Попкова Ирина Васильевна
Песочная терапия как метод адаптации детей младшего дошкольного возраста
Песочная терапия как метод адаптации детей младшего дошкольного возраста
Челябинская обл., г. Коркино, пгт Первомайский, МКДОУ Д/c № 23
Попкова Ирина Васильевна
как метод адаптации детей младшего дошкольного возраста
Публикация «Песочная терапия как метод адаптации детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песочная терапия
- Средняя группа
- Темочки
При поступлении в дошкольную организацию все дети переживают адаптационный стресс. Адаптивные возможности ребенка раннего возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития. Главная задача в этот момент помочь детям преодолеть стресс и успешно адаптироваться. Одним из эффективных средств адаптации,я считаю, является «Песочная терапия». Она используется мной второй год. Следует сказать, что даже при таком малом сроке она дала положительный результат.
Маленькие дети часто не могут выразить свои переживания из-за отсутствия активной речи. Песочная терапия может оказаться полезной для установления взаимопонимания со сверстниками, взрослыми и новой средой пребывания в период адаптации. Так же песочная терапия стабилизирует психоэмоциональное состояние ребенка. Помогает снизить тревожность, перепады настроения, создать положительный эмоциональный микроклимат.
Что мне для этого понадобилось:
1. Водонепроницаемый деревянный ящик, его размер - 5Ох7Ох10 сантиметров. Я занимаюсь с детьми в малой группе (3-4 человека). Такой размер ящика соответствует оптимальному полю зрительного восприятия, и это позволяет охватывать его взглядом целиком. Внутренняя поверхность подноса (дно и борта) окрашиваются в синий цвет. Дно с подсветкой. Таким образом, борта будут символизировать небо, а дно-воду.
2. Чистый, просеянный песок (я его промываю и прокаливаю в духовом шкафу). Он не должен быть слишком крупным или слишком мелким. Песком заполняется меньшая часть ящика. Таким образом, песок задает символическую “линию горизонта”. Рядом – вода для смачивания песка.
3. “Коллекция” миниатюрных фигурок, высотой не более 8 сантиметров.
У нас две площадки для занятия песочной терапией. Игры, которые проводились без словесного сопровождения своих действий, проходили под звуки релаксационной музыки, а также использовались музыка ветра, океана, пение птиц.
Каждое занятие мы начинали и заканчивали определенным ритуалом.. Я использую упражнения на снятие беспокойства и тревоги. Это мягкие, нежные, медленные поглаживания по головке малыша, животику, по его спинке. Предлагаю детям обняться. Малышам нравится такие упражнения (так как детям не хватает тактильного контакта). Они быстро успокаиваются, также при помощи тактильных упражнений удаётся быстрее установить доверительные отношения.
После того как занятие заканчивается мы аккуратно отряхиваем ручки и берёмся наводить порядок. Ребята самостоятельно убирают игрушки из песочницы (для этого у нас специальные коробочки, ставят на полочки. Закрывают песочницу. Отодвигают стульчики и проверяют нет ли там песка, если есть, то берут совки и метёлки (они у нас имеются на каждого ребёнка) и подметают.
Совместные действия формируют положительное отношение к труду, побуждают детей к самостоятельному выполнению элементарных поручений, воспитывают опрятность и умение замечать непорядок.
Свою работу я начала со знакомства с песком и его свойствами.
Для этого я использовала такие игры как:
Беседа «Правила игры с песком в помещении».
Рассматривание «коллекции» миниатюрных фигурок.
Игра - пересыпание сухого песка через воронку.
Игра - мокрый и сухой песочек.
Игра - горячий и холодный. (См. приложение)
Я даже не ожидала, насколько это понравится моим детям. Мне приходилось уговаривать ребят встать и позаниматься другой деятельностью. Ведь процесс взаимодействия с песком дарит столько приятных ощущений, песок «заземляет», забирает негативную энергию, вселяет мир и покой в душу ребенка.
С помощью песка мне удалось снизить тревожность, перепады настроения;
создать положительный эмоциональный микроклимат.
В моей группе 30 детей и вторым этапом было разделение ребят на «проблемные группы». Буквально на первом же занятии стало понятно в какой помощи нуждается каждый ребенок.
Первая группа детей(6 чел., в основном - это те ребята, которые уже год как посещают детский сад, справились с адаптацией и легко находят общий язык как с детьми так и со взрослыми. Более самостоятельны и инициативны.
С этой группой я проводила игры :«Солнышко», «Флажок», «Рыбка», «Мышка», «Тучки». и т. д. (См. приложение) для обучения чётко излагать мысли, аргументировать, анализировать высказывания и действия своих друзей.
Вторая группа ребят(8чел.) - дети тяжело проходящие адаптацию, с повышенной эмоциональной лабильностью.
В этой группе я использовала пескотерапию как способ снятия многих психологических проблем: страхи, тревоги, эмоциональная и мышечная напряжённость. Песок заземляет негативную психическую энергию, гармонизирует эмоциональное состояние детей, помогает развивать умения взаимодействовать и ладить друг с другом, соблюдать элементарные правила игры. Формирования коммуникативных навыков общения, эмоционально-волевой сферы. Получения первого опыта самооценки, саморегуляции собственных действий.
С этой группой я проводила такие игры как:
«Собери грибы!», «Песочная кулинария», «Норки для мышки», «Самостоятельная игра№2», «Угадай, что спрятано в песке»и т. д. (См. приложение.)
Третья группа(8чел.) - это дети агрессивные, тревожные, часто конфликтующие.
Песочная терапия использовалась для воспитания эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирования готовности к совместной деятельности со сверстниками, уважительного отношения. Умения делиться игрушками и договариваться. Приобретения опыта самостоятельного преодоления конфликтов в процессе игрового взаимодействия.
Стабилизация эмоционального состояния, нейтрализация нервного напряжения, избавление от страхов и агрессии, открытости в общении.
Формирование элементарных представлений о том, что хорошо, а что плохо.
Первого опыта правильной оценки хороших и плохих поступков.
С этой группой я проводила такие игры как:«Песочные прядки», «Ковёр-самолёт для принцессы». «Норки для мышки», «Цыплята», См. приложение.)
Четвёртая группа(8чел.)- это дети с плохим развитием речи, которые не могут, в полную меру, взаимодействовать с ровесниками и взрослыми.
Благодаря играм с песком развивается мелкая моторика ребёнка, что способствует быстрейшему развитию речи и формированию словесно-логическому мышлению.
С этой группой я проводила такие игры как: «Следы обитателей леса», «Вкусные пирожки для мамы», «Я пеку, пеку, пеку…», «Угадай, что спрятано в песке», «Путешествие в сказочный город», «Измерь и сосчитай», «Ямка», «Буря», «Длинные дорожки», и т. д. (См. приложение.)
Игра «горячий и холодный» стала самой любимой во всех группах. (Весь песок делится на две части. Первая часть остужается, вторая подогревается). Помимо основных целей и задач (развитие мелкой моторики, развития речи, тактильной чувствительности, владения своими руками) эта игра, за счёт воздействия на нервные окончания, несла оздоровительный характер. А сколько удовольствия получили дети, погружая руки то в горячий, то в холодный песок, то смешивая его.
По результатам диагностики, проведённой мною вначале учебного года и в конце (из второй в первую группу перешло 5 чел. ,из третьей в первую 4чел., из четвёртой в первую 5 чел.). Считаю, что с помощью песочной терапии мне удалось снизить тревожность,перепады настроения, создать положительный эмоциональный микроклимат, дети стали более раскрепощёнными и самостоятельными, целеустремлёнными и уверенными в себе, общительными, более внимательными и заботливыми по отношению к сверстникам и взрослым, способным к взаимопониманию и сотрудничеству. Таким образом песочная терапия – прекрасный способ установления контакта с детьми, переживающими процесс адаптации к дошкольному учреждению, она развивает коммуникативные навыки, которые служат началом успешной адаптации в период раннего возраста. У ребят продолжает формироваться способность совместно принимать решение и вместе следовать их выполнению.
В дальнейшем я собираюсь продолжать работать с песком, также я буду использовать кинетический песок, песок разного цвета, другие сыпучие материалы: манка, фасоль,гречка, рис, горох, прогретая соль и т. д