играет в группе, положительно относится к режимным моментам.
Песочная терапия – прекрасный способ установления контакта с детьми, переживающими процесс адаптации к дошкольному учреждению, она развивает коммуникативные навыки, которые служат началом успешной адаптации в период раннего возраста.
Игра ребенка с песком, представляющая собой один из наиболее любимых детьми видов творческой активности, известна с давних времён. Теоретически и практически доказано, что использование методов песочной терапии в работе с детьми раннего возраста, является самым доступным и естественным способом развития и самотерапии. При взаимодействии с песком у ребёнка повышаются адаптивные возможности, быстрее и менее болезненно происходит процесс адаптации к условиям ДОУ. Дети 1,5-3 лет «проигрывают» свои чувства и эмоции, которые им пока сложно выражать в силу возрастных особенностей именно в песочнице, создавая «песочные города», различные фигурки. Играя с песком, ребёнок входит в общение с окружающим миром, а взрослый приобретает уникальную возможность посмотреть на этот мир глазами ребёнка и научиться взаимодействовать с этим миром.
Многим людям бывает достаточно трудно перевести мысли в слова, особенно детям. Но существует язык мимики, жестов, при помощи которых возможно тонко выразить ощущения или чувства, либо в рисунке или пластилине руками как бы выстраиваются мосты между внутренним и внешним мирами. Тогда внутренний образ становится зримым во внешнем творении. Именно такой принцип и положен в основу системы работы по песочной терапии. Основополагающая идея песочной терапии сформулирована так: «Игра с песком предоставляет ребенку возможность избавиться от психологических травм с помощью перенесения вовне, на плоскость песочницы, фантазий и формирования ощущения связи и контроля над своими внутренними побуждениями. Установление связи с бессознательными побуждениями и их выражение в символической форме в значительной мере облегчают здоровое функционирование психики».
Формы работы с детьми раннего возраста на занятиях с использованием песочной терапии:
1. Сюжетные игры – «Построим дорожку, заборчик», «Норки для мышки». Освоив простую постройку, даем усложнение с использованием бросового материала (палочки, травка, дощечки).
2. Игры-забавы – «Найди предмет», «Откопай секретик», «Ты прячешь, а я нахожу», «Загадочные следы».
3. Дидактические игры-упражнения - «Узоры на песке», «Мы создаем мир».
4. Рассказывание сказок – лепим героев или рисуем на песке палочкой сказку, сопровождая каждое движение рассказом.
5. Инсценирование: «Чумазый мальчик», «Испечем пирожки».
6. Читаем на песке – предварительно лепим формочки животных или предметов, а потом показываем детям и читаем стихотворение, например, из цикла А. Барто «Игрушки».
7. Рисование песком – хорошо просушенный и просеянный песок набираем в ладошку или насыпаем в кулечек с отрезанным уголком и рисуем по готовому контуру предмет.
8. Конструирование – используем метод «наплыва» (полужидкий песок выливается постепенно в определенную форму «Город из песка»).