Виктория Толубаева
Игры с песком для детей 5–7 летнего возраста с нарушением речи
▼ Скачать + Заказать документы
Игры с песком для детей 5 – 7 летнего возраста с нарушением речи
Игры для регуляции мышечного тонуса, снятия напряжения с мышц пальцев рук, совершенствование мелкой моторики.
Игра «Отпечатки ладошек»
Цель: развитие тактильной чувствительности.
Содержание.
Публикация «Игры с песком для детей 5–7 летнего возраста с нарушением речи» размещена в разделах
- Игры для детей
- Игры с песком
- Лето
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Разровнять поверхность песка и вместе с ребенком по очереди оставляйте отпечатки кистей рук — внутренней и внешней стороны. Чтобы отпечаток получился более четким, необходимо, слегка вдавив руку в песок, немного задержать ее в нем. При этом нужно прислушаться к ощущениям. А потом поговорите о них.
Поскольку ребёнку будет трудно сделать это первому, начните сами: «Мне приятно. Я чувствую прохладу (или тепло) песка. Когда я двигаю рукой, то ощущаю песчинки. А что чувствуешь ты?».
После того как ребенок расскажет о своих ощущениях, надо попросить его перевернуть руку ладонью вверх. Сделайте то же самое и скажите: «Я перевернул руку, и мои ощущения изменились. Теперь я подругому чувствую шероховатость песка. По-моему, песок стал чуть холоднее. А что чувствуешь ты?»
Игра «Действия с песком»
Цель: регуляция мышечного напряжения, расслабление.
Содержание.
Сжать песок в кулачке, а потом разжать; то же, но кулачок приподнять над поверхностью песочницы; то же двумя ладонями одновременно; захватить песок в щепотку и разжать; то же, но, мелко перебирая пальцами, потихоньку высыпать песок из пальцев; то же с насыпанием дорожки из песка; засыпать палец или ладонь песком другой рукой; выложить по насыпанной дорожке горошины или камешки; перетирать песок между ладонями и т. д. 10
Игра «Змейка»
Цель: развитие тактильной чувствительности
Содержание.
1) Проскользнуть ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машинки, змейки, санки и т. д.);
2) выполнить те же движения, поставив ладонь на ребро, — и проложить «трассы»;
3) пройтись ладошками по полученным «трассам», оставляя на них свои следы.
Игра «Загадочные узоры»
Цель: развитие тактильной чувствительности, воображения
Содержание. Создать на песке отпечатками ладоней, кулачков, костяшками пальцев и т. д. всевозможные причудливые узоры и попытаться найти сходство узоров с объектами окружающего мира (ромашкой, солнышком, дождинкой, травкой, деревом, ежиком и т. д.).
Игра «Необыкновенные следы»
Цель: развитие тактильной чувствительности, воображения
Содержание. «Идут медвежата» — ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.
«Прыгают зайцы» — кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.
«Ползут змейки» — ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).
«Бегут жучки-паучки» — ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом — «жучки здороваются»).
Игра «Отыщи и расскажи»
Цель: развитие пространственных представлений, речи.
Содержание. Охарактеризовать предметы, расположенные в определенном месте. Например: отыщи предметы, расположенные в правом верхнем углу, расскажи о них.
Игра «Рисунки на песке»
Продолжая тему развития мелкой моторики, предлагается рисование на песке.
Цель: развитие тактильной чувствительности, воображения
Игра «Дорожки»
Начинаем с простых прямых линий.
Игра «Дорожка для слоненка к его домику».
Затем переходим к ломаным линиям, прерывистым, различным по интенсивности и протяженности.
Игра «Заборчики»
Мы огораживаем все, что лежит в песочнице.
Игра «Дожди»
Еще одна возможность отработать вертикальные линии.
Игра «Лесенки»
Для самых разных существ или самых разных размеров научат совмещать вертикальные и горизонтальные линии.
Игра «Волны»
являются модифицированными дорожками и их вполне первоначально можно называть именно так.
Для разнообразия можно использовать название «змейки».
Игра «Песочный дождик»
Педагог медленно, а затем быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, затем на ладонь. Дети повторяют. Затем дети закрывают глазки по очереди, кладут на песок ладонь с расставленными пальцами, взрослый сыплет песок на какой-либо палец, а ребёнок называет этот палец.
Игры на развитие диафрагмального дыхания.
Игра «Песочный ветер»
Малыши учатся дышать через трубочку, не затягивая в нее песок. Детям постарше можно предложить сначала сказать приятное пожелание своим друзьям, подарить пожелание песочной стране, «задувая его в песок», можно также выдувать углубления, ямки на поверхности песка. Для этих игр можно использовать одноразовые трубочки для коктейля. При выдохе ребенок легко дует на свои ладони с песком, сдувая его в песочницу
Игра «Выровняй дорожку»
От детской машинки логопед проводит неглубокую канавку в песке, ребенок воздушной струей выравнивает дорогу перед машинкой.
Игра «Что под песком?»
Картинка засыпается тонким слоем песка. Сдувая песок, ребенок открывает изображение.
Игра «Ямка»
Ребенок, следуя правилам дыхания, через нос набирает воздух, надувая живот и медленно, плавно, долгой струёй выдувает ямку в песке.
Игра «Помоги зайцу»
В песке делается три-четыре углубления - «следы», ведущие к игрушечному зайцу. Неподалеку располагается лиса. Необходимо «замести» все следы, чтобы лиса не обнаружила зайца.
Игра «Добрый великан»
Из песка насыпается невысокая горка. Перед ней игрушка (слоник, черепашка и др.). Ребенок, дуя на песочную гору, разрушает её, помогая герою продолжить свой путь.
Игра «Путешествие»
На песке легкие пластмассовые игрушки: ящерица, змейки, жуки. С помощью воздушной струи ребенок передвигает фигурки до заданного места.
Игра «Буря»
Во влажном песке выкапывается углубление и заполняется водой. Ребенок длительной сильной воздушной струей вызывает «бурю».
Артикуляционные упражнения
«Окошко»
Рот широко открывается-закрывается, в песке одновременно кистями рисуем окно – засыпаем его песком, снова рисуем - засыпаем.
«Наказать непослушный язычок»
Губами ритмично шлепать по высунутому языку со звуком «п-п-п», ладонью ведущей руки легко похлопывать по песку.
«Лопатка»
Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5-10, в этот момент под счёт производим ладонью ведущей руки «копательные» движения в песке.
«Расчёска»
Язык протискивать между зубами вперёд-назад, пальцами-«граблями» двигать по песку, оставляя следы.
«Качели»
Языком ритмично двигать вверх-вниз, указательным пальцем ведущей руки в такт движениям языка двигать по песку в том же направлении.
«Горка»
Улыбнуться, открыть рот и установить язык «Горкой», в это время под счёт набираем в кулачки песочек и насыпаем горку.
«Часики»
Языком ритмично двигать вправо-влево, указательным пальцем ведущей руки в такт движениям языка в том же направлении по песку.
«Оближем губки»
Рот открыт, кончик языка выполняет круговые движения по губам (по 3 раза в обе стороны, одновременно руками делаем круговые движения на песке.
«Лошадка»
Щелкать языком, одновременно пальцами ритмично, в такт щелчкам, «скакать по песку».
«Индюки»
Языком быстро облизывать верхнюю губу со звуком «бл-бл-бл», пальцами в такт движениям языка двигать в толще песка.
Игры для автоматизации звуков
Игра «Сильный мотор»
Произносить звук р, проводя указательным пальцем дорожку по песку. Вариант этого упражнения - рисовать на песке или на воде букву Р, произнося одновременно звук Р. Аналогично можно работать с другими звуками, сочетая написание буквы с произнесением звука.
Игра «Слабый моторчик»
Произносить звук Р (мягкий, проводя мизинцем дорожку по песку, воде.
Игра «Горочка»
Набрать в руку песок и произносить звук С, насыпая горку. Вариант этого упражнения - выбрать из лежащих или наполовину закопанных в песке игрушек игрушку со звуком С и, набрав песок и произнося этот звук, засыпать ее.
Игра «Дорожка»
Произносить заданные логопедом слоги, «прошагивая» их пальчиком или легко отшлепывая по песку или воде ладошками.
Игра «Совпадение»
Логопед закапывает в песок игрушки со звуком Ш : мышку, мишку, матрешку, кошку так, чтобы игрушка на песке обозначалась невысоким холмиком. Затем предлагает ребенку вспомнить игрушки, в названии которых есть звук Ш. Ребенок, называет игрушку, и раскапывает песок. Если происходит совпадение выкопанной игрушки с названной ребенком, то он получает возможность поиграть с этой игрушкой.
Игра «Отбери нужный предмет (картинку)»
Продолжая работу над звуковой стороной речи и развитием фонематического слуха, можно ограничить детей и предложить выбирать животных с определенным звуком в определенном месте слова (в начале, середине или конце, или же помочь им составить предложение с использованием заданного звука.
Игры для развития фонематического слуха и восприятия
Игра «Спрячь ручки»
Прятать руки в песок, услышав заданный звук.
Игра «Слоговые дорожки»
Рисовать круги на песке, проговаривая слоговые дорожки.
Игра «Два города»
Под толстым слоем песка спрятаны предметы, игрушки или защищенные картинки с дифференцируемыми звуками. Ребенок откапывает их и раскладывает на две группы.
Игра «Путешествие в зоопарк»
Сюжет с зоопарком можно использовать и в работе по дифференциации звуков. Возьмем, к примеру, звуки [с] – [ш]. Выставляются вперемешку фигурки или изображения совы, суслика, мишки, лисы, шиншиллы, шимпанзе, шмеля, лягушки, мыши, летучей мыши, сайгака, скунса, свиньи, саламандры, опоссума, барсука, сокола и т. п. После обозрения дети должны разделить пространство и заселить одну часть животными с одним звуком, а другую часть – животными со звуком оппозиционером.
Игра «Кто это был?»
Педагог достаё т из коробки игрушки: корова, тигр, пчела, змея, ёж. Каждой из них присваивается определё нное звучание: корова – мычит «м-м-м», тигр – рычит «рр-р», пчела – жужжит «ж-ж-ж», змея – шипит «ш-ш-ш», ёж – фырчит «ф-ф-ф». Игрушки закапываются в песок. Затем педагог длительно произносит какой-либо звук и предлагает детям определить, кто это был. Тот, кто правильно называет животное, откапывает получает эту игрушку.
Игра «Два моря»
Коробка с песком делится перегородкой на две части. Ребенок опускает предметы или игрушки с дифференцируемыми звуками в разные моря (например, «в море С» и «море Ш»).
Игра «Какой отличается?»
Песочный человечек произносит серию слогов (ну-ну-но, сва-ска-сва, са-ша-са, зу-су-су, мы-ми-мы) и предлагает детям определить, какой слог отличается от других слогов. Если ребенок правильно называет «лишний слог», откапывает игрушку из песочницы. Кто больше откапает игрушек, тот победил.
Игры для коррекции лексико – грамматических нарушений речи
Игра «Строители»
Цель.
Учить правильно употреблять в речи грамматические категории:
• -предлоги ОТ, К, НАД, МЕЖДУ, В, ИЗ-ЗА, У, ПЕРЕД;
• -приставочные глаголы: ПОСТРОИЛИ, ПРИСТРОИЛИ, НАДСТРОИЛИ;
• -наречия : ДАЛЕКО, БЛИЗКО, БЫСТРО, МЕДЛЕННО, ГЛУБОКО.
Оборудование:
Песочница с песком, игрушки: фигурки людей, машины, домики.
Ход игры.
Логопед предлагает ребенку построить в песочнице город, затем расселить жителей, достроить дома, перестроить их, проговаривая свои действия, придумать и рассказать историю одного из жителей поход в гости).
Игра «Чего не стало»
Цель.
Закрепление использования существительных в родительном падеже как единственного, так и множественного числа.
Оборудование:
Песочница с влажным песком.
Ход игры.
Логопед стирает часть предметов на песочной картинке, а затем просит ребенка рассказать, что изменилось в песочной картине.
Игра «Подбери слово»
Ребенок обнаруживает спрятанные в песке различные предметы или игрушки и подбирает к их названиям прилагательные, согласовывая их в роде с существительными (шарик - легкий, блюдце - пластмассовое).
Игра «Я делал – я сделал»
Цель.
Развивать мелкую моторику руки. Упражнять в употреблении глаголов первого лица единственного числа настоящего и прошедшего времени (закапываю - закапывал, откапываю - откапывал).
Оборудование:
Песочница с мокрым песком, плоскостные фигурки.
Ход игры.
Логопед перед занятием прячет в песке фигурки и предлагает ребенку откапать, комментируя свои действия (я откапываю игрушку, я откапал игрушку, это слоник и т. п.)Затем логопед предлагает ребенку самому закопать игрушки в песок, проговаривая свои действия (я закапываю, я откапываю … и т. п.)
Игра «Картина из загадок»
Предлагаю вам разгадать загадки, но не просто разгадать, а нарисовать ответы на песке так, чтобы получилась картина. Ответы-картинки должны располагаться на песке примерно там, где они находятся в обычных рисунках.
Жёлтая тарелка на небе висит.
Жёлтая тарелка всем тепло дарит (солнце)
Ветерок-пастушок затрубил в свой рожок.
Собрались овечки у небесной речки (облака)
Как над речкой, над рекой
Появился вдруг цветной
Чудо мостик подвесной (радуга)
Течёт, течёт - не вытечет,
Бежит, бежит - не выбежит (речка)
Она под осень умирает
И вновь весною оживает.
Иглой зелёной выйдет к свету,
Растёт, цветёт всё лето.
Коровам без неё - беда:
Она их главная еда (трава)
Игры на развитие связной речи
При рисовании песочной картины можно отрабатывать умение строить как простые, так и сложные предложения. На начальном этапе работы над сложными предложениями следует использовать сопряженную и отраженную речь.
Игра «Дорисуй картинку и составь предложение»
Логопед рисует на песке мяч, скакалку, воздушный шар или другие предметы. Задача ребенка - дорисовать песочную картинку и составить по ней предложение («Таня держит в руках воздушный шар»). Фраза проговаривается в момент действия.
Игра «Начни предложение»
Ребенок рисует на песке предмет и начинает предложение, логопед (или другой ребенок) заканчивает фразу. (и наоборот)
Игра «Друзья»
При рисовании на песке ребенок составляет сложные предложения («У Тани воздушный шар, а у Миши резиновый мяч»).
Игра «Что случилось?»
При создании картины на песке ребенок составляет сложноподчиненные предложения («Таня горько плачет, потому что ее шарик лопнул»)
Игра «Две игрушки»
На песке ребенок рисует два предмета (мяч и воздушный шар). Составляя диалог (меняя голос) от имени предметов, он сравнивает их, подрисовывая в процессе речи песочную картинку.
Воздушный шар. Я круглый.
Мяч. Я тоже
Шар. Если меня ветерок подхватит, я полечу
Мяч. А если по мне ударят - я высоко подскачу.
Шар. На мне нарисован красивый цветок.
Мяч. А я украшен разноцветными полосками
Шар. Меня надувают воздухом.
Мяч. И у меня внутри воздух.
Игра «Нарисуй и расскажи»
Ребёнок рисует на песке и составляет рассказ (повествовательный, творческий, с проблемным сюжетом).
Игра «Покажи сказку»
Ребёнок составляет рассказ (повествовательный, творческий, с проблемным сюжетом) по демонстрации своих (или логопеда) действий, используя мелкие игрушки, предметы.
Игра «Найди и опиши игрушку»
Ребёнок составляет описательный рассказ о найденной в песке игрушке (животные, предметы, герои сказок).
Игры для коррекции слоговой структуры слова
Игра «Полоски»
Ребенок чертит на песке заданное количество полосок, а затем по их количеству придумывает слово.
Игра «Исправь ошибку»
Логопед чертит на песке ошибочное количество полосок. Ребенок анализирует количество слогов в слове и исправляет ошибку, добавляя или убирая лишнюю полоску.
Игра «Раздели слова на слоги»
Ребенок печатает на песке заданное (или самостоятельно подобранное слово) и вертикальными полосками делит его на слоги.
Игра «Придумай слово»
- ребенок чертит на песке горизонтальную полоску, а затем придумывает слово. Сколько в слове слогов, на столько частей ребенок вертикальными линиями делит горизонтальную полоску.
Например, СЛОНЫ. В слове сло-ны 2 слога.
Главное, ответ ребенка должен быть полным. Например, «Я придумал (а) слово СЛОНЫ, в слове СЛОНЫ 2 слога, поэтому я разделил (а) слово на 2 части».
Игра «Назови первый звук»
- в песке зарыты картинки с изображениями предметов. Найдя картинку среди множества песка, ребенок называет предмет, изображенный на картинке и первый звук в этом слове и количество слогов.
Например, «У меня картинка – кошка. В слове кошка первый звук [К], и два слога.
Игра «Следы на песке»
- сделать следов на песке (ладонями, пальчиками) столько, сколько слогов в слове и посчитать.
Игра «Гора»
- ссыпать из кулачка столько кучек «гор», сколько слогов в слове.
Игра «Художник»
- логопед произносит слово, а ребенок рисует на песке столько квадратов (кругов, треугольников и т. д., сколько слогов в слове.
Игры для коррекции дисграфии и дислексии.
Подготовка к обучению грамоте
Звуковой анализ слова. На песке чертить схемы слов и предложений разной степени сложности.
Обучение чтению и печатанию букв. Упражнения на сыром песке типа «Исправь ошибку», «Добавь деталь», «Прочитай», «Допечатай первую (последнюю) букву слова»; звукобуквенный анализ слов различной сложности
Игра «Напиши на песке»
Ребенок пишет заданные буквы, слоги и слова, а логопед их читает. Допускается и обратный вариант: логопед пишет, а ребенок читает.
Игра «Узнай букву»
Песочницу можно использовать для нахождения определенной буквы, изготовленной из пластмассы и закопанной среди прочих в песке (вариация игры «Волшебный мешочек»).
Игра «Буква потерялась»
Логопед пишет на песке слово, пропустив первую, последнюю букву или букву в середине слова. Дети угадывают задуманное слово, дописывают буквы.
Игра «Буквы»
Очень любят дети лепить буквы из песка, сгребая его ребрами ладоней. Нравится им превращать буквы «Л» в «А», «Ч» в «Т», «О» в «Я» и т. д.
Слова на песке можно писать печатными и письменными буквами, сначала пальчиком, потом палочкой, держа ее как ручку. Песок позволяет дольше сохранить работоспособность ребенка. Ошибки на песке исправить проще, чем на бумаге, где всегда видны следы ошибок. Это дает возможность ребенку ощущать себя успешным.
Игра «Составь слово»
Найди спрятанные в песке буквы и составь из них слоги, слово.
Игра «Напиши на песке, преврати в другое слово»
Ребенок пишет заданные буквы, слоги и слова, и их читает. (или логопед пишет, а ребенок читает.) Логопед предлагает детям написать на песке слово (1,2-сложное, а затем превратить его в другое заменив один звук (букву) (РАК-МАК).
Игра «Начерти на песке»
Логопед произносит предложение, а дети чертят соответствующую схему.
Игра «Придумай к схеме предложение»
Логопед чертит на песке схемы предложений разной степени сложности. Дети придумывают соответствующие предложения.
Игра «Цветы на клумбе»
Цель.
Научить детей определять количество слогов в словах.
Оборудование:
Песочница, игрушечные цветы или нарисованные цветы на подставках.
Ход игры.
Логопед: Дети, сегодня наша песочница по взмаху волшебной палочки превратится в цветочную клумбу.
(зачитывает стихотворную инструкцию).
На клумбе здесь растут цветы необычайной красоты.
Любуются все их цветеньем, вдыхают запах с наслажденьем.
На клумбе три бороздки проведем, названия цветов на слоги разобьем!
Один слог в верхнюю сажаем, два слога в центре оставляем.
Три слога - в третью грядку. Теперь сажаем по порядку.
Односложные слова: мак
Двухсложные слова: роза, тюльпан, пион, ирис, нарцисс, астра.
Трехсложные слова: ромашка, василек, лилия, гвоздика.
После выполнения задания ведущий задает детям следующие вопросы.
1. Опиши цветок по цвету, форме.
2. Где растет этот цветок?
3. Какие цветы больше всего нравятся тебе, маме, папе, бабушке?
Дети вместе сочиняют сказку о цветах.
Игра «Построй ступеньки»
Цель.
Научить детей определять количество слогов в словах.
Оборудование:
Песочница, домики с 1,2 и 3 окошками, картинки с изображением предметов.
Ход игры.
На возвышенностях, сделанных из песка, мы располагаем домики с одним, двумя и тремя окнами. Дети должны выложить ступеньки из картинок,. Возле домика с одним окном выкладываются односложные слова; с двумя - двухсложные; с тремя окнами - трехсложные.