Елена Сидорец
Песочная терапия для дошкольников или «Чудесный песок»
▼ Скачать + Заказать документы
У каждого из нас есть свои воспоминания из детства, связанные с играми в песке – морском, речном или тем, что в песочницы у дома. Однако песок не так прост. Элементарные, обычные, игры могут быть очень полезны для психического здоровья и развития детей.
Публикация «Песочная терапия для дошкольников или „Чудесный песок“» размещена в разделах
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песочная терапия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2017
Наверное, все взрослые замечали, что песок обладает некой магической силой. Детям хочется потрогать песок, поковыряться в нем палкой, поиграть игрушками, выкопать ямку, сделать куличик и так далее. Создатели песочной терапии предоставляют нам возможность усилить полезное и успокаивающее действие песка, ведь песочная терапия способна творить чудеса.
Итак, что же такое «Песочная терапия» и кто ее создал.
Песочная терапия – это методика в психотерапии, направленная на снятие психологического напряжения. Она позволяет ребенку прикоснуться к своему глубинному «Я», создать целостную картину миру, сотворить уникальный образ.
Родоначальниками этого направления были З. Фрейд и Э. Эриксон. Благодаря их учениям в 1930-е годы песочная терапия стала применяться для лечения взрослых и детей, а также для раннего детского развития. В 50-е детский психотерапевт Дора Калф систематизировала все научные изыскания в области изучения психического состояния ребёнка через его игры с песком. Согласно её выводам, ребёнок строит в песочнице свою модель мира, отображая все свои беспокойства, страхи и переживания.
Общие условия организации песочной терапии.
В качестве песочницы используется большой водонепроницаемый ящик. Традиционный его размер в сантиметрах 50 х 70 х 8 см, (где 50 х 70 — размер поля, а 8 — глубина). Считается, что такой размер песочницы соответствует объему поля зрительного восприятия. Традиционный размер песочницы предназначен для индивидуальной работы. Для групповой работы рекомендуется использовать песочницу размером 100 х 140 х 8 см.
Материал. Традиционным и предпочтительным материалом является дерево. В практике работы с песком чаще используются пластиковые ящики, но в них песок не «дышит».
Цвет. Традиционная песочница сочетает естественный цвет дерева и голубой цвет. Дно и борта (за исключением верхней плоскости досок бортов) окрашиваются в голубой цвет. Таким образом, дно символизирует воду, а борта — небо. Голубой цвет оказывает на человека умиротворяющее воздействие. Кроме того, наполненная песком «голубая» песочница являет собой миниатюрную модель нашей планеты в человеческом восприятии. Если позволяют средства и пространство кабинета, можно экспериментировать и с разноцветными песочницами, когда дно и борта окрашиваются в один или несколько цветов.
Теперь ее можно на одну треть или наполовину заполнить чистым (промытым и просеянным, прокаленным в духовом шкафу песком. Используемый песок время от времени необходимо менять или очищать. Очищение производится не реже одного раза в месяц. Песок нужно изъять из песочницы, просеять, промыть и прокалить.
Для организации игр с песком будет необходим большой набор миниатюрных предметов и игрушек, в совокупности символизирующих мир.
Используемые материалы:
Для организации игр с песком будет необходим большой набор миниатюрных предметов и игрушек, в совокупности символизирующих мир. В классической песочной терапии существует следующая классификация предметов, используемых в процессе создания песочных картин. Например:
наземные животные (домашние, дикие, доисторические);
летающие животные (дикие, домашние, доисторические);
обитатели водного мира (разнообразные рыбы, млекопитающие, моллюски, крабы);
жилища с мебелью (дома, дворцы, замки, другие постройки, мебель различных эпох, культур и назначения);
домашняя утварь (посуда, предметы обихода, убранства стола);
деревья и другие растения (цветы, трава, кустарники, зелень и пр.);
объекты небесного пространства (солнце, луна, звезды, радуга, облака);
транспортные средства (наземный, водный, воздушный транспорт гражданского и военного назначения, фантастические транспортные средства);
объекты среды обитания человека (заборы, изгороди, мосты, ворота, дорожные знаки);
объекты ландшафта и естественной активности Земли (вулканы, горы);
аксессуары (бусы, маски, ткани, пуговицы, пряжки, ювелирные изделия и пр.);
естественные природные предметы (кристаллы, камни, раковины, куски дерева, металла, семена, перья, отполированные водой стеклышки и пр.);
фантастические предметы и персонажи мультфильмов, фэнтези, фигурки-оборотни;
злодеи (злобные персонажи мультфильмов, мифов, сказок).
Итак, все, что встречается в окружающем мире, может занять достойное место в коллекции. Если для занятий не хватает каких-либо фигурок-образов, их можно вылепить из пластилина, глины, теста, вырезать из бумаги.
Коллекция фигурок располагается на полках. Если места на полках недостаточно для размещения всей коллекции, то могут использоваться и прозрачные коробки.
А теперь поговорим о его «чудесных способностях» в руках ребенка. Итак, песок :
• Восстанавливает душевную гармонию.
• Развивает мышление, воображение, память, мелкую моторику.
• Снимает страхи и стрессы.
• Решает проблемы в общении.
• Устанавливает душевный покой.
,
Рассмотрим более подробно.
• Развитие мелкой моторики рук ребенка (при различных действиях с предметами, фигурками, песком).
• Дети способны придумывать удивительные сценарий игр, создать на песке интересные сооружение. Все это, является отличным стимулом для развития воображения и фантазии.
• Проговаривая диалог любимого героя, общаясь с друзьями по игре, задействован важный познавательный процесс – речь.
• Создавая сюжет и воплощая его в реальность, дети дошкольного и школьного возраста, учатся целенаправленно действовать, добиваться результата.
• Взаимодействуя с коллегами по игре, происходит развитие коммуникативных навыков, которые пригодятся во взрослой жизни.
• Проживая волнующие ситуации, проблемы, страхи, ребенок освобождается от негативных эмоций, переживаний.
• Шумные дети значительно успокоятся, а тихие, неразговорчивые активизируют свои силы и покажут все свои таланты.
Но так же не стоит забывать и о недостатках песочной терапии.
Данный вид деятельности по объективным показателям не подходит определё нным категориям детей:
• аллергикам;
• страдающим от эпилепсии;
• с СДВГ;
Стадии игры с песком у детей
Общие стадии такой игры выделил Джон Аллан в 1986 году:
1. Хаос. На этой стадии ребенок отбирает много фигурок, сваливая их в емкость с песком. Фигурки имеют разные размеры, принадлежат к разным категориям, среди них нет растений и животных. Такое поведение малыша говорит о тревогах, страхах и смятении, которые преобладают в его жизни. Эта стадия может продолжаться в течение нескольких занятий.
2. Борьба. На этом этапе среди фигурок появляются хорошие и плохие герои, хищные и травоядные животные, земляне и пришельцы и др., что означает противостояние, военные действия, конфликты. Стадия может длиться долго. На этом этапе нельзя торопить малыша, предлагая ввести положительный персонаж. Нужно дать возможность ребенку преодолеть внутренний конфликт самостоятельно, в необходимом ему темпе. О завершении стадии можно судить по заключенным мирным договорам, помилованию противника и сохранению его жизни.
3. Исход. Эта стадия означает гармонию и равновесие. На этом этапе все объекты связаны между собой, среди фигурок появляется зелень и плоды, животные расставляются парами.
Пособия и книги с конспектами занятий по песочной терапии :
• Грабенко Т. М. и Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Практикум по песочной терапии», «Чудеса на песке». Они ориентированы на юнгианский подход (направление в психотерапии, работающее с фантазийной реальностью, в которой живут люди).
• Л. Штейнхард «Юнгианская песочная психотерапия». Книга содержит разнообразные трактовки песочных картин и композиций. С ее помощь можно трактовать психологическое состояние ребенка и его созданий.
• Сакович Н. А. «Технология игры в песок». Это издание посвящено непосредственно технологии песочных игр.
• Эль Галин «Человек, играющий в песок». Здесь представлена технология работы со взрослыми.
Песочница играет огромную роль и является маленькой моделью окружающего нас мира. Ожитворение абстрактных символов «реальное» проживание его истории. Именно при этом виде деятельности, ребенок является хозяином своей вселенной. Здесь все его! Здесь его правила, его игрушки, его история! Он проживает и усваивает опыт безоценочного и безусловного принятия его самого и его действий, что повышает самооценку и дает ощущение собственной значимости.